Свободная трибуна

Радостная весть?

Фото Михаила Мешкова
Так начался первый рабочий день Андрея Нелидова в музее-заповеднике

Директор музея-заповедника «Кижи» на встрече с депутатами объявил, что «строить бордель напротив Преображенки он не собирается».

 

Можно было бы вздохнуть с облегчением и поддержать Андрея Витальевича в этом благородном стремлении. Если бы не одно «но». Вот уже несколько месяцев я собираю досье  – материалы, опубликованные в различных СМИ о  музее-заповеднике «Кижи». И, поверьте, ни в одной публикации никто не бросил обвинения в адрес Нелидова именно за то, в чем он так рьяно оправдывается. Писали, в том числе и автор этих строк, что есть опасность превращения музея-заповедника в исторический Диснейленд, то есть парк развлечений. Но, как известно, ни в одной стране мира развлечения, оказываемые борделями, в диснейлендах  не предоставляются.

 

Трудно опровергнуть Андрея Витальевича, когда он объявил депутатам, что  извещения о проведении конкурсов опубликованы и оснований для волнения нет. Действительно опубликованы. Но опять вылезает занозой это «но»… Извещения появились на сайте госзакупок 30 мая. Кстати, следом было вывешено на сайте извещение о проведении тендеров на закупку 5 теплых биотуалетов на сумму 4,6 млн рублей. Много или мало? Для сравнения (данные с того же сайта): на реставрационные работы на Преображенской церкви в 2013 году (демонтаж части металлоконструкций каркаса-лифтинга и частичная корректировка, а также осуществление обтяжки бревен сруба) в сумме по двум конкурсам 8 млн.595 тыс. 620 рублей. Но это к слову.

 

Сошлюсь на авторитетное мнение бывшего директора музея Эльвиры Валентиновны Аверьяновой, которое опубликовано на сайте «Ведомости Карелии». Работы по продвижению конкурсов начинались в музее в марте, чтобы в июне приступить к реставрационным работам на Преображенском храме. То есть на это уходило 1,5 – 2 месяца. Но если объявления о конкурсе были опубликованы 30 мая, возникает вопрос: когда же начнутся сами работы на храме? Во время пресс-тура на остров весной нам рассказали, что цикл работ  рассчитан на 6 месяцев, в начале ноября Преображенку уже ставили на консервацию, так как зима в Карелии наступает рано. Да, за прошедшие годы реставраторы накопили немалый опыт, оперативнее стали решать все вопросы, возникающие в ходе работ, объем работ на верхних ярусах меньше, не случайно в этом году решено объединить в один «пакет» 5-й и 4-й ярус.  Но ведь время, отпущенное на работы, сокращается практически вдвое.

 

На брифинге в правительстве, в котором участвовал и А.В. Нелидов, прозвучало, что наконец-то согласован проект по строительству входной зоны. Теперь же, из блога А. Степанова выясняется, что «план входной зоны согласован с российскими инстанциями, но вот ЮНЕСКО этого не спешит делать. Возможно, она его просто не согласует и придется делать что-то другое». Но и «другое» придется вновь согласовывать. Или кафе и магазины собираются строить подпольно?

 

И наконец директор музея  сообщил депутатам, что концепция развития музея пишется и будет готова к ноябрю. С этой концепцией, на мой взгляд, детективная история. Я знаю и слышала о двух: одну, разработанную музеем-заповедником, одобрило музейное сообщество России, вторая – И. Романова – привела это же музейное сообщество в шок.  На одной из пресс-конференций министр  культуры России сказал, что в назначении А.В. Нелидова директором музея-заповедника «Кижи» решающее значение имела… концепция развития музея, которую представил Андрей Витальевич. И наконец при вступлении в должность он же объявил, что никакой концепции у него нет, он только собирается ее создавать вместе с коллективом музея. Не слишком ли много концепций для одного музея? Даже если это всемирно известные Кижи? А главное, что все-таки ждет музей-заповедник в будущем? Андрей Витальевич хранит по этому поводу молчание.

 

Откуда-то со стороны долетают обрывки сведений – о росте потока туристов, лошадях, дорогах и туалетах. Его первые шаги на новом месте тоже мало о чем говорят: ремонт кабинета, сокращение штата и  создание «своей команды», которая работала с ним в правительстве и никто из которой не работал ни одного дня ни в одном музее (если у кого-то есть другие сведения я готова извиниться), предполагаемая закупка туалетов…

 

Кто бы спорил, что музей как любое учреждение, предприятие, нуждается в развитии, должно идти, как говорят, в ногу со временем. Но заниматься перестройкой должны профессионалы или хотя бы люди, которые не один год ели музейный хлеб и могут грамотно распределить приоритеты в этой музейной работе.