Свободная трибуна

Как-бы-жизнь

Фото amritam.ru

Памяти революции

Некоторое время – впрочем, длительное уже, преследует меня странное ощущение как-бы-жизни, и это «как бы», прочно засевшее в ткани обыденной речи, в данном случае ничуть не сорное выражение. Изъясняясь по-научному, нет чувства укорененности в бытии. То есть нет того завтра, в которое мы с детства привыкли верить. Несмотря именно на детскость посыла, жить, ощущая впереди некую известную, хотя и иллюзорную, цель, было как-то легче, равно как и проще было проецировать себя в будущее. И вот оно, это будущее, наступило. А вместе с ним пришло смутное ощущение конца истории.

 

Постойте, но разве не этим заканчивается коммунистическая доктрина? Наступает коммунизм, а что будет потом, ни одни философ так и не решился заявить. Ситуация патовая, конец времен, как в библейском Апокалипсисе. Так может быть, коммунизм сам собой взял и тихо наступил, а мы этого не поняли? Ну, не в таком виде, в котором мы его ждали, но ведь ход истории всегда корректирует наши чаяния. Вот же оно – товарное изобилие. Давайте представим, что трудящиеся конца семидесятых возвращаются с работы домой, и вдруг на перекрестке Ленина и Дзержинского миражом встает «Сигма», в которой свободно продается – не может быть! – зеленый горошек, майонез и капроновые колготки (про другое я уже молчу). Ну разве это не счастье?

 

Насколько далеко простирались мечты рядового советского человека? Ненамного дальше «земного рая» с молочными реками и кисельными берегами – для всех, не только для себя. «Сидевшие в грязи» рабочие мечтали о городе-саде, который находился на расстоянии всего-то четырех лет. И вот современные рабочие сидят, получается, на развалинах того сада, которым теперь представляется царство социализма, то есть буквально на руинах заводских цехов и пролетарского соцкультбыта: заводской библиотеки, столовой, поликлиники, клуба и пр. И так же жуют. Ну, не подмокший хлеб, а что бог пошлет на день текущий.

 

В пору моей службы в охране завода «Авангард» трудящиеся, совершая обход заводской территории, обнаружили вход в бомбоубежище, в чреве которого хранились консервы с советских еще времен. И, поскольку зарплату платили нерегулярно, консервы эти употребили по назначению. Кстати, никто не отравился, но жуткая у меня тогда возникла ассоциация: завод – как разлагающееся тело дракона, которое дает пищу стервятникам. Кража цветмета с заводской территории, с которой, собственно, и боролись охранники – пример того же порядка. Цветмет тащили сами рабочие, чтобы продать и как-то прокормиться… Может быть, на других предприятиях картина была иной, но там было именно так. И вот скажите, какую такую эфемерную цель может иметь подобное прозябание на рабочем месте, кроме цели просто дожить до зарплаты? Да, дожить, чтобы раздать долги, пару раз сходить в магазин, а потом ждать очередной получки.

 

Такую жизнь ради воспроизведения простого физического существования ведет множество людей вокруг нас. И никто не обещает им ничего иного, кроме разве что загробного воздаяния. Еще и по этой причине Россия становится все более клерикальным государством, в котором «духовной жаждою томимые» люди неизбежно обращаются в лоно церкви, не находя ничего иного. Рьяными неофитами становятся прежде весьма рациональные граждане, не только из числа обездоленных. Ничего плохого нет в искреннем обращении к вере, однако не до такой же степени, чтобы рассуждать на уровне полуграмотного прихожанина о рае, где растет виноград, и аде, в котором черти жарят грешников. А ведь рассуждают – даже некоторые высокопоставленные чиновники, бывшие в юности своей продвинутыми интеллектуалами. Знаю, общалась. Окунувшись в московское околоправительственное бытие, обретя статус и квартиру в престижном центре, они вдруг ощутили ту же пустоту как-бы-жизни и полное отсутствие перспективы, кроме именно что загробного воздаяния по заслугам. И я вдруг с удивлением обнаружила, что они втайне завидуют стихотворцам, художникам и прочим нищебродам-творцам, которым дано то, что не даст ни одна карьера: именно прорыв в инобытие.

 

Хотя, казалось бы, что еще человеку надо, когда у него вроде бы все есть? (Убеждение бытовало и при советской власти. Именно наше поколение, вроде воспитанное на принципах нестяжательства, повзрослев, разграбило страну). В том-то и дело, что человек – существо избыточное во всем. Ему мало просто размножаться – подавай любовь. Мало утолить голод – еда должна быть вкусной. Мало срам прикрыть чем попало – одежда должна быть модной и чистой. Человеку вообще мало окружающей действительности – нужен еще мир фантазий и грез, из которого вырастает вторая реальность: книги, фильмы, музыка, картины… Как ни странно, этот надуманный мир – практически единственное, что остается незыблемым по прошествии времени. Рушатся даже храмы, однако стихи не меркнут.

 

Помнится, коммунизм настаивал на принципе «каждому по потребностям». А кто определяет эти потребности? Выборная комиссия, что ли? Или сам человек? Люди избыточные вроде бы умеют обходиться малым, тогда как материальные запросы людей-потребителей безграничны. Вроде бы это так, но на отечественной почве произрастает и какая-то новая разновидность человека, которому по определению вообще почти ничего не нужно. Вот, сразу после увольнения из кинологической службы завода «Авангард» в бюро по трудоустройству мне предложили работу в женской колонии (кинолог я непьющий, это ценно). Мой отказ вызвал крайнее удивление: «А что вам еще нужно? Там обмундирование казенное, паек и платят неплохо». Действительно, чего еще-то желать? Трудовой стаж капает, кормят наготово, одежонку кой-какую дают… Так может, правительство всему населению выдаст казенные штаны, назначит паек и отпустит на все четыре стороны, все равно ведь почти никто уже ничего производит. И все наконец будут счастливы. Нет, ну а что нам еще надо-то?

 

Был еще второй коммунистический посыл: «от каждого по способностям», наверное, имелась в виду самореализация, самоактуализация личности. Если набрать слово «самоактуализация» в поисковике, непременно выскочит пирамида американского психолога А. Маслоу:

 

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, – разъяснял Маслоу. – Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии – наивысшей из них».

 

Судя по фамилии, американский психолог Маслоу – славянского происхождения, однако на русской почве его теория как раз-таки разъезжается по швам. Набившие желудок личности отнюдь не выходят в высокие сферы, а, когда хочется «духовности», довольствуются примитивными песенками и зрелищами. Да и вообще чего тогда стоит человек, если он вспоминает о саморазвитии, только грубо нажравшись и вдоволь натрахавшись (см. основание пирамиды)? Избавиться от неудач – вообще недостижимый посыл, неудачи неизбежны, но они только закаляют характер и дают импульс развития…

Наверняка большинству российских граждан пирамида Маслоу кажется, мягко говоря, странной, однако похоже, что именно на ней базируются профильные предметы в неких академиях – госслужбы или каких других, где некогда обучалось наше правительство. По случаю вспоминается выступление одного местного начальника, г-на Н. Ностальгируя по интеллигентской питерской юности, он невольно воскликнул: «До искусства ли мне было, когда у меня был всего один костюм?» Сейчас у него костюм наверняка не один, а может быть, даже семь – на каждый день недели, однако ему по-прежнему не до искусства. Нет, надо ли объяснять, что ради этой самореализации человек способен пожертвовать безопасностью – это уж  точно, успехом, почитанием и пр., выбрать скудный паек и т.п.?

 

Наверное, все-таки надо. Потому что политика правительства по отношению к рядовым гражданам у нас явно исходит из принципа: а давайте набьем супермаркеты жратвой (с ГМО), китайским тряпьем (которое расползается после первой стирки), дисками с попсой и порнухой… И чего еще-то трудящимся надо? Про «неуклонный рост народного благосостояния» никто стыдливо не вспоминает. Про объективное существование некоего духовного космоса – а это вообще чё такое? Кстати, Маслоу сам понимал, что прозябание на нижних слоях пирамиды никак нельзя назвать настоящей жизнью, а только суррогатом ее. Вот же она и есть, как-бы-жизнь, суррогат, в котором мы давно судорожно трепыхаемся, бьем лапками, как та лягушка (причем ОНО – явно не сметана). Даже преступления стали страшно и нелепо мелочными. Убивают не из ревности и не по идейным соображением, а за пин-код банковской карты или пять тысяч рублей. Далеко не случайно в языке поселилась частица-паразит «как бы»: это как бы журнал, вчера посмотрел как бы фильм. Язык как никакая иная структура отражает общественное сознание, равно как и коллективное бессознательное, а в последнем, очевидно, крепко укоренилось всеобщее ощущение как-бы-жизни.

 

В советском атеистическом обществе «духовный космос» был, как ни странно, гораздо обширней. Я ставлю кавычки, потому что дух считался чисто гипотетическим понятием, плодом высшей нервной деятельности и как нечто нематериальное попросту не существовал. Вот ведь какой огромный получается парадокс: духовного космоса объективно не существовало, но он был,  и храмы возводились по всей стране атеистические – то есть библиотеки. В них служили жрицы – библиотекарши, составлявшие некую отдельную касту советского общества. Широко образованные, нарочито асексуальные (не одно кино снято про это), полностью посвятившие себя служению великой Книге… Стереотип советской библиотекарши – это вывернутый наизнанку образ жрицы любви, аналогия хорошо прослеживается в фильме «Влюблен по собственному желанию» – встреча с невзрачной библиотекаршей полностью меняет жизнь и сознание мужчины, а ведь именно этого и добивались жрицы древних храмов. Только там секс стоял в начале, а в фильме – в конце. (Знаменательно, что сейчас активно сокращается сеть библиотек, или храмов, способных изменить сознание). Сама пирамида ценностей – в теории по крайней мере – в советском обществе была перевернутой. Великая избыточность советского человека произрастала на скудном пайке, ширпотребовской одежде, а что касается безопасности – сами понимаете. Но неужели иначе быть не может?

 

Или само мое недоумение следует из того, что при всем неприятии советского мироустройства мы все равно остаемся людьми советской закваски (хорошо, лично я остаюсь и одновременно не приемлю). Поэтому единственное, что некогда удержало меня в моей стране, был именно духовный космос, который мы вроде бы не ощущаем, как воздух. Но стоит перекрыть кислород, и мы начинаем задыхаться, в панике ловить губами ускользающее бытие, как вынутые из воды рыбы. Вот именно это сейчас и происходит. По крайней мере, со мной.

 

А еще у меня, как у «советского» человека, возникает резонный вопрос: а существует ли вообще какая-то более-менее внятная программа развития нашей страны в целом? Вроде бы у нас функционирует Министерство экономического развития. Ну и куда движемся? Как пытаемся вписаться в постиндустриальный пейзаж? Я так подозреваю, что мы строим некое общество изобилия товарного фуфла, обитателям которого действительно больше ничего не нужно. Причем фуфло относится не только к шмоткам, но и к бывшей духовной сфере – книгам, театру и кинопродукции, потому что большая половина «разумного, доброго, вечного» нынче тоже имеет приставку «как бы».

А насчет того, что вдруг у нас уже коммунизм, – это я так ерничаю, конечно.

 

 

  • Тищенко Николай Владимирович

    Стену. Согласен. «Справедливости ради» — да, набережная, «Сигма» и «Лента»,отели, некоторые дома, в которых окна темны по вечерам, так как КУПИТЬ в них квартиру НЕВОЗМОЖНО большинству… Магазины, магазины и магазины (Петромагазинск),ночные клубы, сауны… — А ОТЗ, радиозавод, «Светлана», «Тяжбуммаш», «Авангард», станкостроительный завод, слюдяная фабрика…??? Новое предприятие, ХОТЬ ОДНО? Новые школы, детские сады, библиотеки???!!! За 22 «мирных года»???!!!
    Просто пройдитесь по городу с вопросом в душе — а это когда построено?

  • Стен

    Что построено? Справедливости ради вспомним хотя бы набережную, которую мы все так любим и куда обязательно приводим гостей. Она появилась в таком виде именно в 90-е.

  • Тищенко Николай Владимирович

    Яне. «А что я делаю здесь». Марина Ивановна коротко отвечает — «Поэт — пленник вечности.» и ещё — » Поэт всегда родится не в своё время. Я из прошлого века…»
    «Современная Россия, которая ОБЫВАТЕЛЯ (курсив мой — Н.В.Т.) чуть ли не НАСИЛЬНО — во всяком случае неустанно и неуклонно — наглядным и изустным путем приучает …к ИСКУССТВУ, все это переместила и перевернула. Пусть не все понимают, пусть не все сразу понимают, достаточно того, что причину этого непонимания ищут в себе, а не в писателе. — «Почему, Владимир Владимирович, — вопрос рабочих Маяковскому, — когда вы читаете, мы все понимаем, когда сами…» — «Учитесь читать, ребята, учитесь читать»… Россия страна, где впервые учатся читать поэтов»
    Чему учат современные «поэты революции» (чубайсята)? Сладости 300 сортов сыра? Абсурду «норковых революций»? «Кррровавости советского режима»? Конечно, появится фраза — » А Что я здесь делаю»? — Как что? — Живёте вы тут и сейчас, среди домов, и не только домов, построенных отцами и дедами при СОВЕТСКОЙ власти. А что построено в Петрозаводске за 22 года гайдаровщины что построено в Карелии? Вспомните хотя бы 1955-1977 годы…

  • Яна Жемойтелите

    Традиция все подвергать сомнению далеко не нова. Еще у Декарта незыблемым оставалось исключительно сомнение: я сомневаюсь, следовательно, я существую. Советская власть лично мне сильно навредить не успела, но даже папа успел побывать «сыном врага народа». И вот,проскочив в настоящее и убедившись в собственном существовании, я тут сижу и думаю: «А что я делаю здесь?»

  • Тищенко Нмколай Владимирович

    Никифорову, Яне. Состояние духовного поиска и переживания этого поиска ОБЫЧНО для пишущего человека. Пример — хоть «В лаборатории редактора» Лидии Чуковской, я не говорю уже о Цветаевой или ещё о ком. Я так понял Янин текст. А комментарии… Сейчас стало…так сказать, нормой резкость и агрессивность дискуссий в интернете. Короткие тексты комментариев, анонимность, попытки самовыражения — всё это ранит душу пишущего …Особенно в таком жанре «статья-размышление»
    Что ж, пишешь — готовься защищаться, не будь аморфным, умей отстаивать своё…

  • Никифоров

    Цитирую Жемойтелите: «Или само мое недоумение следует из того, что при всем неприятии советского мироустройства мы все равно остаемся людьми советской закваски (хорошо, лично я остаюсь и одновременно не приемлю)». Вы как двуликий Янус, и туда и сюда. Вот поэтому-то Вам и пишут такие комментарии, это все из Вашей статьи. Из Вашей, а не из другой. Тяжело жить раздвоенно. Хотя не понятно, почему Вы не приемлите: что Вам плохого Советы сделали. Вроде и писателем стали… Жалко Вас.

  • Наблюдатель

    [quote name=»Дм.Новиков»]Вот,Яна, тебе и результат попыток проскользнуть между Сциллой и Харибдой. Особенно умиляет, что Господь, оказывается, наказывает за попытки разобраться в бесовском перевороте.[/quote]
    Хорошо бы сейчас Господь так нас наказал, чтобы в итоге 99,9% жителей России жили уверенно и счастливо. Как после «бесовского» переворота. Стыдно так писать, знаменитые писатели.

  • Олег Гуреев

    [quote name=»Яна Жемойтелите»]… Это просто опыт переживания безвременья, которое все длится и длится. А впереди — пустота.[/quote]

    За что и боролись…

  • Яна Жемойтелите

    Сдается мне, комментаторы читают уже какую-то другую статью, не мою. Кто куда стреляет? Куда пытается проскользнуть? Это просто опыт переживания безвременья, которое все длится и длится. А впереди — пустота.

  • Дм.Новиков

    Вот,Яна, тебе и результат попыток проскользнуть между Сциллой и Харибдой. Особенно умиляет, что Господь, оказывается, наказывает за попытки разобраться в бесовском перевороте.

  • Наблюдатель

    Мне вообще не понятно, почему ПАМЯТИ РЕВОЛЮЦИИ, действительно Великой, посвящен этот туманный и витиеватый рассказ. Ясно, что он не достоин публикации хотя бы в этот день. Автор, не принимая «советизм»,но как-то при нем сохранившись и выжив, права в том, что при Советах у нас была ЦЕЛЬ, НАДЕЖДА, а сейчас ее НЕТ. Во имя чего живем? Автор мог в выдуманный день какого-то «народного единства» (воров с ограбленными?) написать про это «единство» статью. А он опять стреляет в прошлое, за эту стрельбу Господь нас и наказывает. А мы опять стреляем… Разве нельзя угомониться? Разве нет других более важных тем?

  • Тищенко Николай Владимирович

    А в чём спор с БЕЗРОДНЫМ? Или с Набоковым, или с Чернышевским? «Самодеянный универсализм», именно САМОНАДЕЯННЫЙ к мировоззренческой победе вряд ли приведёт. Тем более «универсализм». Это в, простите, УНИВЕРмаге может быть. Да и то… купите там САМОНАДЕЕННО что-нибудь, не зная качества этого самого купленного…
    У Набокова Николай Гаврилович такой, а у Николая Семёновича Лескова вообще всё не так…
    Вот посмотрите, что по теме думает Владимир Николаевич Захаров, зав. каф.литературы ПГУ — http://novved.ru/kultura/26601-sbilis-my-chto-delat-nam.html . Интервью для «Новгородских ведомостей»…
    А Дима Быков, Акунин и иже с ними … Известны, да, а дальше что? «Властители умов?
    Так что не унывайте и не тоскуйте!!! Если только по уехавшему на рыбалку любимому (шучу).

  • Марина

    С космополитом безродным не поспоришь,но и статья Жемойтелите мне понравилась. Ведь это действительно так: когда материальности много,она забивает всё остальное. А чтобы продолжать ощущать себя человеком с большой буквы — хочется духовности. Которая сейчас почему-то перекочевала в лоно церкви,а осколышами своими — в песенки, антрепризы и прочее. И ничего не поделать. Только тосковать и пытаться.

  • Большевик

    [quote name=»Олег Гуреев»]Достижения России по сравнению с периодом СССР
    http://infoabad.com/blogs/moi-blog/dostizhenija-rosi-po-sravneniyu-s-periodom-sr.html%5B/quote%5D
    Спасибо, ТОВАРИЩ Олег Гуреев! Мы с тобой не одни. Нас очень много! Вперед!

  • Космополит Безродный

    Набоков, иронизируя над такими вот «провинциальными экзистенциалистами», писал в знаменитой четвертой главе «Дара»: «Чернышевский не видел беды в незнании подробностей разбираемого предмета: подробности были для него лишь аристократическим элементом в государстве общих понятий».
    Жажда «государства общих понятий», «программа развития страны в целом» — самонадеянный универсализм, увы, живет и побеждает…

  • Тищенко Николай Владимирович

    Яна по-своему описала душевное состояние русского пишущего человека (и не только пишущего)в обществе, где провозглашается господство денег, «успешности», «свободы от», а не «свободы для». А вспомним ай да молодца Александра Сергеевича —
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Не видя слез, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное судьбой,
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    «Наше всё» — Пушкин о далёких временах. И что изменилось? «Насильственная лоза» только приобрела очертания «демократии».
    «Но есть и Божий суд, наперсники разврата». Чтобы этот суд совершился, чтобы совершался каждый день, те, кто могут, ОБЯЗАНЫ «не позволять душе лениться» и нести искру Божию, и холить-лелеять её в себе и во всех. Должны обличать.
    Времена не выбирают. Теперешнее для «тутошних» трудны, опасны, НО было и хуже. И всегда «провинциальные экзистенциалисты» держались, сохраняли дух и душу, в отличие от столичных онегиных и креаклов.

  • Олег Гуреев

    Достижения России по сравнению с периодом СССР
    http://infoabad.com/blogs/moi-blog/dostizhenija-rosi-po-sravneniyu-s-periodom-sr.html

  • Олег Гуреев

    [quote name=»Большевик»]
    У меня при учебе в ВУЗе все принимали и учились, а не тушенку считали. Странная статья иностранного гражданина, живущего в России. И это в день ВЕЛИКОГО события в истории человечества! Н-да… Доехали. Теперь, НАТО, бери нас голыми ручищами. Мы себя сами сдаем.[/quote]
    Спасибо, товарищ!
    Тут вполне очевидно следующее: нынешние (и власти и) про-властные структуры не могут простить Советскому Союзу безбедной жизни народа. Как в материальном, так и в духовном плане. Именно по этой причине вот уже более 20-ти лет идёт бесконечное, перманентное втаптывание СССР в грязь. А он, вот же, никак не втаптывается. Только утрамбуют одну часть – тут же из-под катка вылезет другая. И опять вполне дающая фору нынешней распальцованной комфортабельной «элитарности». Опять надо катку работать.

    Посмотрите интервью прохожих в Краснодаре на эту тему:
    http://youtu.be/VM2QT7koBXg

  • Большевик

    [quote name=»Олег Гуреев»]Яна, то есть, ты начала с рассуждения о Коммунизме,
    в конце заявив, что ты пошутила.
    Хорошо, что приобрёл навык быстрого чтения. Но сегодня вроде не 1 апреля.
    Кстати, с днём 7 ноября тебя! И всех читателей «Лицея»![/quote]
    Полностью согласен. Не понял, откуда строки Ваши, автор, относительно того, что «мы ВСЕ не принимали советского мироустройства»? Кто «мы»? И кто подсчитывал голоса тех, кто не принимал? Какой счет голосов? Сколько ЗА и сколько ПРОТИВ? У меня при учебе в ВУЗе все принимали и учились, а не тушенку считали. Странная статья иностранного гражданина, живущего в России. И это в день ВЕЛИКОГО события в истории человечества! Н-да… Доехали. Теперь, НАТО, бери нас голыми ручищами. Мы себя сами сдаем.

  • Космополит Безродный

    И да, родители Маслоу — выходцы из Российской империи. Но не славянского происхождения отнюдь. Что не делает его выводы менее обоснованными — конечно, не в той интерпретации, что приводится у Вас.

  • Космополит Безродный

    Она там уже очень давно. Настолько, что пояснять её — всё равно что постить как-бы-афоризмы Черчилля в Контакте :)

  • яна жемойтелите

    Неужели пирамида Маслоу вошла в курс школьного обществознания? Приплыли.

  • Космополит Безродный

    [i]»большая половина «разумного, доброго, вечного» нынче тоже имеет приставку «как бы»»
    [/i]
    Половины как бы равны :)
    И почему каждый второй провинциально-экзистенциальный текст непременно упоминает пирамиду Маслоу из школьного курса обществознания?

  • Яна Жемойтелите

    Здравствуйте, Николай Владимирович.
    В ваш клуб я обязательно приду… Странно: получается, что я тут опять вроде бы манифестирую. А мне казалось, что ощущение «как-бы-жизни» — симптом депрессии или кое-чего похуже. Однако в последнем случае больной не осознает своих странностей, а я как раз осознаю. Значит, не все еще потеряно. Ура! И Валентине Степановне привет.

  • Тищенко Николай Владимирович

    Здравствуйте, Яна. С 7 ноября Вас и спасибо за Ваш «Как-бы-не-жизнь» (позвольте так переозаглавить)Ваш великолепный, талантливый почти суггестивный очерк-экзерсис, выполненный в высоком духе РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.
    Вам привет от Валентины Степановны Сухановой…
    Вы говорите и пишете как раз о «ДУХОВНОЙ ЖАЖДЕ», которую нам с Вами привила русская культура, русская поэзия, советская одухотворённость. Она, советская, звала «Светить всегда, светить везде до дней последних донца!»Как Вы и светите своими произведениями. Приходите к нам в Клуб любителей русской словесности при кафедре русского языка ПГУ — вы встретите таких же «томимых», только молодых и маленьких, и не очень маленьких. Это и есть русский, советский душевно-духовный коммунизм… И глаза горят отнюдь не от 300 видов сыров или новомодной тряпочки…
    А кадавр Стругацких, удовлетворённый всем материальным… Ну, что ж поделать… Только нельзя ему давать сворачивать и приватизировать пространство-время. Для этого и нужны революция, Маяковский и ГОЭЛРО.
    С 7 ноября Вас, Яна!!!

  • Олег Гуреев

    Яна, то есть, ты начала с рассуждения о Коммунизме,
    в конце заявив, что ты пошутила.
    Хорошо, что приобрёл навык быстрого чтения. Но сегодня вроде не 1 апреля.
    Кстати, с днём 7 ноября тебя! И всех читателей «Лицея»!