Свободная трибуна

Карелии необходим памятник «Страна двух эпосов»

Фото Владимира Ларионова
Карелия — страна двух эпосов

Где ещё в мире можно отыскать место, где вплотную бы встретились две эпические культуры?!

 

В каждом городе есть свои памятники. К ним обычно подводят экскурсантов и гостей, их изображают на открытках и путеводителях. Их ставят и их свергают, ими гордятся и их ненавидят. Есть, разумеется, памятники и в Петрозаводске. Самые известные из них поставлены историческим лицам, в городе и крае не бывавшим,  – Ленину, Кирову, Марксу и Энгельсу и… Александру Невскому.

Кто-­то возразит, мол, Ленин что-­то доброе сказал в беседе с Гюллингом о карелах, а Маркс с Энгельсом непременно бы что-­то приятное написали о наших местах – будь места эти к немцам поближе. Часть публики припомнит, что Александр Невский  – небесный покровитель нашего города. Пытаюсь представить князя в горних пределах, откуда он созерцает монумент у храма и серчает: «Ой, не похож! Да и для святого зело ликом темен!». Местные партийцы  (Шотман, Анохин, Сенькин) увековечены в небольших бюстах, но, люди по жизни скромные, надеюсь, не в обиде на потомков.   

В наши дни с новыми памятниками не все ладно получается. История с «Биг Беном» на площади Гагарина напомнила, как важно учитывать интересы горожан, советоваться со специалистами. Петрозаводск стремительно теряет привлекательность в глазах приезжих и туристов. Пара­-другая приличных в архитектурном отношении улиц не способны создать привлекательный образ города. И, главное, Петрозаводск не запоминается чем­-то особенно значимым, памятным.     

Хочется напомнить об очевидном и исторически весомом: Петрозаводск является центром края, где были записаны как карельские руны, так и  русские былины. Где ещё в мире можно отыскать место, где вплотную бы встретились две эпические культуры?! Все это произошло в середине XIX столетия, когда финский врач, ученый и поэт Элиас Лённрот записал на землях западной части Архангельской губернии (ныне это северные районы Карелии) калевальские песни-­руны, а русские П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг отыскали в заонежских деревнях сказителей, от которых услышали и записали былины-­старины Киевского и Новгородского изводов.

Записанные Рыбниковым в Заонежье былины произвели сенсацию. Оказалось, что по соседству с невской столицей обнаружена целая страна народных рапсодов. Были и скептики, не поверившие Рыбникову. Вскоре по его маршруту едет известный славист  Александр Федорович  Гильфердинг. Записанные им более трехсот текстов от семидесяти певцов закрепили за Заонежьем заслуженную славу «Исландии русского эпоса».

 Что же касается деятельности Э. Лённрота, то благодаря его карельской одиссее появилась «Калевала» (успешно «национализированная» сегодня финнами), а язык калевальских рун с его богатейшей восточно-­карельской лексикой способствовал созданию финского литературного языка. Мне думается, что памятник в Петрозаводске  давно уже необходим.  Можно назвать его «Страна двух эпосов».  В нем нужно увековечить как главных народных певцов – Рябининых, Щеголенка, Перттунена, Малинена, Киелевяйнена, Федосову, так и собирателей эпического фольклора. Обретение городом подобного монумента придаст Петрозаводску особенность и значимость – вне ложных символов и знаков политической конъюнктуры.

 

Вячеслав Агапитов – председатель КРОО русской культуры «Русский Север», поэт, художник, историк-краевед.

Фото Ирины Ларионовой

 

  • Валерий Алексеевич Савельев

    Подумалось…Чтобы народ заметил, что Карелия — родина двух эпосов может быть достаточно будет всего-то создать памятный знак русскому эпосу, первому русскому специалисту, записавшему его былины — создателю национальной библиотеки — Рыбникову, вокально-танцевальный-инструментальный-фольклорный русский ансамбль «Гусли», назвать клуб атлетических тренировок «Илья Муромец», создать обобщающий всё это клуб русской культуры с рестораном русской кухни (помню в Новгороде обедал в фольклорном ресторане «Детинец» и впечатлению этому уже почти 50 лет!) Уж больно сильно душа соскучилась по русским песням о любви, ямщиках и природе, русским былинам о легендарных героях, живописи и музыки на богатырские темы, книжной продукции всё это пропагандирующей…

  • Алексей Конкка

    Несомненно, прекрасная идея! Она, можно сказать, витала в воздухе давно. Но вот именно в воздухе, а с прикладыванием ее к земле возникают, как всегда, сложности. Я тут недавно в АиФе говорил о том, что в Петрозаводске не хватает национального. Добавлю: не только национального, но и культурного как такового, то есть культуры. Об этом же некоторые комментарии… Да, из-за засилья коммунистической идеологии и уплотнительной застройки на наших улицах нет места такому памятнику, нет места культуре, нет места общественному пространству. Но мне кажется, не бывает безвыходных положений. И возникнет вопрос денег. Готов пожертвовать на памятник хоть завтра. Так может, действительно, по подписке, как предлагает Татьяна Панюкова?

  • Павел Шувалов

    С неизменным интересом отношусь к литературной и подвижнической деятельности Вячеслава Агапитова. Идея увековечить духовное родство равновеликих эпосов и народов – проста и гениальна. Спасибо! Но готового свободного места в теперешнем Петрозаводске для подобного сооружения я что-то тоже в упор не вижу. Главные площади до отказа заняты. Сносить что-либо «псевдоисторическое» пока, думаю, нельзя. На задворках же не разглядят, не поймут, да и всякой дряни могут к пьедесталу понатащить, а то и повредить монумент, в цветмет особо «ценные» детали отправить. У здания Национальной библиотеки, боюсь, Александр Сергеевич Пушкин будет «против»: вписать в устоявшийся ансамбль фигуру, несомненно претендующую на главную роль, там очень непросто. Вокзальная площадь Гагарина и прилегающие улицы с одной стороны выглядят для осуществления данного проекта очень привлекательно (все гости города прямо-таки наткнутся на новую достопримечательность), но как раз из-за близости вокзала и транспортной суеты тоже навряд ли подойдут: для высоких размышлений о судьбах эпосов и этносов дорожная спешка противопоказана. В дебрях коммерческих, развлекательных и офисных кварталов скульптура будет довольно странно смотреться. Онежская набережная и так всякими «подарками» заставлена – как витрина ларька сувенирного. Словом, в историческом центре Петрозаводска (к примеру, у филиала кижского музея-заповедника) можно соорудить разве что какую-нибудь чисто декоративную миниатюру (для туристов), своего высокого назначения никак не оправдывающую. Для более солидных масштабов строительства поневоле придётся либо пожертвовать уже готовыми петрозаводскими реалиями, либо обустроить подходящую площадку, расчистив какое-то дикое место на обрывистом берегу Неглинки или Лососинки, да ещё и доступ удобный (транспорт поблизости) нужно туда организовать.
    Идею Валерия Алексеевича Савельева создать прежде всего памятник-музей воспринимаю довольно скептически. Сам по себе очередной музей был бы очень даже неплох в государстве, о культурном и духовном воспитании своих граждан радеющем. Сейчас же из этой затеи только пышный «пшик» может получиться, а очередные миллионы рублей в просторных чиновничьих карманах безвозвратно осядут.
    Но искать достойное место для реализации замысла Агапитова нужно обязательно. А что если не обязательно в столице, а где-нибудь в «глубинке», в связанных с именами наших собирателей и сказителей районах республики? Есть же у нас, к примеру, «сосна Лённрота» – так почему бы и новому «бренду» где-нибудь в обширных лесных и озёрных пространствах не возникнуть? Ведь наши знаменитые рунопевцы были отнюдь не столичными жителями, так зачем память о них искусственно отрывать от земель, их породивших? Заонежье, Прионежье… Калевала, Сортавала… – всё к вашим услугам! К слову, и статья-то эта озаглавлена «Карелии необходим памятник…», а не «Петрозаводску необходим…», так что, видимо, и сам Агапитов подобный вариант не исключает.

  • Софья Лойтер

    Горячо поддерживаю идею Вячеслава Агапитова об увековечивании Карелии как страны фольклора, эпоса прежде всего — «Калевалы» и былины.В Петрозаводске должен быть памятник-символ замечательным сказителям, которых А.Ф. Гильфердинг называл высоким словом «рапсоды», и не менее замечательным первооткрывателям эпического наследия мирового значения.Создание такого памятника — культурная задача огромной важности.

  • савельев валерий алексеевич

    Идея Агапитова должна быть реализована,но, на мой взгляд, это должен быть не памятник, а литературный музей, может даже, в помещении институтя языка, литературы и истории (на подобии геологического музея) при Карельском отделении РАН. Основное население погоста состояло из предприимчивых русских, пришедших сюда в 12 — 15 веках с юга и принёсших в своей памяти события истории Древней Киевской Руси. Века относительно спокойной истории развития погоста и удалённости от бурных политических страстей способствовали тому, что эти события в долгие зимние тёмные вечера в пересказах стариков своим внукам стали легендарными былинами и сказами о русских богатырях — как потом определят этнографы, историки и филологи — Русским Эпосом. В 1860 году ссыльный студент Московского университета Павел Николаевич Рыбников в Заонежьи записал 224 текста былин Киевской Руси. Их 4-х томное издание вызвало сенсацию в культурном мире России. В 1871 году известный учёный-славянист Гильфердинг А. Ф. проехал по следам Рыбникова, прослушал 70 исполнителей былин и записал ещё более 300 текстов. Заонежане — 4 поколения Рябининых, Василий Петрович Шевелёв (по прозвищу Щеголёнок), поэтесса — плакальщица Ирина Андреевна Федосова привлекли внимание к Заонежью не только культурных кругов России, но и всего мира. Былинные напевы, использованые при сочинении музыкальных произведений композиторами Аренским А.С., Балакиревым М.А., Бородиным А.П., Мусоргским М.П., Римским-Корсаковым Н.А., образы былинных героев написанные художниками Билибиным И.Я., Васнецовым В.М., Врубелем М.А., Рерихом Н.К., Суриковым В.И. принесли всемирную славу Заонежью.
    Из этой цитаты из моей брошюры «Кижский погост как основание Олонецких горных заводов» видно, что материала для интересной и авторитетно-познавательной экспозиции можно набрать очень много. А начать надо с издания буклетов на эти темы и сделать это может музей «Кижи».

  • 11

    [quote name=»Софья»]Вообще говоря, очень стыдно, что память П. Н. Рыбникова, который так много хорошего сделал для Олонецкой губернии, у нас, кажется, вообще никак не увековечена… По его инициативе, между прочим, была организована в Петрозаводске публичная библиотека. Можно было бы нашей НБ РК присвоить его имя — мне кажется, он этого вполне заслуживает.[/quote]

    Для Софьи.

    На сайте НБ РК есть проект реконструкции. Там помимо здания запланирована реконструкция двух скверов — слева библиотеки и справа.
    «Левый» они именуют сквером им. А. С. Пушкина. Оно и немудрено — там памятник Пушкину стоит.
    А «правый» сквер почему-то именуется сквером им. Э. Лённрота.
    Тогда как у сквера на самом деле НЕТ названия, и вообще, сквер им. Э. Лённрота находится напротив филармонии, это официальное наименование, да и стела с названием там есть.
    Так, может, библиотека свой «правый» сквер и превратила бы в сквер им. Рыбникова?

  • Валерий Алексеевич Савельев

    Цитата от Арви Пертту — «Какой молодец Агапитов! Прекрасная идея. Елена Ициксон говорит, что нет площадей. А как же площадь Гагарина, площадь Кирова, площадь Ленина? Вот они, пространства, просто надо убрать с них ненужное, вот и будет хорошо!

    Арви Пертту дела и мысли своих предков о Ленине, Кирове, Гагарине объявляет ненужными… Нехорошо это его характеризует… Это человек ограниченных знаний, ограниченных мыслей и потому не понимающий причин установки соответствующих памятных знаков предками. Неуважение к предкам не красит Пертту как гражданина, патриота, просто человека.

  • Софья

    Хорошая идея. Главное, чтоб Церетели о ней не узнал раньше времени.

    Вообще говоря, очень стыдно, что память П. Н. Рыбникова, который так много хорошего сделал для Олонецкой губернии, у нас, кажется, вообще никак не увековечена. Рыбников занимался статистикой, археологией, диалектологией, был чуть ли не адвокатом на одном громком судебном процессе и помог оправданию невиновного. Он спасал рукописи староверов после закрытия Даниловой пустыни. Его деятельность дала такой мощный толчок этнографическому изучению края, что при создании в Петрозаводске филиала Академии наук первый институт, с которого этот филиал начался, был именно Институтом языка, литературы и истории, для изучения в т.ч. этнографии и фольклора. По его инициативе, между прочим, была организована в Петрозаводске публичная библиотека. Можно было бы нашей НБ РК присвоить его имя — мне кажется, он этого вполне заслуживает.

  • Сергей Веселов

    Этот памятник потребует зелёного ландшафта. У нас на набережной не всё хорошо с эстетикой. Есть о чём подумать.

  • Ирина

    Кстати, наш памятник Ленину считается одним из самых хороших в России.. И скульптор Манизер не самый плохой.Кстати, автор посмерт ной маски Сталина…А площадь перед Сигмой в конце улицы Чапаева -огромная. Хорошо бы привести в порядок русло Неглинки и там где-нибудь поставить памятник Стране двух эпосов

  • О пространствах

    Думаю, Круглая площадь не подойдёт даже для таких хороших идей,
    не впишется одно в другое.
    Вот предложение Анны Сергеевны — вблизи от Онего — мне кажется подходящим.

  • Арви Пертту

    Какой молодей Агапитов! Прекрасная идея. Елена Ициксон говорит, что нет площадей. А как же площадь Гагарина, площать Кирова, площадь Ленина? Вот они, пространства, просто надо убрать с них ненужное, вот и будет хорошо!

  • Юлия Свинцова

    [quote name=»Елена Ициксон»]К сожалению, в городе НЕТ ни одного пространства, пригодного для установки более или менее приличной скульптуры (или памятника) [/quote]

    Теперь я поняла, почему у нас у вокзала неприличную поставили))

  • Ия

    [quote name=»Елена Ициксон»]
    И даже сквер наименован именем Леннрота))[/quote]
    Ну, этот сквер тот ещё сквер((((((
    И был-то мал, а теперь просто клумба, прижатая новостроем к убогому ларьку круглосуточного действия…

  • Елена Ициксон

    К сожалению, в городе НЕТ ни одного пространства, пригодного для установки более или менее приличной скульптуры (или памятника). Несколько лет назад искали место для откуда-то «свалившейся» статуе Екатерины Второй…
    Нет скверов, нет площадей, не предусматривается общественных пространств, что давно становится нормой в Европе. И все время разговоры про деньги — кто будет что-то сносить или расчищать ради СКВЕРА!.. Вот если дом до небес, то запросто…
    Кстати, у нас же есть напротив филармонии стела, посвященная Калевале. И даже сквер наименован именем Леннрота))

  • Ирина

    Замечательная идея!!!Можно объявить конкурс среди скульпторов Русского Севера..Думаю, и город, и республика поддержали бы такое пожелание горожан..

  • Юлия Свинцова

    Мы знаем, как велико сегодня материальное расслоение общества.
    Но как же глубока духовная пропасть!(((((

    Интересный памятник уникальному,исторически весомому,самобытному.
    И копия английских часов…

    Очень хочется дожить до возвращения красоты, чистоты и появления новых индивидуальных черт нашего города.

  • Анна Сергеевна

    Как много потерял Петрозаводск в своем лице. Не опоздать бы — что-то сохранить, что-то вернуть и создать тоже.Этот памятник мог бы стоять на самом высоком месте оконечности Набережной,где проводятся фестивали скульпторов-резчиков по дереву.

  • Здравствуйте!

    Как было бы здорово,если бы вместо «Биг Бена» на площади появились памятники героям «Калевалы»!
    Любой путешественник оценит это и обязательно запомнит, чем же славится прекрасная Карелия!
    Очень хочется, чтобы наш город был уникальным, а не еще одним городом магазинов!

  • Тищенко Николай Владимирович

    Очень хорошая идея Вячеслава Агапитова, замечательная! Вот как практически её в жизнь? Может быть, кафедру Орфинского, кафедру финского языка ПетрГу подключить? Извините, за невольно получившийся каламбур — Ор-финский.