100-летие Егора Васильевича Савицкого, руководителя Сегозерского народного хора в годы его расцвета, отмечается 11 февраля.
Егор Савицкий (1914 – 1985) родился в Смоленской губернии в семье обедневших дворян. Видимо, служба Отечеству ещё не вышла из семейных ценностей, и Егор поступил в Сумское артиллерийское училище. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не любовь к песне. По семейной легенде, именно это заставило его перебраться в далёкую Карелию – служба «защитников Родины» стала интересоваться курсантом, позволившим себе во время отпуска спеть несколько неудобных частушек про советскую власть. Тогда начальник училища и посоветовал Егору уезжать как можно дальше, а вскоре всё училище подверглось репрессиям.
Переезд не спас будущего музыканта от полугодового общения с НКВД: на чердаке Паданского военкомата были найдены антисоветские рукописные листовки с похожим почерком. Благодаря вмешательству главы обкома партии Геннадия Куприянова экспертиза опровергла принадлежность почерка Савицкому, однако после допросов Егора Васильевича до конца жизни мучили головные боли. Искупить «вину» удалось обучением в беломорской разведшколе в конце 1930-х годов, однако в годы войны навыки разведчика в полной мере реализовать не удалось: артист даже с бородой был узнаваем по обе стороны фронта…
Г. Савицкий и М. Потапова – легендарная солистка хора, колхозница Мария Потапова (Григорьева)
Паданы тридцатых годов был отнюдь не диковатым посёлком. Неудавшийся в прошлом город Паданск стал центром не только Сегозерского (сейчас бы сказали – муниципального) района, но и национальной карельской культуры. Желание поглотить соседнюю Финляндию у советского руководства было всегда, а значит было необходимо поддержать и развить культуру советских карелов.
В это время долгими зимними вечерами в паданском домике Агафьи Лебедевой собирались за рукоделием и песнопениями группа из 7-8 женщин. Петь просто нравилось, и накануне Первомая группа дала небольшой концерт. С тех пор 30 апреля 1935 года стало считаться датой рождения Сегозерского народного хора, а уже через три года группа приняла участие в неделе карельского искусства в Ленинграде. «В Паданы, за песнями», – эту фразу в Карелии помнили все доперестроечные годы.
В 1937 году после расформирования Ленинградского театрального училища Егор пешком пришёл в Паданы и стал художественным руководителем местного Дома культуры (с концертным залом на 400 человек), а заодно и театрального самодеятельного коллектива из 17 артистов-любителей. Имя Георгий стало творческим псевдонимом. Играть в театр при наличии самобытной вокальной группы 23-летнему руководителю показалось неразумным, он закрыл театр и целиком сосредоточился на развитии хора.
Попутно обустроил свой быт. Хозяйкой в семье стала Мария Абрамовна (урожденная Громова, 1914 – 2003 гг.), которой муж запретил петь в хоре: и внимание дирижера отвлекает во время пения, и дома ждать кто-то должен. Мария Абрамовна родила Егору четверых детей: Джима Егоровича, Владимира, Людмилу и Валентину Георгиевичей. Некоторые пошли по стопам отца: Владимир Георгиевич всю жизнь проработал в Медвежьегорской музыкальной школе, стал заслуженным работником культуры Карелии, почетным работником общего образования РФ, Почётным гражданином города Медвежьегорска; Людмила Георгиевна – хормейстером и директором поросозерского Дома культуры.
Москва, 1959 год. Декада карельской культуры в Москве. Гармонисты в нижнем ряду – Георгий и Владимир Савицкие
В том же 1937 году Егор Савицкий организовал агитбригаду, давшую вместе с хором более 180 (по другим данным – 280) концертов за четыре предвоенных года. Транспорта не было, и до мест выступлений иногда приходилось добираться на лыжах. В программу входили не только хоровые песни и частушки, но и одноактные пьесы и даже акробатические номера. С началом войны агитбригада активно выступала перед красноармейцами. Паданы остались на другой стороне фронта, и отблески ночного пожара в захваченном посёлке возвращавшиеся артисты видели уже за спинами охранявших их красноармейцев. Ничего не было известно об оставшихся в деревне родственниках… К счастью, карельское происхождение Марии Абрамовны спасло «неблагонадёжную» семью от ужасов концлагеря, а глубокий погреб – от эвакуации в Финляндию летом 1944 года.
Послевоенные Паданы стали развиваться так, будто хотели наверстать упущенное за все предыдущие годы. Культурная жизнь била ключом: вернувшийся осенью 1944 года руководитель хора привёз в посёлок киноустановку с ручными динамиками, коробки с фильмами и киномеханика – так сельчане впервые увидели немой кинематограф. А хор с 1944 по 1950 годы дал около 400 концертов, одновременно помогая окрестным разорённым деревням своим физическим трудом. Журнал «Советская музыка» писал в 1951 году, что «на смену песням-воплям о народном горе и страданиях явились новые жизнерадостные песни о колхозной деревне, сказы и руны о свободном и мирном труде».
Фрагмент фотографии, подаренной Г.В. Савицкому на 60-летие (1974 год). Но к тому времени он хором уже не руководил, фото сделано скорее всего в 1960-е
Между тем в 1956 году Карело-Финская ССР стала Карельской АССР, Сегозерский район был упразднен, а в 1957 году самая красивая часть Падан была затоплена Сегозерским водохранилищем. Паданцев это не сломило. Сказалась и фронтовая закалка Егора Васильевича, приведшего свой хор к всесоюзной известности. Хор стал участником двух декад карельского искусства в Москве, Московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 год), не забывая гастролировать по всей Карелии. При этом репертуар хора состоял не только из русских и карельских народных песен, но и из произведений самого Георгия Савицкого.
Хрущёвская оттепель сделала народное искусство передовым. Ещё помнившим паданскую избушку Агафьи Лебедевой артистам предоставляли лучшие сцены страны – Кремлёвский дворец съездов, зал им.Чайковского, ВДНХ, Центральный Дом композиторов. Солисты хора выступали в Финляндии и ГДР. Многие участники хора получили грамоты Президиума Верховного Совета СССР – высшего государственного органа страны, медали «За трудовое отличие». Георгий Савицкий был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», стал заслуженным артистом Карелии.
Г.В. Савицкий с организатором хора Фёклой Исаковой на 30-летии хора в 1965 году
Георгий Васильевич ушёл с поста руководителя хора в 1970 году, оставив богатое творческое наследие, известное далеко за пределами Карелии. «Всё остаётся людям» – одна из его любимых фраз. Песни Георгия Савицкого исполняли Волжский, Оренбургский, Омский народные хоры. К сожалению, трагический уход Георгия Савицкого из жизни совпал со временем, в котором его песни, пропитанные советским патриотизмом, перестали пользоваться популярностью. Но остались собранные им народные песни, осталась мощная хоровая традиция, осталась гордость за творческий подвиг карельского села. Они и создают светлую память об этом человеке.
Автор благодарит за предоставление материалов директора Медвежьегорского районного краеведческого музея Сергея Колтырина, бывшего специалиста Госкомитета по национальной политике Ирину Семакову и Виктора Курочкина († 2011).