Музыка, живопись, слово символично сплетаются в творениях и трудах Федотова. Недаром его всю жизнь интересовала идея синтеза искусств, претворенная в творчестве различных художников. Первой такой личностью стал литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис, живший на рубеже XIX-XX веков. Владимир Михайлович с глубоким интересом изучал творчество Чюрлениса, выявлял принципы его мышления, устанавливал многочисленные и разнообразные связи живописного творчества с музыкальным. Итогом этой работы явилась книга, вышедшая в 1989 году, «Музыкальные основы творческого метода М.Чюрлёниса», в которой автор впервые рассмотрел художественное наследие литовского мастера как единую музыкально-изобразительную систему. Исследование Федотова в области творчества Чюрлениса известны далеко за пределами нашей страны и рассматривается наряду с работами таких известных ученых, как В. Ландсбергис и М. Эткинд, тем самым являясь одним из базовых. Об извеcтноcти монографии Федотова за рубежом говорят и неоднократные ссылки на его публикации среди западноевропейских музыковедов, а его статья „Polyphony in the Paintings of M.K.Ciurlionis“ (Полифония в живописи М.К.Чюрлёниса), была опубликована в 1995 году в известном англоязычном журнале о науке и искусстве «Leonardo».
В последнее десятилетие жизни Владимир Михайлович как будто торопился оставить потомкам свои воспоминания и мысли о великих художниках. Практически каждый год (а иногда и по нескольку в год) он выпускал новые монографии, каждую из которых можно назвать новым словом в науке об искусстве – живописном и музыкальном: "Слово об учителе. Жизнь и творчество В.К. Бездельева», «Шенберг-художник» (2002), «Лирика в русской живописи от Рублева до Левитана» (2004), «Основные вопросы современной методики обучения контрабасистов» (2006).
Владимир Михайлович известен в республике как интересный живописец и скульптор, член Творческого союза художников РФ. С 1976 года он являлся постоянным участником выставок карельских художников (республиканских, зональных, всероссийских). Его персональные выставки (только в Петрозаводске более 20) с большим успехом проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Алма-Ате, Днепропетровске, Сортавале, Олонце и получили положительные отзывы в прессе. Республиканское и центральное телевидение неоднократно посвящали специальные передачи творчеству Федотова-художника.
В науке есть одно негласная примета: истинно увлеченный исследователь всегда чем-то похож на своего героя. И Микалоюс Чюрленис, и Владимир Федотов имели в качестве основного образования музыкальное, и по зову души постепенно постигали основы живописи. Ими созданы уникальные и неповторимые образцы символического и космогонического понимания мира, трактованного сквозь призму личного опыта каждого. Духовная близость, желание прислушаться к Сердцу, постижение Вселенной через творчество – все это, несомненно, роднило двух Вестников, путешествующих вместе с разницей в почти в век.
Почти двадцать лет назад, в декабре 1993 года газета «Лицей» напечатала большое интервью Галины Сохновой с Владимиром Федотовым, где он рассуждает и о генезисе своего универсального дарования и об особом синтезе искусств столь близком ему, и о своем творчестве. Образ очарованного странника (таково было название публикации о В. Федотове), который живет мыслями о постижении тончайших граней духовности, о приближении к осознанию мира, об искреннем проявлении светлого начала в нас, весьма органично и полно характеризовал этого человека… Но таких людей – единицы. Они узнаваемы по пытливому уму, неугасающему огню в глазах и скромности.
Владимир Федотов был именно таким. 11 ноября его не стало.
Коллеги и ученики