История, Общество, Утраты

Александр Кожанов: «Россия  – страна невыученных уроков»

Александр Алексеевич Кожанов
Александр Алексеевич Кожанов

Кандидат исторических наук, создатель кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин ПетрГУ Александр Кожанов скончался 29 мая на 72-м году жизни. Скорбят коллеги, ученики, друзья. Светлой памяти ученого мы посвящаем эту публикацию.

Газета «Простые Истины» выпускалась в 2008 — 2010 годах студентами исторического факультета. Писали о преподавателях и студентах факультета, публиковали авторские колонки. Интервью у А.А. Кожанова взято в октябре 2009 года. 

«Историк – это мировоззрение»

«Строгий, но справедливый», «защитник  студентов», «настоящий историк» – так говорят о нем. Наверное, поэтому, когда мы думали, с кем можно побеседовать на главную тему нашего номера, то выбор сразу пал на Александра Алексеевича Кожанова, заведующего кафедрой архивоведения и специальных исторических дисциплин.

– Александр Алексеевич, почему вы выбрали именно историю?

– Не знаю…  Наверное,  на мой выбор повлияли три фактора. Во-первых, моё  детство прошло в Таллинне – сами понимаете: вся  история этого города, его архитектура не могли не оказывать влияния.  Во-вторых, в детстве мы с братом воспитывались бабушкой и дедушкой. Книги, семейные предания, рассказы о жизни при старом режиме и в довоенные годы – разрыв во времени как будто  сглаживался, мы как будто жили в другом времени. А в-третьих, в старших классах школы у нас был замечательный учитель истории. Он превратил историю в самый интересный предмет. Да и время еще позволяло – это был конец оттепели. Все в него были влюблены, и даже самые заядлые хулиганы и сачки старались подготовиться к его урокам. А ещё мне всегда хотелось преподавать.

– Один  преподаватель истфака сказал, что на факультет набрали слишком много гопников. Действительно уровень студентов так упал?

– Уровень школьной подготовки, конечно, оставляет желать лучшего. Но я бы не сказал, что с каждым годом он резко или заметно понижается. Хотя, конечно, тенденция есть.

Я не знаю, кто и что имеется в виду. Я бы хотел сказать о другом. Среди мужской части студентов нашего факультета растёт доля инфантильных, неответственных и несамостоятельных ребят. И это заставляет призадуматься: если они в ближайшие годы будут определять развитие нашего общества, то к чему они нас приведут? Не знаю, почему появилась эта инфантильность, ведь нынешнее время вроде должно способствовать быстрому взрослению. И мы это наблюдаем. Но заметная часть молодого мужского населения инфантильна.

– Профессия историка востребована в обществе? Историк важен современному обществу?

– Давайте разделим вопрос на две части. Я плохо  понимаю, что такое профессия  историка. Историк – это скорее мировоззрение, образ мышления, это уровень образованности, широта кругозора.  А профессия – это историк-преподаватель, историк-исследователь.

Именно поэтому, на мой  взгляд, историк нужен обществу. Вторая половина вопроса – какому обществу? Вообще или нашему? Если нашему, то он нужен, но, боюсь,  не востребован.

– А наше общество –  это что?

– Раньше  СССР называли страной советов, а сейчас Россия  – страна невыученных уроков. Не знаю, выучены ли уроки по физике и по математике, но по истории точно не выучены.

– В последнее время  государство всё чаще стало обращать внимание на историю: арест архивов историка Михаила Супруна из Поморского университета, создание Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб России. Вас это не настораживает?

– Настораживает. Это не может не настораживать. Почему – ответ в предыдущем вопросе. Это опять невыученные уроки, это опять возвращение к  старым догмам. Это наступление на интеллектуальную свободу,  на право получать и распространять информацию, на права человека и гражданина.

У меня нет  доверия к этой комиссии, хотя бы исходя из её состава – присутствие в ней двух или трёх историков картину абсолютно не меняет, поскольку они люди из номенклатуры. Мне также очень не нравится и настораживает эта недостойная идеологическая перепалка с Польшей, Украиной, Прибалтикой.

– Почему, на ваш взгляд, наиболее обсуждается из исторических тем в последнее время история Второй мировой войны?

– Трудно ответить на этот вопрос, но попытаюсь. В этом году исполнилось 70 лет с её начала, а обстоятельства, приведшие к военным действиям, для нас по-прежнему темны. Сделали даже попытку возложить всю ответственность на Польшу. Вероятно, дискуссии о Второй мировой войне, ее причинах, начале и итогах  как-то связаны с попытками пересмотреть или, наоборот, сохранить ту мировую систему, которая сложилась после войны. Нельзя не признать, что ситуация  в мире после 1991 года сильно изменилось и расстановка сил стала другой.

Мне кажется, споры обострились после принятия в июле с.г. парламентской ассамблеей ОБСЕ резолюции, в которой речь идет о двух тоталитарных режимах. У нас на официальном уровне увидели в ней  только очередной антироссийский выпад, попытку переписать историю и пересмотреть итоги войны. Необходимость изучения  наследия тоталитаризма с целью его предупреждения, обеспечения доступности к хранящимся в исторических и политических архивах документам, осуждение приукрашивания и восхваления тоталитарных режимов, защита прав человека, борьба против ксенофобии и национализма – всё это осталось без внимания.

– Правильно ли, что преподаватели на лекциях высказываются  о современных политических событиях?

– Я уверен, что преподаватель должен высказываться об этом. Другое дело, что он должен это делать корректно. Он должен обладать тактом, показать студентам, что его точка зрения – это его личное мнение, которое базируется на определенной информации, определенным образом интерпретированной. Но он не должен навязывать своё мнение. И совсем плохо, когда студент на экзамене, порой  против своей воли, начинает излагать точку зрения преподавателя. Особенно часто это бывает на государственных экзаменах, когда среди членов комиссии есть люди с разными точками зрения, и студент не знает, что ему говорить.

– Что же тогда делать студенту: угодить преподавателю и получить хорошую оценку или остаться при своём мнении, возможно, с плохой оценкой?

– Остаться  при своём мнении. Неужели важны хорошие оценки? На экзамене нужно  изложить все точки зрения, показать степень их аргументированности. Но и сделать свой выбор. Если ты обосновал свою позицию, двойку тебе никто не поставит.

Мне запомнился ответ одного студента на государственном экзамене лет десять тому назад. У него был очень щекотливый экзаменационный вопрос, но студент доказал свою точку зрения и сделал это так, что ни у кого не возникло желания снизить ему оценку.

– И последнее. По факультету ходит слух, будто вы однажды сказали, что девушкам не место на историческом факультете. Вы действительно так считаете?

– (Смеется). Это всего лишь слух. Не знаю, кто распускает эти слухи. Может, когда-то по какому-то конкретному поводу было сказано что-то похожее, но я вовсе так не считаю. И даже из сегодняшней беседы это можно понять. Я говорил об  инфантилизме юношей, но ничего подобного не могу сказать про девушек. Об этом можно судить и по составу нашей кафедры – большинство  женщины и это замечательные преподаватели.

Александр Алексеевич Кожанов со студентами-выпускниками своей кафедры. Июнь 2012 года
Александр Алексеевич Кожанов со студентами-выпускниками своей кафедры. Июнь 2012 года

От редакции «Лицея». Приносим глубокие и искренние соболезнования родным, коллегам, ученикам и друзьям Александра Алексеевича Кожанова. Будем помнить!