Лицейские беседы

Новая звезда в созвездии Овна

Наталья Сократовна РузановаКоординаты новой звезды 45,49056/26,64261. С 6 апреля 2009 года ее имя – Наталья Рузанова. Соответствующая запись внесена в каталог небесных тел «ДосАстро».

Наталья Сократовна Рузанова – директор Регионального центра новых информационных технологий, проректор по информатизации ПетрГУ, советник Главы РК по информатизации, лауреат премии Правительства РФ. На недавнем праздновании своего юбилея она категорически запретила перечислять звания и награды. Но неофициальные все же прозвучали: «мать информатизации» и «материнская плата информатизации образования Карелии».
Проводив дорогих гостей из разных стран и городов, Наталья Сократовна побеседовала с нашим корреспондентом.

– Наталья Сократовна, вы из актерской семьи, значит, выросли в творческой среде…

– Мой папа Сократ Христофорович Арутюнов служил в драматическом театре, а мама Ираида Александровна Мальцева была директором Дома народного творчества с 1944 года. Представляете послевоенный Петрозаводск? Разрушенный, но уже открывались клубы, работало музыкальное училище. Мама активно содействовала развитию хорового искусства в республике. Она трепетно относилась к самобытной культуре Карелии, постоянно ездила по районам, в деревнях ее звали Ляксандровна, радостно встречали, угощали калитками. В Петрозаводск она привозила сказительниц, которые гостили у нас дома. Приглашала художников, композиторов из Москвы, из Ленинграда. Многие актеры, композиторы, преподаватели музыкального училища бывали у нас. Георгия Ервандовича Терацуянца, который много лет руководил Академическим хором университета, тоже пригласила она. Вообще, многие в городе помнят Ираиду Александровну Мальцеву, только не знают, что она моя мама.

Вот в таком открытом доме мы росли. Сначала жили в доме глазного врача Ильи Александровича Шехмана. Его дочь была музыкантом. Вместе с нами в доме жили композитор Голланд с семьей, преподаватель музыкального училища Цецилия Наумовна Кофьян с дочерью Татьяной Гликман, которая тоже стала преподавателем училища. Позже мы переехали в другой дом, в котором в основном жили актеры Финского театра. Они тогда только приехали из Ленинграда, и театр начинался на наших глазах. Мы жили на одной площадке с Паули Ринне, под нами актер Константин Пилипенко. В этом доме жила и первый диктор Карельского телевидения Анна Варламова.

Так случилось, что я росла в окружении творческих людей, с детства привыкла слушать интересные беседы. Мы ходили на все симфонические концерты, не пропускали выступления приезжих артистов.

– Все способствовало тому, чтобы вы стали человеком искусства…

– Я действительно люблю искусство. Для меня большая радость полистать какой-нибудь хороший художественный журнал. Люблю выставки, художников. Очень хорошо знаю Русский музей, Эрмитаж, в школьные годы каждые каникулы ездила в Ленинград. Люблю театр. В студенческие времена не пропускала ни одной премьеры товстоноговского театра. Очень люблю фортепианную и хоровую музыку. И моя семья, супруг и сын, тоже ее любит.

– Тогда откуда у вас тяга к информатике?

– Просто мне очень легко давалась математика в школе, а информатика начиналась с программирования. Я склонна к логическому мышлению, при этом очень легко запоминаю ситуации, образы. Параллельно могу помнить машинные коды и картины. Считаю, что у всех настоящих художников аналитический ум: они многое видят, анализируют, умеют создать композицию, декомпозировать. Думаю, что люди, которые занимаются искусством, просто не любят цифры. И мне всегда больше нравилось решать логические задачи.

Многим кажется, что информатики – это обязательно люди «технические». Это не совсем так. Первые вычислительные машины, действительно, предназначались для вычислений: рассчитывались траектории полета самолетов, ракет. Мы на первой в Карелии огромной машине «Минск-1» в 60-е годы занимались только расчетными работами.

Очень скоро стало понятно, что это машины универсальные и могут обрабатывать любую информацию, которая представлена в цифровом коде. Сейчас это стало привычным: и кинокамера, и фотокамера цифровые. Именно поэтому и фотографии, и видеофильмы сразу записывают в компьютер, и потом мы все это видим в Интернете.

– 10 лет назад о вас писала газета «Петрозаводский университет»: «Когда к нам впервые постучался Internet, перед ним был уже крепкий региональный центр. Впрочем, что значит постучался? Его, можно сказать, за руку привела сюда Н.С. Рузанова вместе со своим талантливым коллективом…»

– Это правда. В 1993 году университет договорился с Министерством образования Финляндии, и мы подключились к Интернету. У многих тогда еще и понимания не было, что это такое. Тогда у нас были финские адреса, но уже в 1994 году по программе «Университеты России» мы одними из первых в России на базе нашего центра создали свой телекоммуникационный узел, стали первыми провайдерами в Карелии и начали создавать научно-образовательную сеть. Подключили КГПУ, Карельский научный центр, Национальную библиотеку и ряд школ.

У нас тогда была очень низкая скорость, но это был Интернет. С ректором Виктором Николаевичем Васильевым мы отправились к главному связисту республики – главе «Ростелекома» – уговаривать, чтобы нам дали возможность использовать междугородный канал связи до Санкт-Петербурга. Связисты на это смотрели настороженно: им было непонятно, зачем этот Интернет нужен. И все-таки они пошли нам навстречу.

– Неужели кому-то было непонятно, что за Интернетом, информационными технологиями будущее?

– Причем это были те же самые люди, которые сегодня успешно предоставляют услуги Интернета. А когда-то я их убеждала, что весь мир уже живет с Интернетом, что в будущем это будет не только цивилизованный путь развития, но и прибыльный бизнес. Слава Богу, у университета всегда были хорошие отношения со всеми организациями. Но тогда Интернет был только английским, и вклад в развитие русского Интернета наш университет внес очень немалый.

Первый web-сервер Карелии www.karelia.ru, созданный в 1995 году, был нашим. Мы стали сотрудничать с «Ростелекомом» и «Телекомстроем», и из этого сотрудничества появилась организация «Связьсервис», потом sampo.ru.

Сейчас университет в основном занимается созданием электронных ресурсов и остается провайдером для своих пользователей. Все-таки у нас в университете 13 учебных корпусов, в каждом корпусе своя сеть, и у каждого студента свой электронный адрес.

– На одной из встреч со студентами несколько лет назад вы сказали: «Я так люблю молодежь!»

– Молодежь – это всегда подпитка. Все люди, которые работают в университете, долго остаются молодыми. Молодежь никогда не любила нотаций, ни сейчас, ни в давние времена. Студенты любят, когда с ними советуются, общаются на равных. А у меня всегда была склонность к сотрудничеству. Это все из той же среды: из дома, из детства. В том доме, в котором я росла, с детьми разговаривали как с равными.

Только бабушка Мария Никитична Мальцева, которая окончила институт благородных девиц, была очень строга. Учила нас с сестрами сидеть прямо, следить за своей осанкой, не размахивать руками, кушать так, чтобы ложка не стучала о посуду. А родители были очень демократичными. Они не требовали, а ждали от нас успеха. И я общаюсь с молодежью точно так же, как общались со мной. Молодежь – это свежий взгляд, который иногда кажется совершенно неразумным, но в нем всегда есть зернышко, из которого может прорасти что-то хорошее, яркое. Всякое движение вперед связано с молодыми, но им нужен наставник.

Нам в центре удается подбирать людей, которые не только интересуются информатикой, а обладают определенным уровнем культуры, используют знания для общения. Кстати, недавно молодыми сотрудниками центра создан молодежный портал http://molod.karelia.ru, который сразу был поддержан общественными молодежными организациями.

 

– Вы много внимания уделяете сейчас дистанционной медицине и дистанционному обучению…

– И дистанционному управлению… Электронные сервисы должны давать возможность всем людям чувствовать себя так, как будто они живут в центре. Должны быть разработаны такие программы и приняты такие законы, чтобы человек мог не стоять в очередях, а из дома зарегистрировать заявку и проследить, как она продвигается по госучреждениям, получить консультацию. Сейчас мы это делаем для школьников, которые хотят поступить в университет. Расстояние сегодня не должно играть большую роль. И где бы человек ни жил, он должен иметь возможность получить хорошее образование.

– А какова в этом случае роль учителя?

– Самая главная, потому что дистанционное обучение означает общение не с машиной: с помощью мощных информационных технологий общаются два человека. Ученик, который живет Бог знает где, и учитель. И когда ученик не может получить ответ на свои вопросы, он может проконсультироваться удаленно. Выпускник может выйти на наш образовательный портал edu.karelia.ru. Мы сейчас организовали в Интернете консультации по ЕГЭ. Ученики видят преподавателя, презентацию того, о чем он рассказывает. Преподаватель видит на экране вопросы, которые поступают от школьников, и сразу отвечает на них.

Сейчас у школ непростая ситуация. В отличие от прошлого года, когда количество и перечень предметов определяли сами вузы, в этом году подписан приказ министерства, где точно определено, какие экзамены на какую специальность в любом вузе страны нужно сдавать. И вот пожалуйста: если раньше на специальность «Математика» сдавали математику и русский, то теперь появилась физика, на экономическом факультете – обществознание.

Дети, как правило, не понимают, как формируется оценка по ЕГЭ. Не так глупо, как многие пытаются представить. В частности, блок С проверяют два эксперта. Если один поставит два балла, а второй три, то компьютер всегда выберет больший балл, в пользу ученика. Поэтому мы организовали в Интернете консультации по всем предметам, причем их проводят эксперты, которые уже принимали эти экзамены. Мы провели 20 консультаций для Петрозаводска, записали и представили в Интернете. Их можно скачать на свой компьютер и смотреть в любое удобное время. Сейчас начались консультации для районов.

Кроме того, на нашем образовательном портале представлены электронные адреса, по которым дети из любой точки Карелии в любое время могут задать вопрос по любому предмету. Просто прислать его по электронной почте. И они получат ответ. Но как мало этим пользуются!

– Почему?

– А потому что многие еще не понимают, как можно использовать информационные технологии для решения своих жизненных проблем. Делаются большие затраты на компьютерную технику, Интернет. Но часто компьютер используют только для игр, а в делопроизводстве с помощью компьютеров увеличивают количество бумаг! А ведь для практического использования информационных технологий в Карелии сделано немало! Республиканская больница проводит интернет-консультации для своих районных больниц в Пряже и Сортавале. Сегодня можно переслать снимки, кардиограммы в цифровом виде, и если в районе нет нужного специалиста, то с помощью телемедицины можно связаться со специалистами Республиканской больницы.

С 90-х годов не устаю повторять, что информационные технологии – мощный инструмент для решения социальных проблем в Карелии.

Большую роль может сыграть молодежь, которая сегодня получает навыки использования компьютерной техники в школах, колледжах, лицеях, вузах. Именно молодые люди становятся волонтерами, помогают пожилым грамотно использовать Интернет: например, связаться по электронной почте с родственниками, проживающими в других городах, вовремя выйти на нужную консультацию, зайти на сайт поликлиники, посмотреть расписание, приобрести железнодорожные и авиабилеты, осуществить покупку. Очень надеюсь на то, что эти молодые люди, став специалистами разных профессий, смогут эффективно использовать информационные технологии для улучшения качества жизни в нашей Карелии.

«Лицей» № 5 2009