История этого исследования возникла неожиданно.
Случайно на фломаркте (блошином рынке), роясь в куче мусора, я обнаружил картину под стеклом, нарисованную на растительном листе – возможно, табачном. На нем был изображен неприятного вида пожилой мужчина с трубкой в зубах. Тогда я на неё не обратил внимания и картину не купил. Лист растения в то время для меня представлял незнакомый материал для изображения на нем рисунка. Когда возникло желание посмотреть картину вновь, при следующем посещении фломаркта я её уже не нашёл. О картине и изображенном человеке чуть ниже.
Сразу же возник вопрос об изображениях (картинах) на не совсем традиционных материалах. К ним можно отнести древние папирус, кожу и такие, как листы растений и др. С этого момента начинается мой поиск.
Фломаркт как явление в западной Европе заслуживает отдельного разговора. Он имеет свою историю. Я бы сравнил его с вольным рынком, каких в России нет. Ранее это были барахолки, распространенные в послевоенные годы, но прошло время, и они исчезли, на смену пришел секонд хенд. У меня впечатление, что это все результат нашей нищей в прошлом торговли.
Что можно сказать о фломаркте? Там я ищу необычное, редкое, что может украсить жилище, открыть какие-то штрихи истории, заставить о чем-то узнать. Здесь же, конечно, реализуют свои интересы коллекционеры.
Прежде всего постараемся все представленные на фломаркте материалы классифицировать.
Первое. Я бы назвал этот товар мусором – самое интересное и одновременно не очень приятное, когда в нём копаешься. Это что-то сродни помойкам, но парадокс в том, что на фломаркте можно отыскать те золотые крупицы, ради которых переворачивается весь мусор. Если сравнивать его с книжными развалами, то там всё и всем понятно, и там копание в мусоре не вызывает негативного чувства.
Вторая группа товаров – штучные старые вещи, отслужившие свой срок, но ещё представляющие интерес как товар.
Третья группа – дорогие товары. Их представляют продавцы, которые знают истинную цену этим вещам. Они дороги, иногда не по карману посетителям фломаркта. Это уже сродни антикварным магазинам, которые, опять же на мой взгляд, доступны чаще богатым и не всегда понимающим людям.
Все группы товаров фломаркта привлекают моё внимание. Я понимаю, что надо сподобиться нищему и идти на поиск в «мусорную» часть. Во время отпуска этого года мои надежды оправдались, сразу были найдены три рисунка. Теперь я посчитал себя богатым человеком и сел писать или вернее осмысливать, как я все это представляю. У меня уже есть небольшой опыт: одна упущенная картина прошлого года, другая находится в домашнем интерьере моей родственницы, проживающей в Аугбурге (Германия) и три картины – моя последняя удача.
Попытаемся их исследовать. На картинах изображены портреты и пейзажи. Пейзажи на листах великолепны, так как фон и структура листа украшают рисунок, что особенно привлекает.
Существует несколько способов выполнения картин на листьях: масляными красками (встречаются картины, написанные масляными красками на бумаге и инкрустированные листьями – использование сетчатой структуры расщепленного листа); методом инкрустации рисунка соломкой; получение непрозрачного силуэтного рисунка путем снятия части слоя листа.
Прежде всего, хочу отметить то, что меня поразило. Создание картин и рисунков на листьях вылилось в отдельное направление в искусстве, и это направление в свою очередь разделилось на многие ветви, отличные по стилистике и технике исполнения.
Известный художник Milton Julio Bernal Castro (Мильтон Берналь) пишет свои картины масляными красками на бумаге, выполненной методом ручного литья и инкрустирует созданный рисунок листьями табака. Листья настолько искусно вписаны в картину, что их не сразу можно увидеть. Использует художник табачные листы, чтобы подчеркнуть текстуру тканей на своих картинах. Это уникальная техника создания живописных произведений, и Мильтон Берналь единственный, кто ее использует. Он живет на Кубе, его творчество получило широкое международное признание. Ниже представлены его две картины.
Имеется метод с использованием техники, когда рисунок создаётся на листьях путем инкрустирования соломкой. Американский художник Rei Koshy из Галвестон (штат Техас) создаёт рисунки на листе дерева методом инкрустации соломкой (см. рисунки ниже). Это уникальный вид искусства. По утверждению Рэя метод находится под угрозой исчезновения. В древности художники использовали натуральные оттенки рисовой соломки для создания различных изображений. Сам же Рэй единственный сейчас в США художник, занимающийся древним искусством инкрустации листьев дерева пипал соломкой.
Этот вид рисования, точнее инкрустация ) настолько интересен, что не могу удержаться и не привести ещё пару рисунков.
И наконец неизвестная художница из Китая (не называет своего имени) создает силуэт исполняемого рисунка. Рукодельница на обычных кленовых листьях создает рисунки и даже портреты. Эта работа по-настоящему уникальна. При создании изображения срезается лишь часть поверхности листа, за счет чего возникает изображение, при этом остаётся тончайший, почти невидимый полупрозрачный слой. Листья нигде не прорезаны насквозь. Этот метод мы назвали вырезание на листьях или силуэтный непрозрачный рисунок. Привожу один пример:
Техника подготовки материала у всех одна или отличается мало существенными деталями. Древние мастера использовали растительный лист вместо холста, его замачивали в воде, для удаления наружного слоя «лиственного мяса». После того, как внешняя оболочка полностью разрушалась, оставляя скелетную структуру листа, его промывали и сушили под прессом. После всех этих процедур лист можно использовать для росписи или для инкрустации рисовой соломкой. Используются не только листья фикуса, но и других растений, таких как тополь, плющ, орех, береза, виноград.
Древние рисовали на сухих (скелетированных) листах дерева Пипал. Для наглядности привожу несколько рисунков листьев фикуса до и после скелетирования.
Любопытно, что рисунки на листьях деревьев в 1994 году занесены в Книгу рекордов Гиннеса, и именно с этого года ведет начало этот вид искусства.
Рисунки на листьях деревьев. Это древнее индийское рукоделие. Как вид искусства рисунки на листьях возникли много веков назад в южной Индии, в штате Керала.
Рисунки делаются на сухих листьях дерева пипал. Это священный Пипал или Бо (Ficus religiosa). Оно представляет из себя огромное дерево, в высоту достигающее 15-18 метров, имеет раскидистую крону, дающую много тени. Листья его имеют характерную сердцевидную форму с вытянутым кончиком. Листья очень похожи на наш клен (только листы побольше и попрочнее). Это вечнозелёное дерево произрастает в Индии, в Шри-Ланка, Непале, юго-западном Китае и на полуострове Индокитай. В Индии его выращивают везде, в частности, вокруг храмов.
По преданию Гаутама Будда, сидя в тени Пипала, достиг просветления и стал основателем новой религии – буддизма. Дерево относится к роду фикусов, семейства тутовых. Ботаническое название – фикус религиоза, на хинди – пипал, на английском языке – священный фикус. Оно считается деревом жизни.
Ниже представлены картины (рисунки) на листьях деревьев:
Вновь вернемся к рисунку, изображенному предположительно на табачном листе, который я не купил в прошлом году на фломаркте и очень сожалею. По памяти позже пытался воспроизвести портрет, изображенный на нем. Это был немолодой мужчина с трубкой во рту, с бородой и усами, в тирольской шляпе с кисточкой. Трубка фигурная, обращенная в левую (?) сторону. Я решил, что этот рисунок является работой немецкого мастера, так как изображение подобного характера часто встречается на картинах немецких художников. В результате поисков найден аналогичный портрет, написанный маслом на картоне, немецкого автора, созданный в 50-е годы прошлого столетия.
Рис. 1. Портрет старика в тирольской шляпе с трубкой в зубах
После анализа всего материала, я понял, что ошибся. Напрасно бездоказательно приписал изображение на листе немецкому мастеру. Подобная техника изображения рисунка на листах деревьев не характерна для немецких художников.
Следующая картина на нескольких предположительно табачных листьях, которая имеется в интерьере моей родственницы, изображена ниже.
Рис. 2. Картина размером 24х19,5см, состоит из нескольких склеенных листьев, которые высушены и потеряли свой ярко зеленый цвет. Картина написана масляными красками и покрыта лаком. Автор картины Grio. На картине изображена вьетнамская (?) деревня, расположенная на берегу реки, к берегу которой причалены лодки, обильно нагруженные продуктами, привезенными на продажу.
Последующие три картины теперь из моей коллекции. Все три картины небольшого размера, каждая из которой размещена на одном листе растения.
Рис. 3. Картина размером 14х20см, лист растения 12х17,5см. Рисунок на высушенном листе, масляные краски. Пейзаж с изображением современной вьетнамской(?) деревни.
Содержание этой и других картин, приведенных выше, наводит на мысль, что принадлежат они руке мастера, выходца из юго-восточной Азии – возможно, Вьетнама.
Рис 4. Картина размером 9х12см, лист растения 8х11см. Рисунок на высушенном листе, масляные краски. Пейзаж с изображением бабочек.
Рис. 5. Картина размером 13х18 см, лист растения 10х14 см. Рисунок на высушенном листе, масляные краски.
Художник изобразил современную мать с ребенком (желтый цвет платка напоминает нимб, ребенок прижимается к матери – по аналогии с иконописным изображением, напоминающим Богоматерь Умиление).
Хочу подвести итог. Я в жизни не занимался собирательством, кроме книг. Сейчас же я чувствую себя счастливым коллекционером. Главное, я открыл для себя новое в художественном творчестве и обладаю ценным для меня коллекционным материалом.