История, Люди

«Осколок, видно, по ошибке на годы переживший взрыв…»

Юрий Истранин. Фото из личного архива
Юрий Истранин. Фото из личного архива

Однажды ракета «Стингер», пущенная из центра Кабула, прошла в нескольких метрах между двумя вертолетами, одним из которых управлял Юрий Истранин.

15 февраля мы вспоминаем солдат и офицеров, исполнявших свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. 25 лет назад последняя война в СССР закончилась выводом армии, выполнившей поставленные перед ней задачи. Есть и другие мнения, мол, ввод войск в Афганистан был ошибкой, цена которой жизни более 15 тысяч советских граждан. Справедливость того или иного суждения рассудит история. Сейчас мы говорим о подвиге бойцов и командиров, не жалея жизни, честно выполнивших воинский долг в ущельях и перевалах Афганистана.

Один из них – Юрий Николаевич Истранин, кадровый военный, который ныне возглавляет Лахденпохский  инспекторский участок Центра госинспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Карелия.

Юрий Николаевич Истранин родился в Лахденпохья в 1957 году. В 1979 году окончил Сызранское высшее авиационное училище летчиков. До увольнения из рядов Вооруженных сил в 1996 году служил в Забайкалье, Германии, Киевском военном округе. Управлял военными вертолетами МИ-8 разных модификаций.

Накопленный опыт пригодился в Афганистане, где он сделал 264 боевых вылета в раскаленное солнцем небо. Работы хватало в любое время суток. Его вертолет МИ-8 ТМ доставлял под покровом непроглядной южной ночи раненых спецназовцев с поля боя в расположение десантных бригад, нередко поднимал на борт и их павших товарищей. Особенно тяжело, тяжело душевно, было доставлять на Родину груз 200 – запаянные цинковые гробы.

Не раз во время обеспечения горных блокпостов водой, продовольствием, медикаментами, боеприпасами его МИ-8 был обстрелян душманами. Однажды ракета «Стингер», пущенная из центра Кабула, прошла в нескольких метрах между двумя советскими вертолетами, одним из которых управлял Юрий Истранин.

Помимо Кабула отважному экипажу Истранина пришлось повоевать в провинциях Пактия, Гардес, Газни. Осколки, пули, трассеры сопровождали вылеты вертолета Истранина весь год его пребывания в Афгане – с августа 1987-го по август 1988-го. В 1988 году Юрий Истранин был награжден орденом «Красной звезды».

Вернувшись после завершения воинской службы в Лахденпохья, Юрий Николаевич попробовал свои силы в преподавательской деятельности, работал в системе охраны лесов. В 2008 году боевой офицер связал свою судьбу со спасательной службой – поступил на работу в Центр ГИМС. С такими профессионалами не страшно идти ни в огонь, ни в воду! Недаром в 2013 году лучшим подразделением инспекторского состава ГИМС МЧС России по Республике Карелия был признан Лахденпохский инспекторский участок, которым руководит старший государственный инспектор по маломерным судам Юрий Истранин.

Юрий Истранин в роли судьи на детских соревнованиях
Юрий Истранин в роли судьи на детских соревнованиях
Юрий Истранин
Юрий Истранин

Юрий Николаевич не любит вспоминать об Афгане. Но память о павших, осколки той «незнаменитой» войны до сих пор живут под сердцем побывавших в ее пекле людей. В преддверии памятного дня в Лахденпохья соберутся ветераны-афганцы, их в районе 71 человек. Соберутся все кто может. Соберутся, чтобы посетить городское кладбище, помянуть товарищей, сказать доброе слово живым, выполнившим свой воинский долг.

 

Осколок

Афган… Признать его ошибкой

Тому, кто честно воевал, –

До горькой сути жизни зыбкой

Расшевелить в груди металл,

 

И ждать скольжения слепого

Осколка, глядя в потолок,

Укола в сердце ножевого,

Удара памяти под бок.

 

Все не дают войне забыться –

Ни вывод войск и ни Союз,

Недолетевший до границы

Двухсотый, драгоценный груз.

 

И лопасти, как лепестки,

Покрылись красною росой:

Кто был живой, тот на куски,

Кто впаян в цинк, тот как живой!..

 

Мелькают лица в жаркой сшибке

Воспоминаний, разбудив

Осколок, видно, по ошибке

На годы переживший взрыв.