Люди

Нормальный мужской экстрим

Мальчишки всегда играли в войнушку. Наш герой уже не мальчишка, но войны, в которых принимает участие Владимир Васильев, не настоящие, а реконструированные. И для него это не просто театральное представление, а способ погружения в историю. На вопрос, откуда такой безудержный интерес к исторической реконструкции, отвечает: это нормальные мужские экстремальные игры.

Владимир Васильев ведет свой отрядЗавидный французский компас времени Первой мировой есть у Владимира Евгеньевича. Его удалось достать за «небольшую» цену в 7000 рублей, но для пехотинца французской армии Васильева эта покупка бесценна. Потому как в реконструкции наполеоновских битв и сражений Второй мировой важна каждая деталь: материал обеденной посуды, рецепт лукового супа времен Наполеона, качество нитки, которой прошита (вручную!) военная форма, штампы на пуговицах мундира. А теперь есть и компас.
Владимир Евгеньевич не только «состоит на службе» в карельском военно-патриотическом клубе «Стягъ», а является одним из лидеров клуба. И о клубе может говорить часами, только всегда добавляет: лучше один раз увидеть. Бойня будто взаправдашняя: оглушающая стрельба из пулемета, командные крики и стоны раненых. Однажды в «зимнюю войну» финны для пущей убедительности даже сапоги с «убитого» командира боевого подразделения Владимира Васильева стянули.
Участники реконструированной битвы признаются: когда на тебя несется конница врага, можно забыть, что это лишь военный театр.
– Это целый мир, – увлеченно повторяет Владимир Васильев, – в нем нужно побывать!
И продолжает рассказывать.
«Реконструкция не хобби и даже не увлечение, реконструкция – это диагноз»
– Записывайте этот мой афоризм, – смеясь, говорит Владимир Евгеньевич.
Он готов вести и военно-патриотические беседы, и консультировать режиссеров, и воссоздавать исторические битвы – только позовите. Для последних достать бы холостые винтовочные патроны калибром 7,62 мм. 2500 штук человек для 100 будет достаточно. Тогда настоящее военное представление развернется на ваших глазах. И хотя роли распределены еще до войны и заранее известно, кто станет победителем, а кто погибнет, азарта воинам не занимать.
Дома у нашего героя много необходимых для дела вещей. Есть и несколько реконструированных костюмов. Сшиты вручную, как положено, опытными мастерами из Карелии. Эти до последней пуговички воссозданные военные одежды надеваются по случаю участия в сражениях конца «зимней войны», Великой Отечественной или Первой мировой.
Было дело и по случаю историко-публицистических съемок фильма «Огонь и лед» телекомпании ВВС по событиям советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов. Снимались и в фильмах «Не павший батальон», «Лики истории». Однажды при постановке «Гусарской баллады» в Музыкальном театре Владимир Васильев давал уроки строевой подготовки актерам. Режиссер остался доволен, ведь спустя несколько тренировок они маршировали, «как кремлевские курсанты».
В реальной жизни высокий и подвижный офицер в отставке с лицом спорщика и вояки, Владимир Васильев на Второй мировой войне «дослужился» до звания младшего лейтенанта службы госбезопасности. И переубедит любого, у кого служба в НКВД до сих пор ассоциируется только с конвоирами и репрессиями. Ведь Владимир Евгеньевич – военный историк и к фактам очень придирчив.
Карельских «стяговцев» уважают за преданность фактам при реконструкции предметов одежды и быта. Во время международных сборов, когда таких реконструкторщиков съезжаются сотни, коллеги-иностранцы разыскивают наших, чтобы только увидеть их экипировку. Все давно знают, что у наших воссоздано все до мелочей. Владимир Васильев отвечает за правдоподобность. Годами он изучает военные документы, исторические книги, фотографии, ведет раскопки в целях перезахоронения погибших солдат. Были москвичи, которые пытались найти несоответствия в форме:
– Они мне слово – а я им приказ показываю, они слово – я приказ. Мы не солдаты, мы реконструкторщики, но очень опытные, – с уместной надменностью профессионала.
Правда, от мобильных телефонов даже в реконструированном военном лагере не отказываются.

Владимира Васильева в городе знают многие, знают по-разному. Реконструкция не основная его деятельность. Еще он коллекционер, но об этом, по его словам и строгому выражению лица, нужно разговаривать отдельно и долго. А я ему позавидовала: не всем дано найти такое увлечение, при рассказе о котором не только у слушателя, но и у самого себя дух захватывало.

С сайта клуба «Стягъ»: «Наши встречи проводятся каждую среду в 18.30 в Доме офицеров, ул. Гоголя, 28».

«Лицей» № 5 2009