Путешествие

Самая большая дача в самом маленьком городе России

На набережной Плёса
<
купить газон
газон, виды, свойства, выбор, устройство, посевной, рулонный, цена, ландшафтный дизайн, уход, парковый, спортивный, мавританский, на даче
Утверждение, что Левитан прославил Плёс, а Плёс Левитана, столь же неоспоримо, как и знакомое со школьных лет «Волга впадает в Каспийское море». Но со времен великого русского пейзажиста маленький заштатный город на Волге стал еще и популярным местом отдыха представителей творческой интеллигенции.
 

Эта традиция сохранилась и в советские времена, когда среди более чем 20 домов отдыха и санаториев здесь появился и дом творчества Союза театральных деятелей, превратившийся сейчас в санаторий «Актер Плюс».

Вид на гору Левитана с Волги

Возродить атмосферу русских дачных городков, где не только отдыхали, но и творили, где процветали летние театры, в которых, кстати, не гнушались играть и столичные актеры, где вечерами звучала музыка на открытых площадках, решили попытаться сегодня. «Русская дача» — бренд нынешнего Плеса, реализовав который, самый маленький город России собирается вернуть славу «всероссийского модного курорта для интеллигентной публики». Надо сказать, это не пустые заявления.

 

В Плесе я была не раз, чаще проездом — полдня или несколько часов. Но чем-то зацепил этот городок. И когда восемь лет назад обнаружила в петрозаводском турагентстве путевку в один из оставшихся в живых после тотальной перестройки плесских пансионатов, отправилась туда на целых 10 дней. Не только не пожалела, но интерес, появившийся во время кратковременных посещений, вырос в стойкую привязанность и любовь. И в нынешний приезд ожидала увидеть  привычный, милый, провинциальный Плес. Но как же он изменился за прошедшие годы, пришлось знакомиться заново!

Дачница на набережной очень популярна не только среди туристов

Переменам есть объяснения. В 2010 году город отметил 600-летие, а по русской традиции на подобные юбилеи Москва выделяет энные суммы.  Плес использовал их с пользой, отреставрировав большую часть зданий в исторической части города, в первую очередь на набережной. Причем здесь появились не только  современные инженерные сети, гостевые дома, кафе и рестораны, но и новые выставочные залы, музыкальный театр имени Ф. Шаляпина (великий певец в свое время не только отдыхал в Плесе, но и построил здесь дачу). Московские деньги поддержали Плес, послужили основой для возрождения городка. Но не только они.

 

Я нашла информацию о том, что создание нового музейного комплекса на территории одного из приказавших долго жить домов отдыха — частный проект. Чтобы частные деньги вкладывались не в торговые центры, а в музеи?.. Согласитесь, можно позавидовать Плесу.

 

Ну а практически  идеальное состояние дороги, соединяющей областной центр с крошечным городком на Волге, скорее всего, обязано тому, что Плес как место своего отдыха несколько лет назад приглядел бывший президент, а ныне премьер-министр России Д. Медведев. Не к лицу главе государства трястись на ухабах и  ямах дороги областного значения.  Плесу Дмитрий Анатольевич, кстати, не изменяет до сих пор. Одно из центральных СМИ сообщает, что при первой возможности, когда позволяет, естественно, работа, Медведев  в конце недели отправляется отдохнуть на выходные именно в Плес.

А еще в прошлом году Плес вошел в число семи пилотных проектов общероссийского масштаба, финансируемых в приоритетном порядке Федеральной целевой программой развития туризма. Простого везения для этого, согласитесь, мало.

Одна из плесских березовых рощ
В исторической записке «О заштатном городе Плесе», составленной к его 600-летию, утверждается, что городские власти в последние годы «определили концепцию развития Плеса как современного обустроенного историко-культурного и туристического центра области, в котором бережно сохраняются историко-культурные ценности». И они действительно сохраняются — и ценности,  и облик «заштатного» города. Хотя в такой же записке, но только к 500-летию города, составленной членом Костромской архивной комиссии (Плес входил тогда в Костромскую губернию), сообщалось, что «городское мужское и приходское женское училище — вот и все светильники этого тихого уголка». Автор выражал надежду, что и дальше жизнь Плеса будет проходить ровно и спокойно.

Не получилось «ровно и спокойно». Но ведь это замечательно! Сегодня время от времени тихую провинциальную жизнь городка буквально взрывают различные события всероссийского значения, во время которых население Плеса увеличивается в несколько раз.

Самая маленькая и популярная улица Плеса
В июне здесь уже традиционно проводится всероссийский фестиваль авторского кино «Зеркало» имени Андрея Тарковского (великий русский режиссер родом из этих мест).  Июль отдан моде — в этом году в седьмой раз состоялся фестиваль «Плес на Волге. Льняная палитра» под патронажем знаменитого российского кутюрье Вячеслава Зайцева, который родом из Иваново. Мэтр сам приезжает в Плес, а в этом году, давая интервью корреспонденту «Плесского вестника», сообщил о своем желании бывать здесь почаще.

В сентябре в дни празднования Рождества Богородицы сюда съезжаются певческие коллективы, исполняющие духовную музыку. Они выступают не только в театре, но и поют в плесских храмах, участвуя в службах.

В дачном театре имени Ф. Шаляпина проходят концерты классической музыки осеннего фестиваля, в Плес приезжают (судя по увиденной нами афише прошлого года) исполнители первого ряда — оперные певцы и музыканты. В единственном в России музее пейзажа  регулярно проводятся вернисажи выставок лучших современных художников-пейзажистов. Зимний Плес уже давно привлекает горнолыжников — на окраине города обустроены специальные трассы. Я уже не говорю о регулярных пленэрах российских художников.

Вид на Плес с Волги
Согласитесь, для города, население которого составляет чуть более трех тысяч человек, перечень того, что он может предложить своим гостям, внушительный. В большинстве регионов разговоры о  развитии туризма заканчиваются, как правило, составлением программ.

И опять-таки не простой туризм развивают в Плесе, а… ответственный. О существовании такого туризма я впервые услышала именно здесь, на Волге. И оказалось, что это туризм, внимательный к природе и ландшафтам, историческому наследию, местным традициям и населению. Родился он, естественно, в Западной Европе, но сейчас попал и в Россию.

Конкретно в Плесе ответственный туризм выражается в том, что в исторической части города нет ни одного высотного современного здания, новые дома, в том числе и частные (а строят сейчас в Плесе много), строго следуют архитектурному стилю,  сложившемуся в городе веками: каменный первый этаж и деревянный второй.

Соборную гору давно облюбовали художники
Даже высокие и надежные заборы, судя по всему, тоже традиция Плеса. Правда, иногда нам удавалось заглянуть одним глазком за них:  ухоженные зеленые газоны, цветы, плодовые деревья и даже березы, на диво высокие и стройные на берегах Волги, вызывали искреннее восхищение. Поразительно, но наши северные красавицы чувствуют себя в Средней России очень комфортно. Одна из  березовых рощ увековечена на знаменитой картине И. Левитана, путеводители утверждают, что она существует до сих пор. Но если вы подобно нам не найдете ее, не расстраивайтесь, ибо во время поисков обязательно обнаружите еще 4-5 таких рощ. И пусть они не левитановские, но зато  они станут вашими. Их подарит вам Плес. А вообще, город просто утопает в зелени, с какой бы точки вы ни посмотрели на него.

И еще, когда приедете сюда, не составляйте никаких туристических планов — какие музеи вы должны посетить сегодня, а какие завтра, бегая с озабоченным видом по городу, как это часто бывает во время турпоездок за границу. Иначе городок просто ускользнет от вас.  В Плес и сегодня надо приезжать, чтобы насладиться неспешным ходом жизни, тишиной, покоем, красотой. На Соборной горе, возвышающейся над центром города, можно сидеть часами (правда, скамеек здесь нет, но вас выручат пни от старых спиленных деревьев или просто куртка, брошенная на землю), любуясь видом на Волгу и старый район Заречье, что за рекой Шохонкой. Тишину нарушают здесь только шум тех же берез да стук топоров — строитель сегодня, судя по всему, профессия весьма востребованная в Плесе. Нас уверяли, что земляника в этих местах давно отошла, но вот аромат ее все равно витал в воздухе на Соборной горе, а может быть, это был запах полевых цветов и трав, в изобилии растущих на ее склонах, откуда, кстати, открывается еще и прекрасный вид на гору Левитана.

Старинное Заречье
Особого рассказа заслуживают старые дороги города, проложенные по дну оврагов, вьющихся между плесскими холмами. Дороги, вымощенные еще лет 200 назад булыжником, сохранились до наших дней практически в первозданном виде и придают особый колорит городу. Но передвижение по ним требует и усилий, и сноровки. Поэтому юные плесянки, ловко цокающие по камням пяти — семисантиметровыми каблучками, вызывали искреннее восхищение.

Уже много сделав для развития туризма, город тем не менее не подстраивается под них, сохраняя не только свой облик, но и дух, характер.  Он продолжает жить своей жизнью, в которой туристы составляют только часть ее, и словно говорит: «Я вот такой, хотите, полюбите. Нет… Насильно мил не будешь». Как правило, влюбляются все, пусть не с первого взгляда, точнее раза. Причем, не только россияне.

Ответа на вопрос, каким ветром занесло в Плес принца Майкла Кентского, кузена королевы Англии Елизаветы II,  я не нашла. Но в октябре 2006 года он с супругой отдыхал на берегах Волги, о чем напоминает табличка на стене одной из старинных дач гостиничного комплекса «Соборная слобода». Но оставил он в Плесе не только восторженные впечатление, но и… подарил ему  название одного из проектов, которые внедряются в городе —  HiddenRussia, что переводят с английского как «Потаенная Россия». Над проектом работает группа компаниий «Фортеция» и направлен он опять-таки не только на развитие, но и сохранение исторического Плеса, его своеобразия и прелести.

Впрочем, на иностранцев городу как-то везет. Отель «Частный визит» — совместный российско-французский проект семьи Маньенан, переселившейся на берег Волги из Парижа. А год назад в окрестностях Плеса поселился «замечательный сосед»: еще один не просто состоятельный, но очень состоятельный француз Паскаль Клеман купил около тысячи гектаров плесской земли и возрождает здесь русскую усадьбу с прудами, садами, парками и огородами.

П. Клеман известен в России тем, что купив в Краснодарском крае столь же крупный участок земли, он вложил 66 млн евро в сельскохозяйственный комплекс по выращиванию яблок и производству вина. О своих планах в отношении Плеса он пока умалчивает. Но в городе считают, что это будет столь же крупное сельскохозяйственное предприятие. В репортаже, который опубликовал «Плесский вестник», меня привлек один факт: зеленые насаждения на территории стройки не вырубают или сжигают, как это принято нынче у нас, а, наоборот, взрослые деревья выкапывают и бережно пересаживают в другое место, хотя дело это не копеечное.

С инвестициями, в том числе и иностранными, в Плесе связывают надежды на реализацию еще одной программы — «Республика Плес». Ее пропагандируют даже на… футболках, которые продавали в одной из лавок на старинной Калашной улице. Нет-нет, никакой политики, никакого экстремизма. Просто креативная часть плесской общественности считает, что  «в Плесе рождается ответ на самые больные вопросы России». Ни больше, ни меньше. Что это — провинциальное нахальство или здоровое желание перевернуть мир? А суть, как выяснилось, в том, что скромный Плес, считают здесь, олицетворяет сегодня богатую и перегруженную вниманием столицу (благодаря федеральными и частным деньгам), а вот деревни, входящие в Плесское городское поселение, — нищую и обезлюдевшую Россию. Те самые деревни, в которые не чаще раза в месяц забредает автолавка, дороги в которые можно назвать таковыми только условно, где из постоянных жителей осталось два-три старика да с десяток летних дачников. Те самые, возродить которые берется Плес. В одной из лавок на Калашной улице я даже нашла подборку разработок и материалов по этому проекту. А что? Чем, как говорится, черт не шутит. Может быть, и пригодится России опыт Плеса?

Фигурка напоминает египетские скульптуры

Но все это, как правило, остается за пределами интересов гостей города и туристов. Лично меня больше заинтересовало, откуда здесь появился памятник кошке? Основателю Плеса великому князю Василию Дмитриевичу (сыну Дмитрия Донского), Левитану и дачнице — понятно, а с какого боку тут кошка? И когда в магазинчике в доме-музее Левитана купила крошечную керамическую копию фигурки кошки, поинтересовалась у сотрудницы музея, какое отношение, а главное за какие заслуги перед Плесом кошка удостоилась памятника. «Вы о Мухе говорите?» — поинтересовалась собеседница. «Я о кошке спрашиваю», — еще раз уточнила я. И выяснила, наконец, что это памятник не просто  безликой кошке, а конкретной кошке Мухе, которая спасла из волжских вод котят, но сама утонула. Поистине шекспировскую историю услышал от местных жителей скульптор и… сделал памятник кошке, который и установили на берегу Волги. Правда, побывав у памятника, я засомневалась в истинности версии кошачьей жертвенности: зачем тогда рядом с кошкой огромный декоративный сундук, отлитый из какого-то металла, — само олицетворение солидности, стабильности и традиций? А может быть, Муха именно его стережет, городок несколько веков  был деловой, купеческий… Впрочем, не все ли равно. Главное, что памятник существует, и он очень уютно вписался в старинную набережную и даже олицетворяет сегодня Плес: местные умельцы быстро  стали изображать Муху на популярных магнитиках.

Уезжая из Плеса на этот раз, я уже мечтала, как вернусь сюда вновь — когда закончат реконструкцию одного из старинных особнячков на набережной под гостиницу, а соседнего — под концертный (вероятно) зал, как можно предположить, заглянув в окно: рабочие трудились и там весьма споро, так что ждать недолго.

В прошлый мой приезд кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой, художницы и спутницы Левитана в Плесе, тоже только была в стадии работы. А сейчас, спускаясь на набережную, мы никак не могли пройти мимо, чтобы не заглянуть туда. А где еще в России можно выпить кофе с любимым печеньем Левитана? И поучиться говорить по-плесски с помощью словарика, который продавался здесь же всего за полтинник…

Уголок Плеса
Соседнее кафе «Дача», интерьер которой напоминал провинциальный купеческий клуб,  предлагал уже европейскую кухню и вполне уместно делил второй этаж  старинного дома нижних торговых рядов с выставочным залом  Общества плесских художников, а аристократический ресторан «Яхт-клуба» (есть и такой в Плесе) был нам, увы,  не по карману. Если только принцу Майклу Кентскому.  Жаль только, что чайная  местного общества трезвости оказалась всю неделю закрыта — хотя старинные деревянные стеллажи, видные в больших старинных окнах, с более чем полусотней сортов чая так и манили.

Начитавшись перед приездом в Плес о его великолепной кухне, мы решили  убедиться в этом сами и отправились в кафе, предлагавшее волжскую рыбу в сырной шубе. Не повезло. Мы пошли туда в понедельник, после Дня города и фестиваля «Льняная палитра». И девушка-официантка отправила нас восвояси, правда, вежливо: «Ничего нет, съели все в праздники!». Не удалось посетить и магазин-салон «Старая дача», хотя вещи, выставленные между переплетами старинных окон,  манили своим музейным видом. Там тоже были какие-то свои дела. Но на фестиваль «Мода Плеса. Льняная палитра» мы все-таки успели. Хотя на дни «Потаенной России в Плесе», в программу которых входило «Колхоз-пати» с трансфером на тракторах и полуторках, увы, не попали — надо было уезжать. Так что за семь дней мы многое не увидели, не попробовали, не нашли, не посетили. Неделя в Плесе — это так мало…

Фото автора