От Петрозаводска до Пекина всего 25 сантиметров. Казалось бы: полшага. Но это только на карте мира с масштабом 1 к 25 000 000.
В реальности это семь с половиной часов полета из Москвы. Но для влюбленной в Китай петрозаводчанки Галины Нариной и это не расстояние. В сентябре она в четвертый раз собирается в Поднебесную империю.
– Наверное, прежде чем отправиться в Китай, Вы исколесили всю Европу …
– Может быть, смешно, но в Европе я почти не бывала. Так, Франция, Чехия… По России путешествовала много, была даже во Владивостоке. Сейчас привлекает Китай.
– Почему все едут в Грецию, Италию, Испанию, а вы в Китай? Что вас туда тянет?
– Наверное, там душе моей хорошо, вот и тянет. Я приезжаю, и мне там спокойно. Всегда привлекает что-то непонятное, хочется в этом разобраться. У меня, кстати, третья группа крови, которая считается азиатской (смеется).
Говорят, традиция свадебных замков пришла из Китая
– Вы себя там чувствуете в безопасности?
– Абсолютно, абсолютно. Что касается безопасности вообще, все зависит только от самого человека. Если он ведет себя агрессивно, то получает агрессию окружающих в ответ.
— Какое вообще отношение к русским в Китае?
– Прекрасное! Никогда никаких проблем не возникало. В основном мы общались с нашими русскоязычными гидами. Они настоящие китайцы, но у каждого есть русское имя. Оказывается, когда они изучали язык, выбрали себе второе имя.
– Насколько я знаю, вы собираете в Петрозаводске компанию и организуете тур самостоятельно, не обращаясь в турфирму.
– Совершенно случайно на просторах Интернета наткнулась на китайскую турфирму, которая предлагает как плановые, так и индивидуальные туры. С финансовой точки зрения довольно приемлемые. Билеты мы покупаем сами, сами делаем визу, а обслуживание начинается с момента прилета Китай. Интересно, что стоимость перелета из Москвы в любой город Китая почти одинакова: что в Пекин, что в Шанхай, хотя расстояние между этими городами приличное. Перелет, если позаботиться заранее, 10–12 тысяч в одну сторону. Наверное, с пересадками еще дешевле.
Чайная церемония — неотъемлемая часть каждой экскурсии
То, что мы обычно путешествуем вчетвером, дает возможность задать гиду больше вопросов об истории, обычаях того или иного места. В большой группе это редко кому удается. Я всегда готовлюсь к поездке, к тому, что увижу, заранее. Чтобы получить больше новой информации.
– В каких городах вам удалось побывать?
– В первый год мы ездили на остров Хайнань, его называют восточными Гавайями, там вся наша Сибирь отдыхает. Для них это все равно, что для карелов Турция или Египет. Затем мы перебрались в известный город Харбин. В прошлом году прилетели сначала в Пекин, оттуда – на поезде в Нуоян, затем – в Сеань и Шанхай. Несколько дней провели в городке Байдахе на море.
– Был ли у вас культурный шок, когда впервые оказались в Китае?
– За границу я ведь поехала не в первый раз, так что культурного шока не было. Единственное, поражаюсь тому, насколько быстро Китай шагает вперед. Их быт организован технически гораздо лучше нашего. Например, даже в маленькой лавке стоит детектор для определения подлинности банкнот. И вокруг много разных удобных мелочей, облегчающих жизнь.
У них много уборщиков, стражей порядка. На улицах очень чисто. Наверное, вовремя убирают.
Хотя народ в целом живет скромно, даже бедно. Их жесткое коммунистическое воспитание позволяет им быть довольными и тем, что имеют. Вечерами – это потрясающе – люди идут в парки танцевать, играть, например в бадминтон. Некоторые игры нам даже не знакомы. В каждом сквере стоят тренажеры, самые элементарные, люди утром идут и занимаются. И все в приличном состоянии. Наверно, были бы у нас условия, мы бы тоже ходили и танцевать, и спортом заниматься.
Шанхай. Небоскребы открывашка и отвертка
– Удалось ли познакомиться с местными жителями?
– В прошлом году мы ездили перед первым сентября, когда все поезда переполнены, как и в России. Нам было необходимо добраться без гида из Пекина в Нуоям. В пять утра нужно было пересесть в другой поезд. Уже на платформе мы увидели, что вагон был заполнен китайцами. Размахивая билетами (а многие китайцы были без билетов), мы с трудом протиснулись внутрь. Кто-то спал сидя, кто-то – на корточках. Где выходить – не знаем, так как билет на китайском. Знаем только, что должны приехать около восьми утра. Одна приятная китаянка, увидев нас, заставила встать и уступить место сначала мужа, затем сына, потом встала сама и еще предложила приставную табуреточку. Мы вчетвером уже сидели, и вдруг поняли, что неплохо бы узнать, когда выходить. Известно, что китайский язык музыкальный, много зависит от интонации. Наши попытки произнести название нужной станции к успеху не привели. Пришлось показать билет. Когда китайцы увидели, что мы пытались сказать, искренне хохотали всем вагоном. Помогли нам выйти в нужном городе.
Знаменитая терракотовая армия
– Какие они люди, китайцы?
– Безумно трудолюбивые, честные, добрые. Примерно так. Но я думаю, практически все иностранцы, будь то азиаты или европейцы, очень доброжелательны и радушны.
Я не любитель цирка в России, но китайский цирк обожаю. Это акробатика, гимнастика и тяжелая атлетика, скажем так. Глядя на их гимнастов в цирке, понимаешь, что остальному миру в гимнастике делать нечего. Происходит нечто нереальное.
Жители Шаолиньского монастыря — асы единоборств
– Благодаря чему такие успехи, на ваш взгляд?
– Благодаря политике партии, очевидно. Все зависит от того, куда нас направляют. И если в нужное русло, тогда все получается. Китайцы очень трудолюбивы. Причем женщины у них выходят на пенсии тоже в пятьдесят лет. После этого они начинают ходить танцевать, заниматься любимыми делами. У них есть дачи. Китайцы ведут очень активный образ жизни.
– А по-английски в Китае говорят?
– Далеко не все, единицы. Многомиллиардная страна, где все говорят по-китайски, зачем им английский? Многие ли в Карелии на нем говорят, тем более в глубинке? Это маленькие европейские страны вынуждены знать языки, чтобы общаться с миром. У китайцев нет денег на путешествия, максимум где они отдыхают, – это Тайланд.
— Вы обычно ездите в Китай летом или к какому-нибудь празднику?
— Сейчас едем 10 сентября, у нас запланирован тур по югу Китая. Мы прилетаем в Гуанчжоу, затем направляемся в горы Аватар, которые переименовали после известного фильма. Потом едем в город Гуйлинь. В прошлом году мы приезжали в Китай в августе, но нам рассказали, что в сентябре в Гуйлине зацветают деревья Османтуса, – это завораживающее зрелище. По всему городу распространяется медовый запах. Последние дни путешествия проведем в Бейхае на серебряных пляжах Китая, где раньше отдыхала партийная элита Китая. Пока там идут дожди, так как до Экватора недалеко, но, надеюсь, что через пару недель они прекратятся.
С помощью специальных отверстий в дереве спортсмены растягивают пальцы
– Как вам китайская еда?
– Великолепно! В первую очередь это морепродукты: очень вкусно и дешево! В китайских ресторанчиках много аквариумов, в которых плавают всевозможные рыбы, креветки, крабы, черепахи, но мне их жалко, съедобные черви, мидии… Китайцы великолепно готовят свинину, притом, что в России я почти не ем мяса.
Рассматриваем фотографии, сделанные Галиной во время последней поездки. Шаолиньский монастырь, сотни мужчин, великолепно владеющих боевыми искусствами, знаменитая многотысячная терракотовая армия, до сих пор не раскопанная до конца, Великая китайская стена, которую и по ступенькам сегодня покорит не каждый.
– Когда я приезжаю в новый город, всегда задаю себе вопрос: а могла бы я здесь жить? Вы бы смогли жить в Китае?
– Скажу вам честно. После прошлогоднего посещения Китая я даже знаю, где я хочу жить.
Фото Галины Нариной