Как жилось карельским женщинам на рубеже XIX-XX веков? Действительно ли от русских крестьянок их отличала большая самостоятельность и независимость? Какую роль сыграла женщина в распаде патриархальной семьи? Об этом и многом другом рассказывает Юлия Литвин, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, председатель Совета молодых ученых ИЯЛИ КарНЦ РАН. Свою диссертацию она посвятила гендерному исследованию повседневной жизни карельской крестьянки.
На рубеже веков речь шла о том, чтобы выжить
– Юлия, с точки зрения современного человека, насколько тяжела была жизнь карельской крестьянки на рубеже веков?
– В традиционном обществе речь шла о том, чтобы выжить, превалировала экономическая сторона вопроса. Тем более когда мы говорим о Карелии, где имело место рисковое земледелие: на юге своего хлеба хватало максимум на полгода, на севере — на три месяца. Соответственно, значительным подспорьем для крестьянского хозяйства оказывались неземледельческие промыслы, в том числе далеко за пределами своей деревни.
В Карелии крестьянка – не только мать и жена, хозяйка. Ускорение темпов развития экономики страны способствовало вовлечению женщин в работу за пределами дома: женщины становились отходницами, предпринимательницами, увеличилось их число в ремесленном и кустарном производствах.
Внутри семьи женщины продолжали выполнять все хозяйственные функции. Взрослые женщины занимались также проведением всех семейных ритуалов, связанных с рождением, свадьбой, поминками, проводами в армию, календарными праздниками, на их попечении находились скот, дом и дети.
– Почему в фокусе вашего исследования оказался именно этот период – вторая половина XIX – начало XX веков?
– Это начало пореформенного времени: 1861 год – отмена крепостного права, время реформ в экономической, культурной, военной сферах. Рыночные отношения существенно повлияли на традиционный крестьянский уклад. В этот период начинается процесс модернизации, который изменил облик традиционной деревни. Под таким стрессом протекала повседневная жизнь крестьянина. Меня больше занимал вопрос, как в этих условиях происходило перераспределение гендерных ролей.
– То есть женщины брали на себя функции мужчины?
– Да, женщина не только зарабатывала деньги. Она могла заменять мужчину в некоторых традиционно мужских работах – в поле, при починке хозяйственных предметов. В определенные месяцы, когда большинство трудоспособных мужчин отправлялись на заработки, женщины заменяли их на сельском сходе. Правда, они решали несущественные экономические вопросы. Женщины также занимали некоторые административные должности: собирали подати, выступали как местные полицейские. Но должность сельского старосты, другие административные посты занимали только мужчины.
– А мужчины выполняли женскую работу?
– Нет, гендерной инверсии не происходило. Есть сведения, что на юге Карелии смеялись над мужчинами, которые занимались работой в огороде. Это связано с представлением, что женская работа менее престижна. Этот стереотип существует до сих пор.
– Как влияли эти изменения на жизнь крестьянской семьи?
– Происходит распад традиционной большой семьи. В конце XIX века растет число так называемых малых или нуклеарных семей, то есть состоящих из супружеской пары с детьми. Тогда как большие патриархальные семьи начинают разрушаться. В новых условиях ценной становилась мобильность и самостоятельность населения, которые обеспечивал институт малой семьи. Кстати, многие исследователи XIX века отмечали определенную роль женщины в разрушении патриархальных семей. Якобы возникавшие ссоры между невесткой и свекровью, между снохами и т.д. вели к семейным разделам. На самом деле мотив разделов был экономический – отделение женатых сыновей объяснялось их нежеланием работать на семью отцовскую.
– Меняется ли в новой семье отношение к детям?
– Принципы народной педагогики и распределение работ на мужские и женские сохранялись. Однако во время длительного отсутствия мужа, например, на заработках, именно женщина отвечала за поддержание экономической жизнеспособности домохозяйства. Дети изредка видели отца и воспитывались преимущественно матерью, что вело к ослаблению отцовского влияния. Недаром в промысловых местностях дом считался женской сферой, а мужа называли «гостем».
«Карел редко бьет жену»
– Сравнивали ли вы карельскую и русскую крестьянку?
– Да. Исследователи народного быта XIX века не раз подчеркивали различия между карельской и русской семьей. Например, учитель Иван Оленев писал, что «карел редко бьет свою жену, советуется с ней во всех важных делах, часто поручая ей заведование расходами». Вспомните эпос: в «Калевале» большое количество женских персонажей – насколько они сильны и самостоятельны. Существуют работы, которые доказывают, что у многих прибалтийско-финских народов первоначально был распространен матриархальный брак. Большое значение в изучении вопроса внутрисемейных отношений имел тип хозяйствования – промысловый, аграрно-промысловый, аграрный. Он также существенным образом влиял на распределение гендерных ролей.
– Как карельская крестьянка зарабатывала на жизнь?
– В конце XIX века денежные отношения сильнее проникают в деревню, вопрос заработка становится актуальным и для сельских жителей. Женщины занимались различными ремеслами, а часть товаров могли продавать. Например, в селе Седокса Олонецкого уезда сохранялось изготовление кружев для полотенец и постельных принадлежностей. Этой технике учили девочек с 5–6 лет. Высокое качество и оригинальное исполнение кружевных изделий было отмечено на Парижской всемирной выставке, где в 1900 году работы Татьяны Риккиевой из Рыпушкальской волости Олонецкого уезда были удостоены серебряной медали.
Упоминавшееся отходничество также служило значительным подспорьем для экономики семьи. Карельские крестьянки отправлялись в Петербург или города Финляндии, где торговали вразнос нитками, кружевами. Востребованной среди крестьянок оставалась работа по найму – няньками, сиделками, кухарками, прачками, портнихами, наемными сельскохозяйственными рабочими, работницами в ремесленных мастерских. Карельские женщины также были предпринимательницами. Во многих деревнях работали так называемые мелочные лавки. Там можно было купить любимый карелами чай, кофе, а также товары повседневного спроса – сахар, спички и т.д. Доля женщин в этой области составляла от 24 до 39 процентов.
– Если говорить об отходничестве, насколько беспрепятственно могла крестьянка покинуть деревню?
– Женщина так просто уйти не могла, для этого нужен был паспорт или свидетельство для отлучки – документ назывался по-разному. Изначально он выдавался только мужчинам. Для того чтобы уйти, женщина должна была получить разрешение у главы семьи – мужа или отца. Разбор прошений, поданных крестьянками на получение паспорта, тянулся от полугода до года. В конце XIX века местные и центральные органы буквально захлестнул поток женских прошений на выдачу документов «на отлучки». Суть прошений сводилась к необходимости женщине зарабатывать средства в связи с экономической несостоятельностью мужа. В редких случаях причиной обращения карелок являлось рукоприкладство мужа. Кроме того, паспорт мог служить альтернативой разводу – супруги просто расходились без официального расторжения брака, а крестьянка таким образом получала независимость.
Только в 1914 году вышел закон, который освобождал женщин от обязанности спрашивать разрешения главы семьи при получении паспорта.
– Какие специальности у крестьянок остались невостребованными?
– Те, что требовали специального образования – акушерка, учительница. Например, в Олонецкой губернии был такой случай. Генерал-губернатор Григорий Григорьев добился выделения 12 мест для обучения местных крестьянских девушек в Петербургском родовспомогательном заведении. Однако столкнулся с невостребованностью профессии акушерки. Одна из причин заключалась в многовековой истории существования института непрофессиональных повивальных бабок. Кроме того, чтобы поступить в такое заведение, необходимо было окончить школу. Но не все семьи могли позволить себе отпустить девочку для продолжения обучения. Девочки с малых лет помогли матери в домашних делах, следили за младшими братьями и сестрами. Женщина должна была реализовывать свое предназначение – стать женой и матерью.
– Отстаивали ли женщины свои права?
– Что такое права? Если бы мы задали этот вопрос карельской крестьянке, боюсь, она бы нас не поняла. Своевременное замужество, женитьба, рождение детей, дом, экономическое благополучие – предел мечтаний крестьян. Необходимость отстаивать то, что сегодня называется правами, возникала в случае разлада в семье или по причине экономических проблем.
Не слом, но медленный поворот
– Можно ли говорить о том, что на рубеже веков произошел слом в положении женщины?
– Скорее закладывались основы новых взаимоотношений между полами, которые чуть позже реализуются советской властью. Происходил медленный поворот, однако опять же этот процесс был однонаправленный – женщина брала на себя часть мужских обязанностей, но обратной ситуации не было. Можно говорить о том, что в период военных или экономических катаклизмов как бы приоткрывается затвор и женщины получают больше прав. Потом может произойти возврат, женщине напоминают, что она прежде всего мать и жена.
– Если говорить о современной России, в какие годы наблюдалось открытие и закрытие этого шлюза?
– В девяностые годы, например, шло стихийное вовлечение женщин во все сферы экономики. Вспомним огромное количество женщин-челночниц. Однако, говоря о современности, не следует забывать последствия демографических катастроф советского периода, которые коснулись мужской части населения. Политика раскулачивания, которая привела к исчезновению крепких хозяйств, а вместе с ними и слоя трудоспособных мужчин, череда военных действий – всё это и многое другое создали современную структуру гендерных отношений.
Сейчас провозглашается возвращение к так называемым традиционным семейным ценностям. Но что такое традиционные семейные ценности? Как видно даже из этого короткого интервью, это довольно условное понятие. Но оно может использоваться для достижения каких-либо политических целей или как идея для консолидации населения.
– Насколько ново гендерное направление в исследовании?
– В зарубежной гуманитарной науке рождение гендерных исследований приходится на вторую половину XX века. Получив толчок для своего развития, прежде всего от женских исследований, гендерологи переместили акцент с изучения неравноправного положения женщины, с проблемы патриархата на исследование более широкого социального контекста – на анализ гендерной системы. С этого момента категория гендера получила статус, равнозначный по значимости категориям «класс» и «этнос». В России это направление стало развиваться с конца 1980-х годов.
– В карельских архивах достаточно материала по этой теме?
– Очень сложно найти материал, который касается крестьянской повседневности – большинство крестьян оставались неграмотными. Поэтому так ценен этнографический материал, собранный в свое время учителями, священниками, этнографами. Если, например, дворянки оставили дневники, мемуары, то крестьянки этого не делали. Я ориентировалась также на делопроизводственные документы XIX – начала XX веков: прошения, жалобы, в которых человек излагал суть своей проблемы, в этих описаниях присутствуют элементы повседневности.
– Юлия, сегодня гуманитарная наука переживает не лучшие времена в финансовом плане. Почему вы выбрали этот путь?
– Это непростой вопрос. Мне нравится искать ответы в прошлом на вопросы настоящего, выявлять параллели. Интересно работать в архивах, искать по крохам какие-то материалы. Сейчас я стараюсь больше сама собирать полевой материал, интерпретировать его, учусь правильно формулировать вопросы для беседы с людьми. Каждое интервью – новый опыт, в том числе когда его даю я сама.