Наука в лицах

Кораблёв, сын Кораблёва

 

Николай Кораблев
Николай Кораблев

Только в такой семье, с такими родителями и предками на пудожской земле мог появиться такой человек.

Вечер памяти известного карельского историка Николая Александровича Кораблёва, недавно ушедшего от нас, прошёл в Национальной библиотеке. Его коллеги, друзья с большой теплотой вспоминали этого удивительного человека, так много сделавшего для изучения истории нашего края.

Я был знаком с ним. Знакомство наше произошло при следующих обстоятельствах: мне была заказана статья к юбилею его отца – создателя знаменитого школьного музея, ставшего основой коллекции одного из интереснейших муниципальных музеев. Теперь Пудожский музей совершенно справедливо носит имя Александра Федотовича Кораблёва.

Александр Федотович – личность легендарная, благодаря его разысканиям, собиранию предметов традиционного быта в настоящее время Пудожский музей обладает великолепными фондовыми коллекциями. И вот, когда мы беседовали с Николаем Кораблёвым в его квартире на улице Калинина, он очень много мне поведал о своих предках, о своём удивительном отце и в результате статья получилась.

Потом мы неоднократно встречались с Николаем Александровичем на различных научных конференциях, на заседаниях городского клуба «Краевед», где он выступал с неизменным успехом, его доклады и научные сообщения всегда были необыкновенно ёмкими и содержательными. Был он человеком необычайно мягким, деликатным, скромным, а ведь он за неполные семьдесят лет своей жизни сделал очень много.

 

Вот основные вехи его биографии. Николай Кораблёв родился в 1947 году. Окончил Петрозаводский государственный университет, аспирантуру Карельского филиала АН СССР по специальности «Отечественная история».

За сухой строкой биографии интересная студенческая жизнь: выезды на картошку, юношеские стихи, публиковавшиеся в курсовой студенческой газете, участие в выпуске факультетской стенной газеты «Горизонт», традиционные практики, крепкая студенческая дружба. Всё это было в жизни студента историко-филологического факультета Коли Кораблёва. А ещё первые научные работы, связанные с историей Карелии курсовые и дипломная. Его однокурсница, Елена Ивановна Маркова, отметила  любопытный факт: 8 представителей курса, на котором учился Н.А. Кораблёв, стали впоследствии крупными исследователями.

А затем начинается путь учёного, историка Николая Кораблёва. И этот путь был, видимо, предрешен с детства: перед ним был всегда живой пример отца – неутомимого и увлечённого собирателя свидетельств прошлого родного Пудожа. На мой взгляд, Пудож вообще уникальный город, здесь всегда кипела деятельность краеведов, достаточно упомянуть имена Евгения Нилова и Александра Костина. Здесь на протяжении нескольких лет регулярно проводятся районные краеведческие чтения. В Пудожском районе действует не только муниципальный историко-краеведческий музей, но и сформировалось кольцо школьных музеев Пудожья.

С 1973 года Николай Александрович  работает в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-экономическая история Карельского Поморья во второй половине XIX в.».

Участник международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров. И его доклады и научные сообщения всегда были новым словом в науке, демонстрировали глубочайшее знание источников. И это неудивительно, так как он любил и умел работать с источниками. Он также много делал для издания различных сборников архивных документов, которые очень помогают в научной работе. Я не так часто работал в Национальном архиве и почти каждый раз встречал там Кораблёва.

Основные направления научных исследований Николая Александровича –  история Карелии и Европейского Севера России XIX — начала XX вв.

Им написан целый ряд монографий: «Социально-экономическая история Карельского Поморья во второй половине XIX н.» (1980), «История экономики Карелии. Кн. I. Конец XV — нач. XX вв.» (в соавторстве), историко-экономические очерки «Пудож» из серии «Города и районы Карелии» (1983) и «Традиционные кустарные промыслы и ремесла Карелии, вторая половина XIX – начало XX в.» (2009). Он был в числе научных редакторов и авторов коллективных трудов «История Карелии с древнейших времен до наших дней» (2001), «Петрозаводск. Хроника трех столетий. 1703 — 2003» (2002), «Олонец. Историко-краеведческие очерки в двух частях» (1999).

Он принимал участие в подготовке серии документальных книг «Петрозаводск: 300 лет истории» (Кн. 2 — 3, 2001 —2003). Николай Александрович был первым историком в Карелии, который начал разрабатывать тему деятельности различных партий в предреволюционные годы, а ведь раньше разрабатывалась только история одной партии РСДРП(б)- ВКП (б)- КПСС.

В последнее время Николай Александрович работал над проектом «Новая история Карелии», посвященном 100-летнему юбилею республики.

Здесь названы лишь основные из его научных трудов. Список его работ велик и каждая его работа – значительный вклад в изучении истории Карелии. Широка и сфера его научных интересов. Его коллеги на вечере памяти говорили о том, что каждая из написанных им монографий могла бы послужить основой для защиты докторской диссертации. А ещё он был великолепным стилистом и писал прекрасным языком. Историк должен быть ещё и популяризатором науки и писать работы не только для внутреннего пользования своей корпорации.

И здесь хотелось бы отметить большую работу, проделанную Николаем Александровичем вместе с известным краеведом Татьяной Александровной Мошиной. Это несколько небольших популярных изданий, посвящённых губернаторам Олонецкой губернии, градоначальникам и городским головам Петрозаводска, а также Георгиевским кавалерам. Последней такой их совместной работой была книга о знаменитой династии купцов-меценатов Пименовых. Почему этого никто не сделал раньше? Эти книги, конечно же, очень расширяют наши представления об истории края, а, главное, о людях, творивших эту историю.

Одной из главных черт Н.А. Кораблёва как историка была его высочайшая ответственность за каждую опубликованную строчку.

Об ответственности историка рассуждал ещё Сервантес: «…историки должны и обязаны быть такими  правдивыми и до такой степени беспристрастными, чтобы ни корысть, ни страх, ни вражда, ни дружба не властны были свести их с пути истины, истина же есть родная дочь истории – соперницы времени, сокровищницы деяний, свидетельницы минувшего, поучительного примера для настоящего, предостережения для будущего».

Наверное, со смертью Н.А. Кораблёва закончилась целая эпоха. Много говорилось о необходимости увековечения памяти Николая Александровича и Александра Федотовича Кораблёвых. Общественным признанием на исторической родине стало для него присвоение звания «Почётный гражданин города Пудожа». А вот заслуженным деятелем науки Карелии он не стал. Вроде бы хотели присвоить Кораблёву это высокое звание к 70-летию, но вот не дожил. Остались его книги и статьи. Национальный архив начал формирование его личного фонда.

Но самое важное — не звания, не учёные степени, а огромный, напряжённый, не знающий отдыха труд историка Кораблёва, его неоценимый вклад в изучение истории Карелии, научная добросовестность, исполнение им своего долга.

Я так и не собрался выступить на вечере его памяти… Неслучайно назвал свою публикацию «Кораблёв, сын Кораблёва». Наверно, только в такой семье, с такими родителями и предками, на пудожской земле мог появиться такой человек, как Николай Александрович. И я счастлив тем, что немножко знал его, теперь это на всю оставшуюся жизнь.