Недавно увидела свет книга доктора исторических наук Ю.А. Савватеева «Вечные письмена (наскальные изображения Карелии)». На это событие пришел отклик из Москвы. Публикуем его в сокращении.
Юрий Савватеев, вместе с коллегами по экспедициям открывший прежде неведомые скопления наскальных рисунков, как никто другой ориентируется не только в их географии, но и в семантике – тех зашифрованных смыслах, которые требуют тончайшего вслушивания и толкования.
Книги Савватеева, живые, увлекательные, позвали в дорогу многих, кто прежде не слышал об удивительной каменной летописи Карелии. Среди них и автор этих строк.
Стремясь донести до читателя разные толкования запечатленных в камне сюжетов, а по сути, мировоззренческих опор древнего человека, Юрий Савватеев отмечает сильные и слабые стороны известных версий, предлагает собственные решения, постоянно остерегая от «окончательных» выводов.
В книге северные скалы оживают, будто под косыми лучами заходящего солнца, когда заметными становятся и самые потаенные черты. Но не менее впечатляет и день сегодняшний – хроника современных событий. В этой своей части книга обращена к тем, от кого реально зависят настоящее и будущее карельских раритетов – представителям государственных структур прежде всего, которые в состоянии помочь им «жить» либо, как ни горько это произносить, «умереть».
Погибнуть за считанные десятилетия от натиска «цивилизации», когда тьмы веков они выдерживали удары стихии! Какая же ответственность ложится на всех нас: и на тех, кто по долгу службы обязан обеспечить сохранность этих мировых сокровищ, и на тех, кто не в силах поправить дело самолично и может лишь бить во все колокола.
Внешне бесстрастная книга Юрия Савватеева на каких-то своих страницах почти кричит – немым криком убийственных фактов. Поразительная деталь: ученый, полжизни проведший у древних полотен, любовно расчищая и копируя их для всеобщего обозрения, как-то обмолвился, что жалеет о сделанных открытиях, потому что не уверен в их судьбе и в разуме нынешнего «человека разумного».
«О чем скорбят скалы» – так выразительно назван один из разделов книги. Но по ее прочтении вопросы множатся. И самый главный из них – о чем должны скорбеть мы и что необходимо сделать, дабы не умножать скорбь утрат у будущих поколений. Вот ради чего написана эта не просто историческая, но глубоко гражданственная книга.
"Лицей" № 4 2008