Новости и факты

На родине Карла Линнея

Фото Лилии Кабановой
Главная река Уппсалы и его Кафедральный собор

Впечатления о поездке в Уппсалу, где находится  старейший в Скандинавии университет.

 

Центр сети учебных заведений научно-исследовательских организаций, принимающих участие в работе Балтийского университета, находится в Швеции. Поэтому участники многих программ этого университета, сотрудники Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН и учителя Петрозаводска, не могли не посетить Уппсалу и Уппсальский университет, где и работает секретариат Балтийского университета.

 

 

 

Прежде чем непосредственно оказаться в его стенах, мы несколько дней провели на биологической станции на озере Эркен. Здесь мы познакомились с Куртом Петтерссоном, директором станции, который рассказал нам о ее истории.

 

На этом месте находилась ферма. В семье было много детей, но только один окончил университет – Уппсальский. Ему хотелось, чтобы многие молодые люди имели возможность заниматься исследовательской работой и поэтому он решил организовать лабораторию для студентов в том месте, где он родился и вырос. В 1928 году Carl Malmén подарил свои фамильные земли и строения Уппсальскому университету.

 

В 1945 году здесь официально открылась первая лимнологическая лаборатория. В 1958 году начала работу метеостанция. В 1994-м реконструировали главное здание станции. Одним словом, много больших и малых событий произошло здесь за прошедшие годы. Курт подарил нам книгу «Die Beziehungen zwischen zooplankton und phytoplankton im see Erken», изданную в Уппсале в 1963 году. Ее автор Arnold Nauwerck, живущий ныне в Швейцарии, весной этого года приезжал на станцию, где начинал свою научную деятельность и где 50 лет назад опубликовал свой труд.

 

Презентация биологической станции на озере Эркен

 

Помимо презентации самой станции, в ее лекционном зале были представлены доклады и наших ученых и учителей. Тема выступления Аркадия Тержевика – «Цветение» воды и «ледовый» период в годовом цикле оз. Вендюрского: влияние различных показателей, характеризующих озеро. Об изменениях в макрозообентосе Онежского и Ладожского озер при антропогенном влиянии рассказала на семинаре Наталия Калинкина.

 

Поскольку биологическая станция находится на озере Эркен – а еще потому, что мы в нем купались, скажу несколько слов о самом озере. Площадь его поверхности – 25 км2, максимальная глубина – 21 м, средняя – 9 м. На эмблеме Эркен-лаборатории изображен рак, потому что в озере сложились непростые отношения между раком-аборигеном и раком-вселенцем, и эти взаимоотношения тоже предмет исследования лимнологов.

 

Эмблема биологической станции

 

Озеро Эркен

 

Биологическая станция находится недалеко от города Норртелье, в котором мы побывали в прошлом году и который не преминули посетить в этом. Приятно пройтись по знакомым улочкам, еще раз погладить лягушку в фонтане, выпускающую струю воды из своего металлического рта, обнаружить скульптурную композицию, не попавшую в поле зрения в прошлый раз, вновь восхититься роскошными красными розами, казалось бы более характерными для какого-нибудь знойного южного города.

 

В порту города Норртелье

 

В программу нашего знакомства с изучением водных ресурсов в Швеции входило посещение Института исследований прибрежных территорий в городе Öregrund. Директор института Teija Aho рассказала об основных направлениях его деятельности: мониторинг рассматриваемых территорий и создание баз данных; профессиональные консультации и помощь в координации действий различных организаций, занимающихся использованием водных ресурсов; определение возраста рыб; аквакультура. Teija показала нам лаборатории института и провела экскурсию по городу. Вот старинная башня с часами; в этом двухэтажном деревянном доме-музее его владельцы представят посетителям историю своего города.

 

Живописный городок Öregrund

 

В Öregrund красивая гавань, здесь проходят соревнования по гребле самого разного уровня. В городке 1,5 тысячи жителей, а зимой в три раза меньше. И в такой по нашим российским меркам деревне иметь институт с крутым оборудованием и высоким уровнем научных исследований – м-да… Нам бы так.

 

С грустью простившись со ставшим милым нашим сердцам озером Эркен, мы переехали в Уппсалу, где прежде всего нас интересовал Уппсальский университет, старейший в Скандинавии, – он основан в 1477 году. Первое здание университета, с которого и начиналась его история, сегодня музей. Оно используется для проведения торжественных мероприятий, научных конференций, съездов, симпозиумов. Редкостной красоты потолочные своды, солидные лестницы, скульптуры античных богов и героев, огромный центральный зал поражают зрителей своей величественностью и театральностью. В Уппсальском университете мы побывали в Лимнологическом институте, где Monica Ricao провела экскурсию по его лабораториям, рассказала о работе института.

 

В Лимнологическом отделении Уппсальского университета

 

С Уппсальским университетом связан Музей эволюции, состоящий из четырех музеев: палеонтологии, минералогии, зоологии и ботаники. Музей эволюции содержит тысячи экспонатов, которые иллюстрируют развитие Земли и жизни на ней за последние 4,6 млрд лет. Палеонтологический музей обладает самой большой в Скандинавии коллекцией скелетов настоящих динозавров, включая единственный в мире экземпляр длинношеего динозавра Euhelopus zdanskyi из Китая.

 

В Музее эволюции

 

Особое место в структуре Уппсальского университета занимает его библиотека «Каролина Редивива», которая насчитывает миллионы томов и несколько тысяч рукописей, являясь самым большим в Швеции собранием книг. Выдающимся экспонатом музейной части библиотеки является Серебряный кодекс (Библия), самая драгоценная шведская книга и одна из самых известных в мире рукописей. Это перевод четырех евангелий с греческого на готский язык, сделанный в VI веке. Роскошный переплет, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, давным-давно потерян, зато текст представляет собой самый обширный памятник из всех дошедших до нас документов на готском языке. Он написан золотыми и серебряными чернилами на пергаменте бордового оттенка. Серебряное письмо преобладает, оно и дало название книге. В XVI веке она находилась в бенедиктинском монастыре в Германии. Римский император Рудольф II перевез ее в Прагу, где она хранилась вплоть до нападения шведов в 1648 году. Серебряную Библию привезли в Стокгольм в библиотеку королевы Кристины. После ее отречения от престола книга попала в руки библиотекаря, который взял ее на свою родину – в Голландию. Риксканцлер Магнус Габриэль Делагарди, известный шведский государственный деятель, купил Серебряную Библию и в 1669 году подарил ее Уппсальскому университету.

 

Живейший интерес вызвала у нас представленная в экспозиции музея Carta Marina, напечатанная в Венеции в 1539 году. По сути, это первая правильная карта Северной Европы. Ее автор Olaus Magnus составил ее на основе своих путешествий по северной Швеции и Норвегии. До наших дней сохранились только две копии этой карты, одна из них принадлежит библиотеке Уппсальского университета. Среди драгоценных памятников прошлого, хранящихся в «Каролине Редивива», нельзя не упомянуть партитуры Моцарта, написанные его собственной рукой, самый древний рукописный текст Эдды, исландскую рукопись XIII века.

 

Как я уже было сказано, в Уппсальском университете находится секретариат Балтийского университета, объединяющего более 200 университетов и научных организаций стран Балтийского региона. Спектр деятельности Балтийского университета на протяжении 20 лет его существования очень широк, но Maria Hejna остановилась прежде всего на тех ее аспектах, которые привлекают внимание всех, кто заинтересован в бережном отношении к природе. Раздельный сбор мусора, экономия энергии в собственном доме – разве это не касается каждого из  нас?

 

В Балтийском университете

 

Итак, Уппсала, Уппсальский университет и, конечно же, Карл Линней (1707 – 1778), профессор Уппсальского университета, 35 лет проживший в этом городе, наверное, самый знаменитый швед в мире: его система классификации растений принесла ему всемирную известность.

 

В доме-музее К. Линнея мы задержались в его гостиной, где собирались студенты, чтобы отправиться со своим любимым учителем на его экскурсии – «herbationes». В библиотеке остановились перед главным трудом великого ученого – «Systema naturae». Предметы быта, мебель, текстиль, посуда – буквально все привлекало наше внимание. Вот, например, комната миссис Линней. Ее дни в этом доме были заполнены хлопотами на кухне, шитьем, вышиванием и, конечно, заботой о детях. В  гостиной угощала дам кофе, чаем или шоколадом – новые модные напитки подавала в китайских чашках из тонкого фарфора. Помимо этого она принимала участие в общественной жизни города. Студенты ее мужа могли проводить вечер в обществе миссис Линней  и ее дочерей. У Карла и Сары Лизы родились семеро детей, но только пятеро дожили до взрослого состояния. Традиционно девочки в те времена получали образование дома, и дочери Линнея, как и их мать, учились вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. Их брат Карл, получивший образование в области ботаники и медицины, стал преемником своего отца, хотя и не имел никаких ученых степеней. Старшая дочь Елизавета Кристина интересовалась ботаникой, но женщина тогда практически не имела шансов развивать свои интеллектуальные способности.

 

Дом-музей Карла Линнея

В библиотеке К. Линнея

 

При доме, в котором поселился К. Линней с семьей, уже существовал сад, но он сделал его, можно сказать, образцовым. Линнеевский сад сегодня – это реконструкция того самого сада середины XVIII века. Великий ученый наблюдал за сезонными изменениями в природе среди ослепительных клумб, живых изгородей и прудов; он проводил здесь научные наблюдения и обучал студентов.

 

Помимо Линнеевского Уппсала знаменита своим большим Ботаническим садом, по которому мы гуляли с огромным удовольствием, с ежеминутными восторгами, с посещением Тропической оранжереи и временной выставки художницы-дизайнера Уллы Виотти под названием «Brick-Garden». В каждом из пяти залов Тропической оранжереи (ей, кстати, более 200 лет) создан свой климат, благоприятный для определенной группы растений. В Зимнем саду представлены субтропические растения.

 

Victoria cruziana в Тропической оранжерее Ботанического сада Уппсалы

 

Гигантская водяная лилия Victoria cruziana из Амазонии с ее огромными листьями доминирует в зале, названном в ее честь, – Victoria hall. Особенностью этого растения является то, что его цветы раскрываются только ночью. Вокруг пруда с Victoria cruziana растут банан, какао, коричное дерево, сахарный тростник. В зале «Тропический лес» мы встречаемся с растениями, которые растут на деревьях.  Это эпифиты – растения, живущие на других растениях.

 

С Уппсалой нас познакомил Кристиан Андерсон, сотрудник Балтийского университета и организатор, наряду с Ларисой Назаровой, нашей поездки. Он провел импровизированную экскурсию по городу, показав нам, в частности, замок, построенный около 1550 года по распоряжению короля Густава Вазы. Сейчас здесь находятся администрация города и художественный музей, в котором представлены графическое искусство XVI–XXI веков, коллекция портретов первой половины XX века, университетская коллекция произведений живописи. Во время экскурсии мы остановились на мосту, наблюдая за симпатичным водопадом.

 

Уппсала находится на берегах реки Фюрис, от города до Балтики – 100 км, а перепад высот составляет всего 5 м. Кристиан показал нам дома, в которых жили знаменитые уппсальцы – астроном и физик Андерс Цельсий, режиссер Ингмар Бергман. Из многих точек города виден прекрасный Уппсальский Кафедральный собор, самый высокий в Скандинавии (118,7 м). Его официальное открытие состоялось в 1435 году, а строительство началось за 150 лет до этого. На протяжении нескольких столетий в соборе проходили коронации шведских королей. Здесь похоронены Карл Линней, король Густав I (Ваза) (1496–1560), его сын Юхан III (1537–1592) со своей женой Катариной Ягеллоникой. Здесь покоятся мощи Св. Эрика и мощи Св. Биргитты – покровительницы Швеции (рис. 12).

 

Вот такая она Уппсала – студенческая, садово-парковая, древняя, поскольку изначальная столица Шведского государства; умная, ученая, книжная. Для меня увидеть книгу VI века (это я о Серебряной Библии), карту, напечатанную в XVI веке, рукописи и прижизненные издания Карла Линнея многого стоит. Часто вспоминаю потрясающую надпись над входом в Уппсальский университет: «Думать свободно – хорошо, но думать правильно – лучше». Что называется, без комментариев.