Главное, Конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»

5 критериев хорошего рассказа

 

Ирина Мамаева - писатель, лауреат премии имени Валентина Распутина, член Карельского союза писателей
Ирина Мамаева — писатель, лауреат премии имени Валентина Распутина, член Карельского союза писателей

Публикация шорт-листа конкурса короткого рассказа «Сестра таланта» вызвала бурное его обсуждение. Член жюри Ирина Мамаева в этой публикации объясняет критерии отбора рассказов.

1. Понятность

Если вы пишете не для себя (как любят иногда провозглашать графоманы, именующие себя непризнанными гениями), то должны отчётливо понимать, что кому-то придётся всё это прочесть. И – что для вас архиважно! – понять то, что вы хотели сказать. Понять без объяснений. Только по этим вот коротеньким и скупым, как слеза буржуя, строкам. И даже – финал, красиво утрамбованный в одно предложение (ну или размазанный ни о чём на страницу). Вы знаете свой рассказ: вам-то, конечно, давно всё ясно – дайте же прочитать его паре-тройке друзей. Если они поняли о чём речь, вы сделали свой первый шаг.

 

2. Форма

Рассказ – это малая форма повествовательной литературы, но не всё, что меньше повести, может называться рассказом. Даже если слова написаны правильно, грамотно группируются в предложения, а предложения разбиты на абзацы. Если Вася встретил бомжа, бомж ему на три страницы рассказал о своей тяжёлой жизни, а потом Вася вздохнул и понял: «Да, тяжела жизнь бомжа», то его автор не понимает разницу между удачным диалогом и удачным рассказом. Если Даша всю жизнь дружила с Машей, а когда Маша умерла, Даша сидит и вспоминает, какая Маша была хорошая, то её автор не понимает разницу между понятием «рассказ» в литературе и в быту. Если же автор нежно сливается со своим героем в объятьях и, сидя на пне в лесу, рассуждает о красотах природы, бренности бытия и возможности или невозможности большой внеземной любви, то это эссе. Большими буквами – ЭССЕ, а не рассказ. Надо выкидывать? Нет. Назовите набросками: сядете писать роман – пригодится. 

 
3. Развитие

Итак, рассказ имеет свою композицию – вспомним уроки литературы: завязку как событие, определяющее дальнейшее развитие действия, кульминацию как ключевой и самый напряженный момент повествования и развязку как следствие всего написанного. Есть идея, есть замысел, есть сюжет и идёт раз-ви-ти-е. Которое – закономерно! – приводит к финалу. В котором должно появиться новое знание: общеизвестный стереотип должен быть аргументированно разбит, герой после всего, что с ним произошло, должен измениться, все конфликты и противоречия, если были, должны быть улажены, если не были, должны неожиданно обостриться, и тому подобное. Чтобы бедный читатель не вопрошал потом с полчаса: «К чему это всё?».

Припомнив школьную математику, можно сказать, что если вначале автор заявил нам «А=В», то потом должно произойти нечто, чтобы мы поняли: «А≠В» или «А=С» или, на худой конец, никакого «А» вовсе не существует.

 

4. Оригинальность, оригинальность и ещё раз оригинальность – то, без чего не может существовать хороший рассказ.

Если читатель и сам знал, что «А=В», автор его изначально, как он думает, огорошил тем, что «А=В», а в конце он победоносно привёл его к финалу, в котором доказал ему, что «А=В», несчастный читатель зря потерял время. Не банальная тема (идея), не избитый сюжет, не стереотипные характеры – дайте читателю хотя бы что-то одно и – вуаля! – у вас тут же появляется некий шанс. На премию или хотя бы на то, что ваш текст прочтут до конца. Да, все люди похожи, а все сюжеты уже использованы, ну а вы повторяйте как мантру: «Каждый человек уникален» и ищите своё: свой взгляд на общеизвестный сюжет, факт, характер. И избегайте тривиальных развязок. 

 
5. Качество исполнения

Здесь можно вспомнить красоту слога и ясность выражения мыслей, изящность стиля (уместность, целесообразность выбора средств, единство стиля), образный ряд, отсутствие штампов  (уместность использования профессионализмов, диалектизмов, просторечных слов и т.д.), личный уникальный почерк, глубину мысли, ярких персонажей, чёткую мотивацию героев, соответствие заявленному жанру, стройный, а не разваливающийся на куски сюжет, логику и динамику повествования, оригинальный финал, не оставляющий вопросов и многое другое. Когда читателю сразу становится понятно, что автор думал о нём, старался его заинтересовать, увлечь своим текстом, искал те единственные и
нужные ему слова, не спал всю ночь, продумывая финал. То, что поможет избегнуть оценки «не осилил» и услышать после прочтения: «А дай ещё почитать!».

Фото Ирины Ларионовой

На нашем сайте продолжается голосование на приз читательских симпатий. Его получит рассказ из шорт-листа, набравший наибольшее количество голосов.

  • Кувшин пародий

    Спасибо. Научили писать. А то все не знали же. Сомневались. Как жаль, что многие гении уже умерли и не прочли такую инструкцию. Напишите ещё, что нибудь этакое. Научите сирых и убогих.