Культура

Откуда пришли и куда идём?

Виталий Добрынин. Автопортрет 1994 года
Виталий Добрынин. Автопортрет 1994 года

В  Музее изобразительных искусств РК открылась персональная выставка Виталия Добрынина «На границе времен».

Несмотря на то что предыдущая выставка прошла в стенах музея десять лет назад, нынешняя, приуроченная к 60-летию мастера и присвоению ему звания народного художника Карелии, не ретроспективная: она построена в основном вокруг «Калевалы» и включает большей частью работы, написанные в последнее десятилетие ХХ века. И даже трагедия умирания старинных карельских поселений, к которой обращается художник,  связана с «Калевалой».

Обратиться  к известному во всем мире карело-финскому эпосу Виталию Добрынину, как говорят в народе, сам Бог велел. Напомню несколько фактов из биографии художника: Добрынин родом из поселка Ухта, ныне Калевала, его отец и мать родом из карельской деревни Мунанкилахти.  После окончания художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, карел Виталий Добрынин вернулся в родные края: организовал и возглавил детскую художественную школу в Костомукше, носящую теперь имя скульптора академика Лео Ланкинена. Потом такую же школу он создал в финском городе Кухмо. Но живет многие годы со своей женой, которая стала его музой, и работает в родных краях.

На нынешней выставке в Музее изобразительных искусств представлено одно из изданий «Калевалы», вышедшее в Финляндии немногим более года назад. В качестве иллюстраций к ней использованы работы Виталия Добрынина. Как отметила на вернисаже директор музея Наталья Вавилова, потому что такой «Калевалы» нет больше ни у кого. Справедливости ради следует сказать, что у большинства  талантливых художников, обращавшихся в разное время к  карело-финскому эпосу,  тоже только своя «Калевала».

Виталий Добрынин на вернисаже
Виталий Добрынин на вернисаже
Земля рунопевцев
Земля рунопевцев
След лодки Вяйнемяйнена
След лодки Вяйнемяйнена
Смерть Лемминкяйнена
Смерть Лемминкяйнена
Хозяйка Похъелы
Хозяйка Похъелы

Чем же отличается «Калевала» Виталия Добрынина от других? На мой взгляд, художник воспринимает древний эпос не как красивую сказку, захватывающую легенду: его герои пришли к нам из реальной жизни, пусть и существовавшей много-много веков назад. Они не сказочные, они земные мужики и бабы: кузнецы, пахари, воины, поэты, их жены и матери. И те, кто потом жил после них на этих землях, – их потомки, родичи.  Они плоть от плоти той земли, откуда родом и он.

Для большинства художников,  обращавшихся к «Калевале»,  – это экзотика, для Добрынина – его родина.  Одна из работ, представленных в экспозиции, называется «Души предков». Души эти изображены едва  заметными человеческими  контурами, поселившимися…  в лесу, в котором растут  вековые деревья. Те самые, из которых их потомки строили свои дома,  бани, лодки, мастерили сельскохозяйственные орудия для обработки земли.

Души предков
Души предков

В одном из интервью Виталий Федорович признался, что его любимый цвет синий, даже можно сказать черный. В работах, представленных в нынешней экспозиции, много еще и красного, который называют цветом жизни, борьбы, любви. Цвет, который придает сильную эмоциональную окраску всем работам Добрынина.

А вторая тема, которая словно примыкает к «Калевале», – тема уходящих в небытие карельских (впрочем, такая судьба сегодня и у вепсских, и у русских) старинных  деревень. Одна из его работ — ее можно назвать программной — написана еще в 1992 году и называется «Карельские перелетные птицы».

Карельские перелетные птицы
Карельские перелетные птицы

С высоты  прошедших с того времени двух десятилетий ее можно назвать «Карельские улетевшие птицы». Улетевшие навсегда. Что заставило их, мужчин и женщин отправиться в неизвестное, бросив родные дома, сбросив с себя всё, отправиться в неизвестное? На этот вопрос художник  предлагает каждому найти свой ответ.

Интересно, но работы из этого цикла более сдержанны, менее эмоциональны, что ли, но эта сдержанность, которая гораздо сильнее потрясает, чем крики, вопли… Из того же цикла картина «Деревня Сельга» 1992 года. В какой-то степени и акварели из серии «По следам Элиаса Леннрота».

Из цикла "По следам Элиаса Леннрота"
Из цикла «По следам Элиаса Леннрота»

Как отметила на открытии выставки заместитель директора Музея изобразительных искусств Ирина Куспак, в экспозицию вошли работы художника,  хранящиеся в фондах карельского, других музеев. На выставке я нашла одну из нашего музея. Что ж, возможно, ретроспективная  выставка еще впереди, и пройдет она, не дожидаясь следующей даты в жизни художника. Тем более что известный карельский мастер Валентин Чекмасов, поздравляя коллегу из Костомукши с выставкой, подчеркнул, что Виталий Федорович все эти  годы очень интересно работал в жанре портрета. Жанра, увы, почти  исчезающего из современной живописи, такое ощущение, что художники отдали его всецело фотографам.  На выставке представлены только два автопортрета Добрынина разных лет, в которых он не изменяет себе – своему стилю, почерку, манере.

С открытием выставки поздравляет коллегу Валентин Чекмасов
С открытием выставки поздравляет коллегу Валентин Чекмасов

Как отмечают искусствоведы, Виталий Добрынин никогда и ни в чем не выступает иллюстратором –  будь то не только национальный эпос, но и действительность.  Даже когда он ведет свой диалог с прошлым, опирается не только на глубокое знание этнических мотивов и тем, но и наследство, которое получил от предков. И главное  достояние – любовь к земле, откуда пошел род его. Может, отсюда такая сильная энергетика его работ, неприятие иллюстративности? И  при этом Виталий Добрынин – один из самых современных художников, как пишут его критики, «работающих в поле актуального искусства».  Впрочем, обращение к прошлому, к истории – страны ли, семьи (или как раньше говорили, рода) –  более чем когда-либо актуально.

Виталий Добрынин

Музыка кантеле
Музыка кантеле
Цвета жизни
Цвета жизни
Художники Борис Поморцев (слева) и Георгий Иванов на вернисаже
Художники Борис Поморцев (слева) и Георгий Иванов на вернисаже

vernisazh

vernisazh1

vernisazh2

Фото Владимира Ларионова и автора