Главное, Литература

7 аргументов в пользу чтения художественной литературы

Наталья Самсонова. Фото Марии Гудковой
Наталья Самсонова. Фото Марии Гудковой

Чтение художественной литературы три с половиной часа в неделю, согласно исследованиям ученых, продлевает жизнь людей старше пятидесяти лет на два года. 

Продолжаем публикацию видеолекций «Умной пятницы» — популярного в Петрозаводске проекта арт-пространства Agriculture_club. Это 20-минутные лекции экспертов в разных сферах культуры, науки,  образования, медицины, жизни. 

Лекцию «7 аргументов в пользу чтения художественной литературы»  прочла Наталья Самсонова, филолог, доцент ПетрГУ, где она читает курс психологии детского чтения, основатель и консультант школы творческого развития «Ключ». 

 

—  Казалось бы, напоминать о пользе чтения нет особого смысла, — говорит Наталья Самсонова. — Ну разве что детям… Однако в последнее время не подростки, а вполне взрослые люди часто декларируют отказ от чтения художественной литературы. Видимо, они не знают, что чтение беллетристики не только продлевает жизнь, но и оказывает психотерапевтический эффект.

Художественная литература, говорит Наталья Самсонова,  задействует наш мозг целиком — логику и воображение, анализ и синтез, рациональность и интуицию. Чтение снижает стресс на 68%, для сравнения: музыка — на 61%, прогулки — на 42%.

Немецкий психотерапевт Пезешкиан выделил 7 функций чтения художественной литературы, притч по его терминологии.

Первая функция — функция зеркала. Истории помогают человеку по-иному взглянуть на себя. В истории нет прямого давления, но есть возможность рассматривать разные ситуации.

Вторая — функция рецепта. Интерпретирование истории, событий, изложенных в ней, приводит к ее сопоставлению с собственной ситуацией. Человек знакомится с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.

Функция модели. Благодаря ситуативной модели можно в щадящей форме подсказать то, на что человек реагировал бы агрессивно.

Функция хранения опыта. Благодаря своей образности истории хорошо запоминаются и продолжают работать в памяти, а первоначальное их восприятие со временем обогащается.

Функция помощи в возвращении на более ранние этапы индивидуального развития. Каждый на время вновь становится ребенком. В человеке пробуждается творческое начало, подключаются интуиция и фантазия.

Функция носителей традиций. Происходит путешествие во времени и пространстве, раскрываются смыслы обычаев и традиций, которые нам уже могут быть непонятны.

Функция посредника в межкультурных отношениях. Погружение в мир другого народа уничтожает эмоциональные преграды и предрассудки в отношении чужого образа мыслей и чувств. На место неприятия приходит понимание.

Подробнее — на видеозаписи.

 

Видео Димы Михайлова