Главное, Общество, Семья и дети

Подростковые увлечения как зеркало души

Фото: http://xexe.club

«Занимается ерундой», «Рисует всякие кресты и зомби», «Болтается на улице без толку», «Лежит на диване», «Сидит за компьютером»,  — жалуются родители на подростков и добавляют: «…вместо того чтобы делом заняться».

Что на это ответить? Мы, родители, говорим это из любви к детям, искренне желая своему ребенку лучшей жизни, чуть не с пеленок приучая его к тому, что в жизни пригодится.

Но мне кажется, что самые необходимые вещи мы успеваем дать ребенку до того, как он перестанет быть милым и послушным. Ходить, говорить, доверять людям, понимать границы дозволенного, проявлять самостоятельность и инициативу, радоваться и печалиться — это и многое другое ребенок осваивает до подросткового возраста.

Подростковый же возраст добавляет к фразе родителей одно важное слово, и фраза начинает звучать как вопрос: «Кому в жизни пригодится?» Ребенок становится здесь активным деятельным существом, субъектом: «Пригодится в чьей жизни?».

Я предлагаю оставить пока в стороне некоторые тревожащие мысли о том, что мы вообще не представляем, что пригодится детям через 10-15 лет, когда они станут взрослыми. И обратить внимание на то, что выбор подростком увлечений не случаен: он связан с личностью подростка и с поиском не профессии или увлечений, а нащупыванием себя как личности.

Рисование, написание стихов выбирают натуры чувствительные, впечатлительные, и нередко желающие передать своё видение мира другим.

Техника –  сфера для рукастых ребят, которым зачастую нелегко дается общение, и на «ты» они в основном с инструментами, устройством автомобиля или компьютера.

Интеллектуальные увлечения порой затягивают подростков не на шутку. Вполне можно найти парня, который всё знает о жизни акул или расстановке войск перед Бородинским сражением. Впрочем, при этом по биологии или истории может стоять «трояк».

Спорт – самый типичный для мальчишек способ укрепить свою силу, выносливость, ловкость, а также доказать мужественность.

Коллекционирование привлекает ребят целеустремленных, которые любят всё систематизировать, анализировать и глубоко изучать предмет своих интересов.

Коммуникативные увлечения — да-да, «болтовня с подругами» тоже увлечение, причем наиважнейшее. Именно благодаря ему подросток решает ключевые задачи возраста. Учится отстаивать себя, своё мнение и идти на компромиссы, руководить и подчиняться, доверять и ставить границы в общении, помогать и принимать помощь.

• А вот компьютеры, увлечение которыми часто пугает родителей, сегодня уже не являются предметом хобби. Они скорее средство для интеллектуальных, технических, азартных, коммуникативных увлечений.

То есть, когда подросток чем-то увлечен, он изучает важную часть своей личности: пробует, выбирает, отвергает, отсеивает.

Поэтому уважительное отношение к увлечениям подростка можно приравнять к уважению его личности. И наоборот — неуважение его или её интересов, или — того хуже — запрет заниматься тем, что подростку ценно, это разрушение личности подростка или отношений с ним.

Высший же пилотаж родительских отношений с подростком — уважение не только интересов подростка, но и непредсказуемой их смены, когда подросток, увлекавшийся математикой, вдруг начинает заниматься рисованием и в итоге идет учиться на дизайнера.

Как отец я в таких случаях напоминаю себе, что хочу одного: чтобы мой ребенок был счастлив. Какой путь он для этого выберет — не знаю, но пусть это будет его выбор. Иначе это будет и не его жизнь.

Как психолог я с интересом выслушиваю подростков, когда они рассказывают о том, что их увлекает. Мне при этом важен еще один момент: почему они это выбрали. Но об этом в другой раз.

Николай ЮдинОб авторе. Николай Юдин — психолог-консультант, тренер и преподаватель психологии, кандидат психологических наук.

О себе пишет: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».

Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницы в соцсетях: vk.com/psyudinwww.facebook.com/nvyudin

  • Евгения Карху

    Да, это трудный возраст. Помню, у нас дома в этот период был ремонт. Меня пошлют с какими-то вещами в другую комнату и я пропаду. Ищут, а я сижу и грежу наяву, мыслями очень далеко от реальности. Это тоже надо, в любом возрасте, а в подростковом тем более. Но как не перейти эту грань в лень и ничегонеделание вообще, не знаю, сложно.

    • Николай Юдин

      Евгения, да, соглашусь — как родителю, в голову сразу лезут мысли про «ничегонеделание». Но опыт показывает, что недолгой беседы с подростком достаточно на то, чтобы эти интересы увидеть. Чтобы совсем-совсем их не было — такое возникает только на фоне серьезного неблагополучия.
      То есть само лежание на диване никак не станет причиной того, что он ничем не интересуется. Тогда это скорее будет симптом той же депрессии. А это совсем другая история.