Алла Нестеренко, Блоги, Образование, Школа и вуз

Онлайн пришёл, а мы не ждали?

Фото: terrnews.com
Фото: terrnews.com

Не надо учить детей хорошо делать бесполезные вещи. Не надо самим пытаться делать бесполезные вещи качественно. Делайте хорошо полезные вещи. А бесполезные делайте плохо. Так вы сэкономите время и силы. Найдите себе и детям лучшее применение.

Обсуждение проблем дистанционного обучения, начатое опросом учителей, учеников и родителей, продолжает кандидат педагогических наук Алла Нестеренко.

Собственно, у нас даже зима каждый год приходит неожиданно. Стоит ли удивляться, что мы — как бы это помягче сказать? — не вполне готовы к свалившемуся на нас онлайн-обучению?

Что дети до конца четверти будут учиться дистанционно, стало понятно недели три назад. К тому моменту почти повсеместно в мире школьники переходили в онлайн. И оказалось, что мир, проводивший в Интернете немалую часть своей жизни, мир, уже несколько лет охваченный бумом онлайн-образования, мир, для которого виртуальная реальность оказывается часто важнее самой жизни, все-таки не вполне готов.

После малоинформативных, но вдохновляющих сообщений об опыте Китая, за пару недель построившего в огромной стране систему дистанционного обучения детей, появились слухи о том, как это выглядит в Европе. Оказалось, выглядит, мягко говоря, не так радужно. Моя коллега из маленькой, но вполне цивилизованной европейской страны рассказала, что дети получают много заданий и тратят много времени на их выполнение. Это нелегко и довольно скучно. 

Россия тем временем проходила все положенные стадии психологической защиты от коронавируса: отрицание– злость – торг – депрессия – принятие. И поскольку процесс этот у разных людей происходит в разном темпе, до принятия дошли далеко не все. Необходимость включить детей в дистанционное обучение застала родителей, педагогов и их начальство разного уровня на разных этапах этого непростого пути. Сегодня крупно повезло тем детям, чьи близкие взрослые сумели принять ситуацию. 

Взрослым трудно. У кого-то родня в «горячих точках», у кого-то рушится бизнес, кто-то не умеет сидеть дома, кто-то привык вдохновенно ненавидеть компьютеры и Интернет (а теперь оказывается, что без них никак), а кого-то конкретно достали собственные дети (как терпят их учителя и няни?). Может быть, первое, что нужно нам сделать, – просто разобраться с самими собой… Но вернемся к онлайн-обучению.

Скажем честно: дела со школьным онлайном в России не так плохи. Есть несколько сервисов разного качества, позволяющих организовать изучение теории, использующие разнообразные способы обратной связи: Учи.ру, Я-класс и Яндекс-учебник, Интернет-урок и другие. Есть школа Фоксфорда, давно и довольно успешно обучающая детей разного возраста в дистанционном режиме. Есть сервисы для проведения онлайн-конференций, в том числе бесплатные (тот же ЗУМ).

Они, конечно, не были рассчитаны на российский повальный онлайн, но они, думаю, быстро справятся, увеличат свои мощности, ведь справлялись они с увеличением нагрузки раньше. Нет только одного: нормально обученных педагогов. Есть, конечно, сообщество педагогов, развивавших «Яндекс-учебник», освоивших Гугл-класс, создававших ресурсы для МЭШ (Московской электронной школы)… Но есть и огромная армия людей, которые не умеют, не хотят, а многие активно не любят работать с компьютером. 

Что делали педагоги в течение последних трех недель? Здесь наблюдается несколько сценариев.

Сценарий 1. Ответственный

Учителя активно тестировали и осваивали различные ресурсы, пытаясь выстроить внятную и ориентированную на ребенка образовательную систему. Так, например, поступили многие приличные частные школы. Им не приходится рассчитывать на бюджетную зарплату, если они будут работать плохо и скучно, дети просто уйдут от них. Так поступили некоторые государственные школы и отдельные педагоги, работающие в пассивных коллективах.

 Неделю назад я позвонила своей подруге, учителю математики Галине Беловой, чтобы узнать, как  у них планируют дистант и спросить, не нужна ли ей помощь (я все-таки давно занимаюсь онлайном). Результат меня слегка ошарашил. В течение получаса Галина выдала мне по телефону развернутый анализ онлайн-ресурсов для преподавания математики с комментариями, что есть в доступе, как это использовать, чего конкретно ей не хватает для того, чтобы построить нормальный учебный процесс и как она планирует с этим справляться. Думаю, у ее учеников все будет хорошо.

 

Сценарий 2. Послушный

Наверно, этот вариант – самый распространенный. Учителя ждали, что решит администрация. Администрация школ ждала, что решит их начальство. Их начальство, в свою очередь, ждало конкретных указаний сверху. Указания на всех уровнях поступают, но конструктивностью не отличаются.

Дальше действует простая тактика выживания, прочно усвоенная нашей педагогической общественностью в последнее десятилетие: надо понять, как тебя будут проверять, и попытаться малой кровью удовлетворить надзорные органы. К детям, их потребностям и возможностям эта логика не имеет никакого отношения.

И вот уже учитель физкультуры предлагает каждому ученику прислать ему видеозапись выполнения предложенного комплекса упражнений (на 45 минут урока, как положено). Отличное решение – можно отчитаться по полной программе, и даже не надо тратить время на просмотр этих видео. А менее сообразительная учительница начальных классов выдает список параграфов и упражнений с требованием прислать ей снимки всех сделанных заданий. Видимо, она находится на стадии злости и имеет перспективу задержаться в этом состоянии, когда до нее дойдет, что проверка и пересылка заданий онлайн отнимет втрое больше сил, чем аналогичное очное обучение. 

 

Сценарий 3. Саботажный

Вообще-то в стране каникулы были объявлены. С сохранением заработной платы. Учителя имели право не готовиться к онлайн обучению. А теперь они к нему не готовы, что вполне логично. Так что можно выдать детям информацию, как их будут проверять, и вообще расслабиться. Планы написать, документы заполнить в конце концов. Если что, сослаться на плохое качество Интернета. 

— Вы мне новый компьютер выдали? Или новый роутер? Нет? Какие ко мне вопросы?

 

Теперь попробуем разглядеть эту ситуации со стороны семьи. Здесь тоже есть несколько вариантов.

Дети на семейном обучении

Собственно, для них ничего не изменилось. Конечно, сидеть дома невесело, и не все любимые кружки и секции перешли в онлайн. Но в плане школьной учебы все по-прежнему. 

Дети-школьники

Их обучение зависит от двух характеристик: 

  • от того, какой из представленных выше вариантов выбрала их школа или большинство их педагогов. 
  • от «компьютерной атмосферы» дома.

Разберем каждый параметр отдельно.

 Самые несчастные дети – те, чьи педагоги действуют по второму, послушному, сценарию. Их интересы никто не будет брать в расчет, их перспектива – два месяца безмотивно пахать, обеспечивая приличную отчетность каждому учителю и школе в целом. По моим прогнозам, большинство детей окажутся именно в такой ситуации.

Двум другим категориям повезло больше. Первые вместе с учителями освоят онлайн, получат новый опыт и, возможно, приобретут более уверенные навыки самостоятельной работы.

Судьба вторых зависит от их родителей (если они младшие школьники) и от их ученического опыта (если они подростки). Возможно, кому-то пофигизм учителей принесет пользу. Будет возможность освоить онлайн-обучение, понять, что есть места в Интернете, где учиться гораздо интересней, чем в школе, может быть, принять решение о переходе на другие формы образования. Но это все – для умелых учеников и умелых родителей. Остальные просто потеряют два месяца. Это, конечно, много. Но два месяца безделья вряд ли хуже, чем два месяца жестокого отвращения к учебному процессу, которые светят ученикам послушных учителей.

Теперь поговорим о компьютерной атмосфере, от нее тоже сегодня многое зависит. Если компьютер воспринимается родителями как опасное искушение, а детьми – как основное средство развлечения, построить дома продуктивный дистант будет непросто.

Давайте задумаемся, что же отнимет у ребенка больше энергии и нанесет больше вреда здоровью: многочасовое выполнение однообразных заданий в школьной тетрадке или разумное чередование просмотра видео, онлайн-тестов, работа с онлайн-проектами (а это возможно)? Для меня ответ очевиден, для многих родителей – нет. У нас сегодня есть уникальная возможность показать детям, что компьютер – это инструмент для работы, и в этом качестве  он гораздо интереснее, чем в качестве инструмента для потребления.

Что делать?

А вот что вам делать, никто сейчас не решит за вас. Вы можете искать виноватых. Вы их, конечно, найдете. Но это не спасет ни вас, ни ваших учеников (если вы учитель), ни ваших детей (если вы родитель).

Подумайте, зачем вы делаете то, что делаете, и зачем заставляете делать это своих детей? Если вы родитель, не вынуждайте детей старательно и ответственно делать то, что приносит им вред или не приносит никакой пользы. Если вы учитель и так вести себя заставляет вас администрация – совет аналогичный. Не надо учить детей хорошо делать бесполезные вещи. Не надо самим пытаться делать бесполезные вещи качественно. Делайте хорошо полезные вещи. А бесполезные делайте плохо. Так вы сэкономите время и силы. Найдите себе и детям лучшее применение.

Мир меняется на наших глазах. Он продолжит меняться. Жизнь наших детей будет протекать в нестабильном, изменчивом мире. В мире, где умение делать осознанный выбор, – одно из главных условий выживания. Просто подумайте об этом, пожалуйста.