Главное, Культура, Михаил Гольденберг

Хвала лепо, Марибор!

maribor_goldenbergНесмотря на ненастье, на открытии музей был полон. Мэр пришел в своей неизменной шляпе…

 

Как уже сообщалось, 23 октября в музее современной истории словенского города Марибор открылась выставка из фондов Национального музея Республики Карелия  «Путь к океану» (Австро-венгерские военнопленные на строительстве Мурманской железной дороги). Основу выставки составила коллекция фотографий инженера-строителя этой дороги  А.М. Азанчеева.

Первая мировая война ускорила строительство железной дороги от Петербурга к незамерзающему порту Романов-на-Мурмане (впоследствии Мурманск). Антанта собиралась поставлять России оружие и другие стратегические грузы, втягивая страну в грядущую катастрофу. Серебряный костыль, символизировавший окончание строительства, забили 3 ноября 1916 года.  Строили железную дорогу русские рабочие и крестьяне, китайские специалисты, немецкие и австро-венгерские военнопленные (австрийцы, венгры, чехи, словаки, сербы, хорваты, боснийцы, русины, украинцы, словенцы и другие граждане лоскутной империи). Это подтверждают метрические книги, хранящиеся в Национальном архиве РК, в которых указываются имя и фамилия, место рождения, возраст, национальность и причина смерти военнопленного. Почти у всех диагноз один  – цинга.

Побывав в Словении ровно год назад по линии гранта фонда «Русский мир», я договорился о возможности такой выставки в одном из музеев Марибора. Огромную роль в организации выставки сыграли директор «Русского центра» Игорь Романов и сотрудница этого центра его супруга Елена.

Марибор – второй по значению город Словении после Любляны. В 2012 году именно он был признан культурной столицей Европы. Расположенный на фоне Альп в Южной Штирии, Марибор произвел на меня очень благоприятное впечатление. Обилие имперской архитектуры, множество парков, полноводная река Драва, царство зелени придают городу изысканную красоту. Город ухожен. У меня родилась идея фотографировать дворников, цветоводов, рабочих по благоустройству. Обилие людей этой профессии в Мариборе поражает. Пьянящий запах осенней кленовой листвы, с температурой воздуха + 25 в конце октября придают городу особый шарм.

Я прибыл в Марибор в день выборов мэра – жупана по-словенски.  В кафе краеведческого музея был штаб главного претендента на победу – Андрея Фиштравеца. Он принимал участие в прошлогодних переговорах о будущей выставке. После объявления результатов я пошел в штаб поздравить мэра с переизбранием. Он узнал меня, пообещал быть на открытии выставки. Мэр Марибора все время ходит в широкополой черной шляпе, желающим  сфотографироваться с ним он одалживает ее. Бывший профессор социологии, а ныне мэр, держится очень демократично: обнимается с поздравляющими, пьет с ними вино, много общается. Все это на фоне громко звучащей музыки. Веселье закончилось заполночь.

В Мариборе много музеев, расположенных в старинных зданиях. Краеведческий –  в старинном городском замке, музей современной истории – в старинном особняке. Дружелюбные коллеги показали мне экспозиции, и за традиционной словенской чашкой кофе были обсуждены общие музейные проблемы.  Директор музея Александра Берберих-Слана рассказала, как готовилась наша выставка и показала, где она будут расположена. Знакомое любому музейщику волнение перед открытием, трепет последних штрихов я ощутил  в обстановке музея.

Накануне открытия на пресс-конференции  журналисты попросили меня рассказать о карельском музее, истории этих фотографий. Три словенских телекомпании, несколько радиостанций уделили выставке должное внимание.  В день открытия выставки погода испортилась. Пошел дождь. Но, несмотря на ненастье, на открытии музей был полон. Мэр пришел в своей неизменной шляпе. Отрадно было увидеть среди гостей коллег из других музеев Марибора. Пришли познакомиться с выставкой и поболеть за друзей из музейного сообщества.

Первыми посетителями выставки были учителя и ученики местной гимназии. Ученик гимназии по-словенски дьяк. Ребята проявили большой интерес к судьбам словенцев. Пришлось объяснить даже,  где находится Карелия. Коллеги из музея дважды выслушали меня, записали многое и водят сейчас экскурсии сами – выставка будет до декабря.

Встреча в Русском центре с русскоговорящими и изучающими русский язык длилась несколько часов. Вопросы, вопросы… Везде чувствовались любовь и интерес к России, несмотря на то что членство Словении в Евросоюзе сомнению не подвергает никто.

Гостеприимные хозяева дали возможность побывать во многих музеях и городах Словении. Особо поразил музей в городе Птуй, расположенный в замке на высокой горе. Оказалось, что рядом находился госпиталь для российских военнопленных первой мировой войны, которые тоже строили железную дорогу и тоже погибали. Правда, в местном музее нет такой фотоколлекции, но есть документы и, самое удивительное, сохранилось ухоженное кладбище. У словенцев высокая культура исторической памяти. Недавно гражданин современной Финляндии нашел здесь могилу своего предка, воевавшего на стороне России.

Не скрою, испытал большое удовольствие, наблюдая, как люди шли на нашу выставку. Наша Карелия, ее непростая история, природа, культура прозвучали в далекой Словении. В далекой по расстоянию, но близкой по языку, и, как оказалось, по исторической судьбе. Словенцы – народ очень доброжелательный. Сколько раз в день я слышал слова «добры дан»  (здравствуйте), «хвала» (спасибо), «хвала лепо» (большое спасибо), «просым» (пожалуйста), «изволите» (что хотите?). Обилие этих слов в повседневности поражает. По их употреблению с Марибором может конкурировать, пожалуй, только Париж.

Пообщался я и с мариборскими футбольными фанатами. Смотрел с ними матч Лиги Чемпионов «Челси» – «Марибор» в огромной огражденной площадке на экране размером с полпятиэтажки. Много символики, футболок, шарфов и, конечно, пива. Немногочисленные полицейские.  Несмотря на то что англичане разгромили словенскую команду 6:0, никаких сцен ярости не наблюдалось. Спели, обнявшись, гимн команды и разошлись, сетуя на разность в классе.

Ясно и то, что у музеев нет границ. Обсуждали с коллегами возможность совместной выставки в Национальном музее Карелии. Не исключено, что в конце следующего года скажем словенским музейщикам: «Добре дощли!» (добро пожаловать).

goldenberg

maribor2

1

maribor5

maribor7

maribor9

maribor3

maribor6

Фото из личного архива М. Гольденберга