Главное, Конкурс новой драматургии «Ремарка»

Драматург – тот, который всех жалеет

Лауреаты конкурса с членами жюри и актерами, которые участвовали в публичной читке пьес-лауреатовПубличной читкой   трех пьес-финалистов и семинаром, который провел  Михаил  Дурненков, завершился  Второй конкурс новой драматургии «Ремарка».

 

 

Конкурс для драматургов Северо-Запада при поддержке Министерства культуры Карелии во второй раз провели Центр культурных инициатив РК и наш журнал. Поступило более 60 пьес,  14 отобраны ридерами для шорт-листа и опубликованы на нашем сайте. Из них пять принадлежат перу молодых авторов, самая юная – 23-летняя Анастасия Мордвинцева из Санкт-Петербурга с пьесой «Меры пресечения».

В шорт-листе представлены три петрозаводских автора. В этом году, в отличие от прошлого («Хижина неандертальца» Максима Берштейна), ни одна местная пьеса в финал не вышла. В общем, есть куда расти!

 

Победителями конкурса стали:

  1. «Сезон белых плащей» Андрея Мажорова (Санкт-Петербург)
  2. «Парень из Мышонки» Юрия Лугина (Ивангород)
  3. «Диагональ блокады» Ирины Аксеновой и Елены Оносовской (Санкт-Петербург)

 Приз читательских симпатий – Дыра Каттнера Любови Терентьевой (Сыктывкар)

 

Как и в прошлом году, публичная читка прошла на сцене Национального театра. Собралась в основном публика театральная:  актеры и режиссеры профессиональных и самодеятельных театров, критики, студенты, причем не только актерского курса консерватории. Читка с перерывами длилась почти восемь часов, потому и состав публики менялся. В конце ее среди зрителей доминировал молодежь.

 

С форматом публичной читки  мы впервые познакомились на прошлой «Ремарке». По словам арт-директора конкурса Олега Липовецкого, она «позволяет услышать авторский текст, не искажённый театральной интерпретацией. С другой стороны, персонажи обретают реальные физические голоса, а их отношение к происходящим в пьесе событиям транслируется актёрами согласно проделанному режиссёром анализу пьесы».  Публичная читка – конечно, не спектакль, однако она позволяет представить, какой может быть пьеса на сцене, актерам дает возможность показать свой потенциал, еще не замеченный режиссерами.  Я, к примеру,  открыла для себя талант Александры  Анискиной из Национального театра.

 

«Ученики потребовали продолжения»

Первой читали пьесу Юрия Лугина «Парень из Мышонки». Автор из Ивангорода хорошо нам знаком: он победитель прошлой «Ремарки» с пьесой о Николае Гумилеве «Еще не раз Вы вспомните меня…» и лауреат нашего конкурса короткого рассказа «Сестра таланта».

Юрий Лугин
Юрий Лугин

Как и в прошлом году, пьесу Лугина читали актеры театра «Ад Либерум», режиссер Снежана Савельева. И это чистое совпадение: как член жюри Снежана читала пьесу, не зная автора (новшество конкурса), а когда та попала в число финалистов, выбрала именно ее для читки, все еще не зная имени автора. По ее мнению, таких пьес для подростков не хватает. О том же сказал  на обсуждении и Олег Липовецкий.

Жанр пьесы автор определил как ироническую мелодраму. Фабула такова:  Степан, деревенский парень из села Мышонка, влюбляется в Светку, городскую норовистую девчонку, как и она в него. Жизнь их разводит. А потом они встречаются в Москве, она переехала в столицу с родителями, а  он поступил в вуз. Но находят друг друга они после несчастного случая,  в результате которого Света становится инвалидом. Степан делает всё, чтобы ее спасти. Они все-таки будут вместе – так читается финал пьесы.

На обсуждении главный упрек автору заключался в том, что современная молодежь на таком хорошем языке не разговаривает. Между актерами, когда они готовили читку, даже возник небольшой конфликт именно по этому поводу. Однако автор, принимая многие другие замечания, с претензией по языку как учитель словесности не согласен: между собой его ученики действительно изъясняются междометиями, но с ним говорят вполне нормально.

Вначале Юрий Лугин написал для театральной студии небольшую пьесу, которая заканчивалась расставанием героев. Однако детям такой финал не понравился, они потребовали продолжения. Тогда и был написан «Парень из Мышонки».

– Это сказочная история, – считает автор. – Лет тридцать мечтал написать добрую пьесу, маргинального отношения к провинции у нас хватает.

Михаил Дурненков
Михаил Дурненков

Председатель жюри, известный российский драматург Михаил Дурненков на обсуждении заметил, что есть две категории пьес – для детей и подростков и про детей и подростков. «Парня из Мышонки» он отнес к первой категории. Комментируя реплику актрисы Натальи Антипиной, что в театре зритель должен нравственно воспитываться (часть публики зааплодировала), сказал:

– Согласен, театр должен делать мир лучше. Но еще Аристотель говорил, через какие инструменты, – подражание и узнавание. Для меня узнаваемы отношения между мальчиком и девочкой. Во время читки у меня возникла мысль: эта пьеса может пойти, в ней есть позитивные ценности – не быть предателем, помогать другу. Юрий почувствовал гигантский запрос от театров на такую пьесу.

 

«Перчатка моему поколению»

 Пьесу Андрея Мажорова «Сезон белых плащей» представили актеры Национального театра под руководством режиссера Андрея Дежонова. Действие ее происходит в Петровске – городе, в котором без труда узнаваем Петрозаводск. Здесь случайно встречаются друзья студенческих лет. Прошло больше двадцати лет, жизнь героев развела – и географически, и социально. Один теперь банкир, другой журналист, хотя ментально так и остался бардом, по которому когда-то с ума сходили восторженные студентки.

Андрей Мажоров с женой Ириной
Андрей Мажоров с женой Ириной

 

Александр Фукс
Александр Фукс

Андрей Мажоров
Андрей Мажоров

– Поразился многомерности этой истории, судьба в судьбе… Пьеса потрясла именно этим – выбором  человеческой жизни, – сказал Юрий Лугин. – Акцентов нет, нет осуждения героев.

Театральный критик, журналист Александр Фукс, от которого редко можно услышать слова одобрения,  также дал высокую оценку:

– Шикарно и нетривиально. Экзистенциальный герой: себя не предает, а других предает.

– Хорошая драматургия та, где сталкиваются ценности. Правды нет нигде. Правильно я понимаю? – обратился к автору пьесы Михаил Дурненков.

– Абсолютно! – ответил Андрей Мажоров.

В этот момент автор еще не знал, что стал победителем «Ремарки». Были к нему и замечания, в основном они касались прозвучавших песен. Много говорили о героях пьесы – признак, по словам Дурненкова, что пьеса удалась, швы не видны. Он заметил: «Драматург – тот, который всех жалеет».

Автор не мог скрыть своего волнения:

– Впервые услышал свой текст в таком замечательном исполнении. Идея – нет счастливых людей – намеренно. Я не очень люблю свое поколение. Герои рефлексируют, болтают, бросаются в кровать, а в самый неподходящий момент раздается звонок от матери… Пьеса – попытка показать, что так жизнь и проходит, а главное остается за кадром, за ежедневной шелухой. Мать убило равнодушие сына – это моя перчатка моему поколению с его равнодушием, решением только своих проблем. Я не хотел ставить однозначные акценты – в жизни их нет.

 

«Наша пьеса антифашистская»

Читку пьесы «Диагональ блокады» Ирины Аксеновой и Елены Оносовской с актерами разных театров подготовил Олег Липовецкий.

Ирина Аксенова (слева) и Елена Оносовская
Ирина Аксенова (слева) и Елена Оносовская

 

Пьеса написана по мотивам повести Вадима Шефнера «Сестра печали». Авторы признались в любви к этому произведению, их удивляло, что нет его ни сценической, ни киноверсии. И тогда они, учитель информатики и педагог дополнительного образования, решили восполнить этот пробел.  Пьеса – история дружбы парней-детдомовцев, выросших на Васильевском острове. Она начинается незадолго до войны, а заканчивается через десять лет после нее. Война и блокада разрушили их планы, они потеряли друзей, любимых.

На обсуждении отметили яркие характеры героев пьесы, ее поэтичность. Судя по выступлениям, особенно зацепила она молодых, на которых авторы и рассчитывали.  На вопрос «Про что пьеса?» Ирина и Елена ответили: «Это антифашистская пьеса».

– Благодарен авторам за пьесу, – сказал Олег Липовецкий. –  Текст актуален: и сейчас люди делятся на лагеря, посмотрите, какими словами говорят… И еще вы вернули читателям Шефнера. Радует, что начали писать для театра люди, не имеющие прямого отношения к нему. Сегодня среди зрителей много молодых, они поймут, что можно писать для театра.

 

Завершилась «Ремарка» семинаром для драматургов, который провели Михаил Дурненков и Олег Липовецкий.  О его пользе говорит тот факт, что Андрей Мажоров, один из участников  прошлого семинара, пьеса которого тогда не стала финалистом, на сей раз вышел в победители конкурса.  Надеемся, что на следующей «Ремарке» будет наконец присужден гран-при. По условиям конкурса пьесу, получившую гран-при, поставят на сцене Национального театра.

Андрей Мажоров стал победителем "Ремарки-2014"
Андрей Мажоров стал победителем «Ремарки-2014»
Вторая премия у Юрия Лугина
Вторая премия у Юрия Лугина
Ирина Аксенова и Елена Оносовская получили третью премию
Ирина Аксенова и Елена Оносовская получили третью премию

Фото Ирины Ларионовой и Натальи Сахановой

  • Полина Янченко

    В субботу мне почему-то вздумалось пойти послушать «Ремарку», конкурс драматургии.
    Вообще действо подобного рода для меня непривычно и довольно тяжело
    воспринимается: нет никакой опоры для глаз, только слух, интонация. Пришла я не
    к началу, и послушать мне удалось пьесу А. Мажорова «Сезон белых плащей». И вот
    теперь, сидя перед компьютером и дополняя шоколадкой и вкусным чаем мои
    впечатления, хочу поделиться своими мыслями.

    На мой взгляд, в эти два часа или больше, которые пьеса звучала на сцене Нац. театра, в пространстве соединились три важные составляющие: отличная драматургия, искреннее прочтение
    пьесы актерами, которые по-настоящему были увлечены своими персонажами, и умный,
    живо реагирующий зрительслушатель. Актерское исполнение действительно было
    великолепное. Любой текст можно загубить равнодушным непроживанием ситуаций,
    отстраненностью и непродуманностью. Сегодня я ни на секунду не усомнилась, что
    Олег Липовецкий — замученный своей работой банкир, которого жена гладит по
    волосам на голове(!). Верила и перевоплощениям Инны Дежоновой из матери одного
    главного героя в жену другого, тоже главного, персонажа. Очень органично вместе
    работали представители разных театров, разных поколений актеров (в читке были
    заняты две актрисы выпускного курса Петрозаводской консерватории ), не было
    несоответствия в мастерстве, в подготовленности. Личности всех актеров
    органично соединились, переплелись в едином драматургическом пространстве,
    созданном А. Мажоровым.

    В пьесе все персонажи, кроме, пожалуй, девушки Маши, выдернуты из своей повседневной жизни и находятся в замкнутом пространстве, состоящем из них самих, из их переживаний, мечтаний, страхов, надежд и ценностей. Валерий Панин, свободный творец с гитарой за спиной, Андрей Майоров,
    банкир, почти что олигарх, его жена, Татьяна, их дочь Юля и ее молодой человек,
    рокер Паша, все они оказываются в водовороте воспоминаний, несбывшихся надежд и
    поисках нового пути.

    Автору удалось создать пьесу, которая близка каждому
    человеку. Ведь все мы сталкиваемся в своей жизни с Выбором. И этот выбор
    зачастую совсем не прост. Что лучше — свобода или надежность, семья или
    приключения, романтика? Возможно ли сочетать все это в одной человеческой жизни
    и как не перейти черту, где свобода переходит в безответственность? На
    обсуждении у зрителей спросили: «О чем это?». Мне кажется, что во
    многом об ответственности. Ответственности за свой выбор, за те последствия,
    которые последуют за этим выбором. Ответственности за своих близких, за свою
    жизнь, за свое развитие.

    Панин, приехавший к своей матери, больной раком,
    встречает своих друзей 23-летней давности и забывает про цель своего приезда. Он окунается в свое прошлое, в пору своей студенческой любви к Татьяне, ныне жене Майорова, рассуждает о самовыражении, творчестве, горах..поет песни, словом ,ведет себя как молодой человек, душа компании, у которого все впереди.
    По ходу действия зритель(может не весь, но я так точно) забывает, что Панину
    уже 47 лет, у него 2 развода за плечами, нет детей, которых так ждет его мать с
    почти неизлечимой стадией рака. Но это его Выбор. Он так живет, он искренне
    верит в то, что живет по совести, в соответствии со своими целями и желаниями.
    Осознание того, что, возможно, он сделал что-то не так, приходит только в самом
    конце, когда Панин узнает о самоубийстве своей матери, не ставшей дожидаться
    операции. Ее образ на протяжении всей пьесы появлялся изредка в виде звонков
    мобильного телефона, как напоминание о цели его приезда в город, о его
    по-настоящему важных, насущных делах, но звонки эти ее сын игнорировал. До тех
    пор, пока не получил предсмертную записку матери. И тут наступает момент, когда
    герой осознает, что юность его позади. Что нет больше всегда любящей его
    матери, от которой можно по-юношески лихо отмахнуться и уехать в горы.
    Осознание, что даже самый преданный человек не будет любить его вечно.

    И в этот момент возникает другая важная тема пьесы, без которой, наверно, вообще
    невозможно себе представить ни один стоящий текст. Это тема Любви. Она
    пронизывает жизнь каждого персонажа, она разная, разной
    наполненности, по-разному выглядит. Любовь окутывает всех героев какой-то
    невидимой паутиной, во многом оправдывая даже неблаговидные их поступки.
    Безоговорочная любовь сподвигла Андрея Майорова жениться на ждущей чужого
    ребенка женщине, воспитать этого ребенка как своего, поменять профессию,
    приспособиться к новым условиям жизни, огромные силы отдавать работе и создать
    своей семье обеспеченную жизнь. Материнская любовь заставляет Татьяну
    подговорить Машу, девушку с ресепшена гостиницы, переспать за 5 тысяч с Пашей,
    рокером в вязаном берете, которого любит ее дочь и всюду возит за собой. Паша
    не нравится Татьяне, она видит в нем образ своего прошлого, которое причинило
    ей много боли, и она пытается защитить дочь от своих ошибок. Любовь бросает
    Панина и Татьяну в объятия друг друга. Но это уже совсем другой род любви. Это
    любовь скорее к своим воспоминаниям, к ощущениям молодости. Она не продлится
    долго. Даже предложение Панина уехать с ним Татьяна не воспринимает всерьез и
    вспышка давно прошедшей любви заканчивается ссорой и упреками. Наконец, любовь
    возвращает Татьяну к ее мужу, Майорову. Она делает свой выбор. Тут герои пьесы
    расходятся по разным сторонам ринга. С одной стороны — Андрей Майоров с семьей,
    успешность, стабильность, обеспеченность, с другой — Валерий Панин, Паша и
    Маша, вроде как надеющаяся, что Паша — ее шанс вырваться из затхлости уездного
    города, поиски новых дорог, свободная жизнь…но и погибшая от равнодушия мать
    Панина.

    Пьеса не несет определенной морали, нет здесь правых и виноватых,
    но нет и счастливых. Вопросов больше, чем ответов. Проблем и тем для
    размышления больше, чем я сумела описать. Выбор, как строить
    свою жизнь, автор оставляет за каждым зрителем, этим в первую очередь и
    прекрасна пьеса. Очень бы хотелось, чтобы она была поставлена на сцене, чтобы
    каждый мог задаться вопросами, звучащими в сезон белых плащей.