Главное, Культура

На крыльях любви

Сцена из спектакля "Железо" в Театре кукол Карелии. Фото Юлии Утышевой

«Никогда не бросайте крылья на пол. Если вы это сделаете, вы никогда и никуда не полетите».

О премьере спектакля «Железо. Путешествие из прошлого с настоящее» в Театре кукол РК. Авторы идеи – Виктор Антонов, Борис Константинов, автор сценического текста и режиссер-постановщик – Борис Константинов.

У Вени и Зины Рулёвых настоящая любовь, не подвластная никаким жизненным неудачам, закаленная многими совместно прожитыми годами. Любовь такая, когда любимому человеку  готов простить всё. Не любовь Ромео и Джульетты, но ничуть не менее трогательное чувство пожилых людей, родственное гоголевским старосветским помещикам.

Обычно свои зрительские отзывы о спектаклях я начинаю с литературной основы. Редкий случай: здесь ее нет. Но это ничуть не умаляет то синтетическое, трогательное и, на мой взгляд, печальное («печаль моя светла») действо, которое представил театр.

Бывает и так. Встретились высокоодаренные театральные люди: Борис Константинов, главный режиссер театра имени Образцова, лауреат трех «Золотых масок», и театральный художник Виктор Антонов, тоже «золотомасочник». Поговорили, вспомнили любимых папу и маму, скромно живших аж в прошлом веке, и  решили объясниться им в сыновней любви. К ним присоединился композитор Владимир Плисс.

Содержание спектакля «просто как мычание», пересказывается несколькими словами. Веня и Зина, выйдя на пенсию, хотят осуществить свою давнюю мечту – поехать к морю с пальмами. Но денег как не было, так и нет, только на стенках висят грамоты за ударный труд. Зина начинает шить на продажу, Веня ловить рыбу. Накопили, собрались. И тут Веня купил по случаю подержанный «Запорожец» — мешок с гайками и болтами, который тут же развалился. Веня починил его, и они поехали к морю.

Вы спросите: «Как подобное содержание может вызвать сильные эмоциональные переживания у зрителей?», и я отвечу: «Они достигаются не силой литературного источника, а исключительно специфическими средствами театра кукол, их идеальным синтезом». Вся прелесть и очарование этого спектакля заключается не  в том, что, а в том, как.

Ностальгические теплые чувства зрителей старшего возраста усиливаются еще и тем, что они слышат тогдашние мелодии и ритмы зарубежной эстрады, под которые так сладко было сливаться в экстазе на парковых танцплощадках 1960-х. И этому совсем не мешают Шопен с Равелем, под которые мы не сливались, но сроднились именно в то время. Я уже не говорю о «Чертовом колесе» Бабаджаняна! Хотя, по-моему, эпизод с этим самым колесом мог бы прозвучать и поэнергичнее.

Самое значительное место на сцене занимает автомобиль, который можно назвать самой большой куклой. Впечатление такое, что он настоящий, хотя это макет по эскизу Виктора Антонова, который собирали чуть ли не все сотрудники театра. Главное достоинство «запора» в том, что он сколь быстро разваливается, столь быстро и собирается. Актеры делают это на сцене филигранно, вытанцовывая некий сборочно-слесарский танец. Очередная победа хореографа Олега Щукарева.

Исключительно ансамблевый спектакль делают все актеры (Любовь Бирюкова, Дмитрий Будников, Татьяна Мацкевич, Антон Верещагин и Влад Тимонин), и все же главных героев Веню и Зину отмечу особо.

Конечно, иногда куклу водит не один актер, скажем, в постельных сценах, но мы слышим голоса Л. Бирюковой и Д. Будникова, в которых и любовь, и нежность, и на редкость доброе, вплоть до всепрощения, отношение друг к другу. Интересно, что в разговорах героев чувствуется своеобразная, правда, весьма легкая манера речи персонажей всех театров кукол.

Зрители и смеялись во многих местах спектакля, но мне он показался сентиментальным и достаточно печальным. Все герои ходят с крылышками за плечами. Понятно? Поэтому для меня лейтмотивом этого спектакля стал эпизод на репетиции, когда один из актеров небрежно бросил крылья на пол, а режиссер сказал:

— Никогда не бросайте крылья на пол. Если вы это сделаете, вы никогда и никуда не полетите.

P.S. За свою жизнь я видел шесть спектаклей в театре С. Образцова, два из них безвременно ушедшего от  нас Андрея Денникова. В памяти осталось общее светлое, не сравнимое с другими театральными воспоминаниями, впечатление. Такое же осталось и после спектакля «Железо». Хорошо, что наш театр вспомнил о взрослых зрителях. С удачей!

Фото Юлии Утышевой