Культура

Традиция в хаосе бытия

Сотрудники кафедры (слева направо): Константин Логинов, Анна Калаберда, Ирина Смирнова, Геннадий Вавилов, Игорь Соловьев, Галина Тавлай, Алевтина Войтович, Вячеслав Калаберда, Дмитрий Демин, Светлана Николаева, Александр Белобородов, Светлана Косырева, Игорь Мациевский

Рецензия и статья к 20-летию кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

 

Фольклор жил, фольклор жив, фольклор будет жить!

 

В конце ноября 2013 года в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова прошли мероприятия, посвящённые юбилею кафедры музыки финно-угорских народов.  Празднование продолжалось четыре дня и включало в себя пять различных событий достаточно разной направленности. 

27 ноября в Большом зале консерватории состоялся концерт композитора Геннадия Вавилова. 28 ноября эстафету у маэстро переняла Ирина Смирнова с концертом-импровизацией, в котором приняли участие студенты и преподаватели кафедры. В этот же день состоялся мастер-класс по изготовлению народных деревянных духовых инструментов одного из преподавателей, заслуженного мастера Карелии Дмитрия Дёмина. 29 ноября состоялся собственно сам юбилей – концерт в большом зале консерватории, который продолжался без малого четыре часа. И наконец, 30 ноября прошла научная конференция «Этническая культура и XXI век».

 

Столь разные мероприятия оказались в одной афише абсолютно не случайно. Видимо, если бы праздновался юбилей исполнительского отделения, то программа включала бы концерты выпускников и студентов, ну и, может быть, мастер-классы преподавателей. Но финно-угорская кафедра предлагает своим студентам достаточно широкий спектр знаний и умений. В программе обучения наряду с научной специальностью и исполнительством традиционной музыки (вокальным и инструментальным) присутствуют также композиция и импровизация. Человек, успешно окончивший консерваторию по данной специальности, имеет шанс стать всесторонне развитым культурным деятелем, уметь не только исполнять музыку и делать теоретические обобщения, но и сочинять, аранжировать, импровизировать.  Неудивительно, что выпускники этого отделения находят себя в самых разных областях – от работы в музее до активной композиторской деятельности.

Сфокусируемся на концерте Ирины Смирновой и юбилейном концерте кафедры. Выбор не случаен. Описание мастер-класса или научной конференции вряд ли будет интересно, в этом случае, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Музыка же Геннадия Вавилова при всех её достоинствах является полностью авторской. А в двух концертах, о которых пойдет речь, слушатель мог услышать ту самую музыку финно-угорских народов, изучению и исполнению которой посвящают себя студенты и выпускники отделения.

 

Концерт Ирины Смирновой явил собой пример характерного для нашего времени взаимопроникновения культур. Вряд ли сегодня можно удивить этническим джазом или сочетанием в одном коллективе народных инструментов из стран, находящихся на противоположных точках земного шара. Всё это давно и прочно вошло в музыкальную культуру. Однако одна находка оказалась всё-таки достаточно свежей. Возможно, кто-то где-то и видел подобное, но автору этих строк ни разу не приходилось наблюдать импровизирующий хор. Более того, если бы я лично не присутствовал при этом, то, наверное, вообразил бы невиданный хаос. Однако, свершилось. Под руководством дирижёра Евгении Дыги хористы отлично создавали фон для карельской, вепсской, марийской и даже китайской народной музыки. Порой хор достаточно свободно гулял по заранее прописанным звукорядам, а порой стройно собирался в аккорды. Звучание в результате получалось достаточно свежим и необычным. Организовывала же собой музыкальное пространство ритм-секция в составе Ирины Смирновой (фортепиано), Кирилла Гуреева (контрабас) и Алексея Деревлёва (перкуссия). Также в концерте приняли участие два солиста-инструменталиста Дмитрий Дёмин (духовые) и Елена Васильева (скрипка).

 

Как известно, лучшая импровизация – это подготовленная импровизация. Это правило было соблюдено. Музыканты ориентировались на заранее продуманную форму. Концерт начался с исполнения китайских городских народных песен. Казалось бы, где здесь импровизация? Однако, после музыканты ушли в медитацию, а вынырнули из неё уже рядом с родными соснами, в звучании финской песни «Одинокая роза». Ещё через несколько номеров слушатели узнали знакомый всем с детства мотив колыбельной песни («Придёт серенький волчок…»). На сей раз, правда, нетленка исполнялась … на вепсском языке.

 

Впрочем, перечислять целиком номерную структуру концерта не хочется. Начиная с песни «Одинокая роза» это была единая композиция. Один номер плавно переходил в другой, порой в этом помогала студентка Наталья Драгунова, читавшая свои стихи на тихом вокально-инструментальном фоне. После исполнения колыбельной Дмитрий Дёмин разрядил обстановку энергичным минорным наигрышем на флейте. Последовавшая за этим более активная финальная часть концерта напомнила встающее после долгой зимней ночи холодное северное солнце. Хор, и до этого активно участвовавший в действии, пустился в пляс, заводя на сцене ручейки и хороводы. Однако во всём этом веселье чувствовалась наша национальная северная сдержанность, видимо этому способствовал и общий минорный лад.

 

По окончанию последней композиции – песни «Во саду ли, в огороде» … на языке коми (ещё один знакомый всем с детства шедевр!) зал долго и ритмично аплодировал музыкантам. То ли это было воздействие общей энергетики, то ли просто сказался процент музыкантов среди публики. Исполнители, находящиеся на сцене, не растерялись, поддержали этот ритм и в результате концерт перерос в общий джем-сейшн всего зала, на сцену стали выходить зрители с перкуссионными инструментами, а публика уже перестала быть публикой, став полноценным участником происходящего. Именно так и воплотилось в жизнь название, которое Ирина Смирнова дала своему концерту, – «Обретение единства».

 

На следующий день состоялся торжественный сборный концерт посвящённый юбилею. Он  был построен по достаточно традиционной схеме: в первом отделении демонстрировали своё искусство студенты и преподаватели кафедры, а во втором – выпускники. Ведущим выступил создатель финно-угорского отделения – Вячеслав Леонидович Калаберда. Обычно подобные концерты грешат пафосностью и официозностью, однако ему удалось создать на сцене атмосферу уютных домашних посиделок. Возможно, этому способствовало не очень большое количество зрителей, были, что называется, «все свои».

 

В первом отделении выступил ансамбль «Истоки» под руководством Светланы Юрьевны Николаевой. Среди положительных моментов вновь стоит отметить завуалированность номерной структуры, один номер плавно переходил в другой. В единой композиции, продолжавшейся около часа, были последовательно представлены музыкальные культуры карелов, вепсов, коми, эстонцев и удмуртов. В основном это были песни, перемежающиеся постановочными жанрово-бытовыми сценками (например, было показано празднование рождества в Коми), но прозвучали и наигрыши на народных инструментах – сарви, йоухикко, кантеле, сигудке.

 

Второе отделение, продолжавшееся почти три часа, было посвящено коллективам, в которых работают выпускники отделения. Выступили ансамбли из Петрозаводска и других городов Карелии с достаточно большим стилистическим разбросом. Это были фолк-группы («Скайларк» и эффектно выступившая в конце «Sattuma»), детские коллективы (студия «Artforge», детский фольклорный ансамбль «Veslazet»  О. Габуковой, ансамбль кантелистов школы искусств Пряжинского района под руководством Д. Мухорина и другие), а также профессиональные коллективы, представляющие культуру финно-угорских народов. Так, например, марийскую культуру очень темпераментно представил коллектив «Акрет мари» во главе с Алевтиной Войтович.

 

Своеобразным бенефисом стал концерт для фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи» (рук. Н. Михайлова). Это, впрочем, неудивительно, если учесть то, что достаточно большую часть этого коллектива составляют выпускники кафедры. На сцену коллектив выходил в трёх своих ипостасях: в составе детской группы (руководители П. Лёгкая и Д. Пахомова), фольклорной группы заонежан «Куделюшка» (рук. Н. Порозова) и в составе основной фольклорной группы. Последний состав исполнил традиционную заонежскую величальную песню, посвятив её заведующему кафедрой. Слова «Насказали, что Славушка богат, насказали Леонидович богат…» немало развеселили несколько уставшую к концу публику.

 

Надо отметить, что очень часто коллективы, в которых участвуют выпускники кафедры, не являются чисто вокальными, инструментальными или танцевальными. Они скорее работают на сочетании жанров, стараясь представить срез народной культуры, в которой очень часто танец неотделим от наигрыша, а песня от обряда. Это своеобразные фольклорные театры (надо сказать, что это понятие уже прочно входит в обиход), показывающие жанровые сценки, реконструкции и свободные фантазии на тему традиционной культуры. Такой подход сохраняется и в коллективах далёких от финно-угорского мира, в которых, тем не менее,  работают выпускники финно-угорского отделения, например в казачьем ансамбле «Алатырь» (рук. Н. Шудегова)

 

Эта же тенденция, впрочем, присутствует и у коллектива, завершившего концерт – танцевального ансамбля «Карьяла» под руководством Андрея Анисимова. Нет, они не ставят сценок и спектаклей. Но их танцы (зачастую подлинно аутентичные) сами по себе походят на мини-пьесы. Этому способствует не в последнюю очередь харизматичность руководителя и участников ансамбля. В финальном танце «Ristu Kontra» к выступающим спонтанно присоединилась часть зрителей, студентов и преподавателей, присутствовавших в зале. Общий финальный танец окончательно превратил атмосферу официального концерта в веселье, характерное для фольклорного фестиваля.

 

Поэтому не стоит говорить о том, что «деревня вымерла и фольклор утрачен». Пусть мы всё реже встречаем подлинных носителей традиции, народное творчество живёт в самодеятельных и профессиональных народных коллективах, в которых в основном задействованы отнюдь не старики. Если же сетовать на непопулярность этого вида искусства среди широких масс публики – стоит вспомнить ту радость, которую люди получают во время интерактивных программ некоторых из вышеперечисленных ансамблей. Глядя на общую финальную пляску, хотелось перефразировать очень известный в нашей стране ещё тридцать-сорок лет назад лозунг. В контексте этого мероприятия он мог звучать так: «Фольклор жил, фольклор жив, фольклор будет жить!»

Кирилл Гуреев,

студент Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова

 

 

 

20 лет в финно-угорском мире

 

Кафедру музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, открытую в 1993 году, существенно отличает то, что на ней изучаются музыкальные культуры всех этносов финно-угорской общности, как расположенных на территории России, так и имеющих свою государственность.

 

Особая роль в создании и становлении кафедры, выбравшей инновационный путь развития, определение стратегических перспектив подготовки специалистов принадлежит профессору, доктору искусствоведения И.В. Мациевскому[1] и профессору В.Л. Калаберде[2].

 

В настоящее время кафедра осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям специализаций: «этномузыкология» и «традиционное исполнительство». «Этномузыкология» трактуется как полноценное знание национальной музыкальной традиции в сопоставлении с музыкальными традициями родственных и соседних народов в контексте мировой музыкальной культуры.

 

Этномузыкология как цикл дисциплин и направление научной работы осуществляется методической секцией этномузыкологии, организованной и возглавляемой в течение многих лет доктором искусствоведения, профессором Р.Ф. Зелинским. В состав секции в настоящее время входят известные специалисты – канд. иск. Г.В. Тавлай, канд. иск. И.В. Соловьев, канд. культурологич. наук А.В. Калаберда, канд. иск. С.В. Косырева,  В.А. Швецова и Д.А. Демин.

 

Значительный вклад в развитие специализации «этномузыковедение» на кафедре внесли канд. иск., профессор Т.В. Краснопольская, канд. иск., профессор Т.Н. Тимонен, канд. иск., профессор Л.А. Купец.

 

На кафедре финно-угорских народов преподается цикл дисциплин по истории, этнографии и этнологии финно-угорских народов, которые ведет известный этнограф, ст. научный сотрудник ИЯЛИ РАН, канд. историч. наук К.К. Логинов, поставивший изучение предметов на высокий научно-методический уровень.

 

В результате своей многоплановой деятельности кафедра осуществляет подготовку специалиста нового типа, соединяющего в себе исследователя, творца и исполнителя новой реальности в бесконечной цепи этнической традиции. Именно специалист-создатель, устремленный в бесконечно обновляемое будущее, имеет право быть востребованным в этнически ориентированной социальной среде.

 

Кафедра гордится своей методической секцией «композиции, инструментовки и импровизации», в которую входят выдающиеся композиторы – профессор, заслуженный деятель искусств России и Карелии А.С. Белобородов (заведующий секцией), народный артист Карелии, заслуженный деятель искусств России и Карелии Г.А. Вавилов, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины и Польши И.В. Мациевский. Класс импровизации ведет И.И. Смирнова (автор идеи международного клуба «Импровизация», реализуемого на кафедре с марта 2012 года.).

 

Методической секцией традиционного исполнительства «фольклорный ансамбль» руководит засл. деятель искусств Карелии, доцент С.Ю. Николаева. Ансамбли студентов под руководством С.Ю. Николаевой и И.В. Соловьева осуществляют мощную концертную деятельность и вместе с ней просветительскую работу.

 

За прошедшие двадцать лет работы кафедра музыки финно-угорских народов подготовила свыше 100 выпускников. Среди высококвалифицированных специалистов, успешно работающих в финно-угорских субъектах РФ и за ее пределами, уже получили известность Е. Михайлов и Н. Михайлова, Д. Козлов, Ю. Гладышев, А. Войтович,  О. Григорьева, О. Власова, И. Соловьев, С. Косырева и многие другие.

 

Игорь Соловьев, этномузыковед-органолог, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов: 

—  Интерес к народной музыке, наверное, появился у меня еще в раннем детстве, когда отец играл на баяне, а я скакал и раскачивался в кроватке в такт бодрой польки и нежного вальса. Еще школьником, когда я приезжал на каникулы в Тулу к моему деду Александру Ивановичу Соловьеву — мастеру по изготовлению гармоник, мои ранние пробуждения знаменовались  его усердным трудом. Я с любопытством наблюдал за его умелыми руками, инкрустирующими сверкающий перламутр и очаровывался звучанием настраиваемых планок-язычков. Однако выбор пал на гитару. В юности увлечение кельтским фольклором, английской народной музыкой, фолк-роком стало началом пути к изучению традиционного музыкального искусства. Еще обучаясь в музыкальном училище классике и джазу я пытался обрамить народные мелодии в рамки того искусства, с которым был знаком. Все переменилось, когда я поступил на кафедру финно-угорских народов ПГК. Именно здесь произошло погружение и прикосновение к корням традиционного искусства. Для меня открылись довольно странные непричесанные, нетемперированные мелодии, которые для человека с академическим образованием были непривычными. Изучая традиционные напевы и инструментальные наигрыши, я поначалу прислушивался и со временем обнаружил, что в них присутствует естество, которое можно сравнить с непринужденным, искренним рассказом, окрашенным целой палитрой эмоций — от тихого нашептывания до громогласного всплеска, вечно древнего и вечно молодого.

Традиционная музыка одновременно как далекая, так и близкая, и ее постижение не имеет конечного пути. Я счастлив, что работая на кафедре в сообществе коллег-педагогов и студентов,  мы постигаем глубины высокого искусства.

 «… И седой с бородой, буду бегать с дудой

        и никто мне не скажет, что я лицедей». (Б. Гребенщиков «Русский альбом»).

 

Анна Калаберда, кандидат культурологии, доцент кафедры финно-угорских народов:

— Работа на кафедре финно-угорских народов – форма реализации детско-юношеских желаний в выборе профессии. Сначала хотелось стать археологом, так как процесс нахождения и извлечения из почвы мельчайших деталей – свидетелей зарождения, расцвета и угасания неизвестных науке цивилизаций, казался одновременно фантастическим и необходимым. Затем возникло решение посвятить себя медицине. Высококвалифицированный врач обязан быть хорошим психологом и уметь оказывать помощь не только больному, но и его окружению. В дальнейшем приоритеты корректировались, созрело решение стать модельером. Потребность в создании красоты возникло во времена тотальной серости в оформлении собственного декора – одежды, жилья и жизненного пространства.

Этномузыколог – специалист органично сочетающий в себе ряд профессий, а для меня – археолога, врача и модельера-стилиста. Поиск артефактов традиционной музыкальной культуры, и помещение их в систему наших (возможно научных) знаний и представлений о культурном ландшафте определенной эпохи, географическом пространстве и этнической принадлежности. Ряд традиционных музыкальных культур, и не только финно-угорской общности, изучены крайне неравномерно. По имеющимся разнодисциплинарным сведениям необходимо воссоздать целостную картину, отличающуюся красотой и гармонией. Обращение к традиции, как  константе в хаосе бытия, способствует обретению равновесия, просветления и в конечном итоге наделяет смыслом все наши действия и поступки, организуя их в направленный поток добра, гармонии и красоты.

 

Дмитрий Дёмин,  народный мастер традиционных художественных промыслов и ремёсел, сотрудник кафедры:

— Долго думал, как определить, какой тембр красивый, а какой нет. И потом понял, что если музыкальный инструмент звучит как человеческий голос — значит, всё хорошо. Это относится к любым инструментам, классическим и народным. Мои инструменты для меня — это разговор между мной и теми музыкантами, которые будут на них играть. Все инструменты я делаю в состоянии диалога между мной и ими. Каждый звучит и разговаривает со мной, и я отвечаю ему.

Материал подготовлен сотрудниками кафедры

 


[1] Мациевский И.В. – композитор, инструментовед, заведующий сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН и МАИ ООН, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.

[2]  Калаберда В.Л. – заведующий кафедрой музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, заслуженный деятель искусств России и Карелии.