— Мне эта профессия перешла по наследству. Я вырос в семье театральных художников, все детство ходил в художественную школу, даже уроки там делал. Но не скажу, что я всегда хотел стать художником, были моменты, когда колебался между спортом и искусством. Освоил попутно много разных профессий. Но сейчас, по прошествии лет, понимаю, что сделал правильный выбор. Я получаю от своей профессии удовольствие, и это огромный плюс.
В академии не только преподаватели — стены учат. Люди съезжаются со всей России и из других стран, и они являются носителями своей школы. В академии можно многому научиться друг у друга, потому как все рисуют по-своему, у каждого что-то получатся лучше, что-то хуже.
Один из принципов, который привили в академии: чем бы ты ни занимался, главное — не халтурить. Ко всему надо относиться профессионально.
— Твоя дипломная работа посвящена карельской сказительнице Анни Перттунен. С чем связан такой выбор?
— Над темой диплома я стал задумываться на средних курсах. Написать с натуры портрет сказительницы Анни Перттунен не случайная идея. Выбор связан с моей семьей по маминой линии. Мой дед – карельский писатель Антти Тимонен. Его жена Элина собирала карельский фольклор. Записывала карельских сказительниц, переводила дедушкины книги на русский язык. Моя мама делала декорации ко многим спектаклям на национальные темы. Все они трудились для развития Карелии, и мне хотелось бы продолжить, подытожить их труд и внести свою лепту в семейное дело. Моя дипломная работа сейчас находится в краеведческом музее.
— Павел, у тебя в жизни два родных города. Ты кем себя больше ощущаешь, петербуржцем или петрозаводчанином?
Петрозаводск я тоже люблю. Это камерный спокойный город. Правда, по прошествии лет понимаю, что имел в виду мой отец, когда говорил, что ему в Петрозаводске воздуха не хватает. Понял, когда переехал в Питер. Такое ощущение, что живешь в Петрозаводсе как в коробочке, масштабности нет. И это не связано с профессией, здесь как раз у меня есть заказы, замечательная студия.
— Как появилась идея создания студии в Петрозаводске?
— Изначально студию вел мой отец, идея принадлежит ему. В Петрозаводске я продолжаю дело отца и вместе с тем передаю знания, которые получил в академии. По возвращении из Питера первое время занимался только портретами. Случайно познакомился с девушкой, которая собиралась поступать в Санкт-Петербурге в университет технологии и дизайна, подготовил ее к вступительным экзаменам. Так пришла идея открыть студию и готовить ребят к поступлению. Первыми студийцами стали абитуриенты, которым нужно было сдавать рисунок, живопись и композицию. Потом пришли люди, которые просто хотели рисовать, без какой-либо базы, но с огромным интересом и желанием.
В нашей студии царит творческая и дружелюбная атмосфера, потому что мы не только трудимся за мольбертом, но и общаемся, шутим, устраиваем чаепития и посиделки. Я рад, что у нас образовался сплоченный коллектив, но еще больше я радуюсь как преподаватель, когда вижу результаты работы.
— Если говорить об уровне культуры всего общества, насущные проблемы теперь совсем другие – материального характера. Это наша действительность. Люди не в состоянии оценить произведение искусства, не понимают, что за одной картиной стоит двадцать пять лет, потраченных на обучение. Считают, что художнику легко написать картину.
В идеале художнику следует заниматься чистым искусством, а о продвижении на рынке, выставках, рекламе должен заботиться специально нанятый человек – арт-дилер. Существует вариант, когда творчеством занимаются для души, а на жизнь зарабатывают совсем другим делом. Но я, повторюсь, за профессионализм. Картины талантливого мастера, который всего себя отдает искусству, должны быть востребованы и оценены обществом. А достойная оплата только добавляет мотивации к работе.
— Что самое ценное в жизни?
— Моя главная ценность – сын Яша, на данный момент он мое выдающееся произведение.
— Ты бы хотел, чтобы твой сын стал художником?
— В глубине души, наверное, да. Но я ему дам возможность выбора, чтобы он сам определился. Мой выбор был во многом предрешен: я родился с запахом краски. Оба родители художники и дед по линии отца. Я, когда пишу, испытываю чувство ностальгии по детской атмосфере.
— Ты чувствуешь себя молодым?
— Да, и всегда буду чувствовать себя молодым. Я своих родителей спрашивал, они и отвечали, что им словно до сих пор 20 лет. Это особенность людей, связанных с искусством. Я ощущаю в себе себя 20-летнего, и 30-летнего. Жизненный опыт меня не старит. Я развиваюсь и в то же время остаюсь самим собой.
— Как ты считаешь, художник должен быть голодным?
— Не буквально, конечно, но должен. Богатство, достаток, вседоступность могут сыграть злую шутку – убить желание заниматься творчеством. Сытость – это искушение сойти с пути созидания, я бы так сказал.
— Ты веришь в судьбу, в то, что человеческий путь предначертан? Или все в наших руках?
— Кто для тебя авторитет?
— Понимания и доброты. Иногда кажется, как бы я ни любил мир и людей, что меня не понимают, хотя вроде все делаешь для этого. Задумываешься, почему так происходит. Наверное, из-за разных ценностей, оттого что в людях не разбужено чувство прекрасного. Это все идет из семьи. Я получил особенное воспитание. Все с детства было пропитано добротой, любовью и искусством. А сегодня у многих людей материальное видение мира, это сказывается на человеческих отношениях.
— Классический вопрос: твои творческие планы?