Образование

30 лет постсоветского образования. Достижения и провалы

Дистанционное обучение стало реальностью. Фото: vk.com/ptz_mo
Дистанционное обучение в последние два года стало реальностью. Фото: vk.com/ptz_mo

Декабрь 1991 года вошел в историю распадом СССР, начался отсчет постсоветской эпохи. Оценки ей даются полярные. И все три десятилетия не утихают дискуссии об образовании: развивается оно или деградирует? «Лицей» задал экспертам в области образования три вопроса:

1. Самое большое достижение за эти 30 лет?

2. Самый большой провал (или неудача)?

3. Что нас ждет в ближайшем будущем?

 

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ РК: «На образовании не экономят и не зарабатывают — в него вкладывают!»

1. Самым большим достижением в образовании за эти годы считаю информатизацию. Что бы ни говорили, как бы ни кляли, а именно информатизация открыла закрытое, расширила горизонты, вывела на иные уровни. Однако инструментом нужно уметь пользоваться, чтобы он стал созидательным, а не разрушительным.

2. Провалы модернизации образования, которая безусловно была нужна и будет нужна, очевидны: разгул формализма и расчеловечивание образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего. Одну из причин этого вижу в менеджерском подходе к управлению образованием. Оптимизация системы под флагами «догоним-перегоним», «сэкономим-заработаем» «эффективных управленческих решений», принимаемых «менеджерами», имеющими и/или не имеющими представления о сути управляемых ими явлениями, уже привела к необратимым последствиям. На образовании не экономят и не зарабатывают — в него вкладывают!

3. Однако в будущее смотрю с надеждой на поворот от безумных к разумным переменам. Возможно, это наивно.

 

Ольга Парамонова, заместитель директора по УВР петрозаводской средней школы №48, заслуженный учитель РК: «Учитель перегружен круглосуточно»

1. 30 лет — это много или мало? Это ровно половина моей жизни, 40 лет работы в образовании. Для постсоветского образования — это множество новых программ, новые ФГОСы каждые 10 лет, УМК (учебно-методические комплекты), новые педагогические технологии, техническое оснащение школ, бесконечные обновления для улучшения качества образования.

2. Провалом считаю падение престижа профессии учителя. Факт: на 1 сентября 2021 года в Карелии было 300 вакансий на место учителя. Эта проблема не только нашей республики: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это наблюдается по всей стране.

Весной была в своей школе в городе Тихвин Ленинградской области, где моя одноклассница, директор школы, хотела приехать в Петрозаводск к ректору нашего университета, чтобы пригласить в свою школу учителей.

Учитель всегда был загружен, но в последние годы он перегружен круглосуточно. Воспитательной работе в последние десятилетия уделялось очень мало внимания. Это сказалось на взаимоотношениях семьи и школы. Убеждена, что со мной согласятся все педагоги: сегодня не так трудно работать с детьми, как сложно общаться и договариваться с родителями, которые выросли в постсоветское время.

3. Хочется стабильности в образовании, а для этого должны быть везде в этой области профессионалы и компетентные управленцы, которые хотя бы 3-5 лет проработали в школах!

 

Николай Савин, преподаватель информатики Петрозаводского президентского кадетского училища: «Среди моих коллег много активных людей, которые меняют систему образования к лучшему»

1. Моя педагогическая деятельность проходит в период постсоветского образования, поэтому на советское образование я могу посмотреть только глазами ученика. Мне кажется, главное достижение постсоветского образования — это появление свободы выбора, выбора во всем: выбор школы, выбор программ и предметов, учебно-методического комплектов. Для своего ребенка можно подобрать программу обучения, которая будет действительно учитывать его индивидуальные особенности и увлечения. Для достижения этих целей открыли современные центры дополнительного образования, которые предлагают большое разнообразие интересных программ обучения.

2. Самым большим провалом считаю кадровую политику министерства образования. Учителей не хватает, все работают на износ, с количеством часов больше, чем на ставку, при которых невозможно качественно подготовиться и провести уроки. В школу приходит недостаточное количество молодых специалистов, и с годами проблема будет только усложняться.

3. Я по жизни оптимист и хочу верить, что впереди нас ждет светлое будущее. Среди моих коллег много активных людей, которые меняют систему образования к лучшему. Сейчас министерство образования активно проводит с их участием конференции, слеты, площадки, где активно обсуждаются острые проблемы системы образования. Очень надеюсь, что результат этих мероприятий позитивно скажется на всех участниках образовательного процесса.

 

Галина Маккоева, преподаватель русского языка и литературы средней школы №6 Сегежи, лауреат конкурса «Учитель года России» 2000 года: «Школа не является тем местом, куда с радостью устремляются выпускники вузов»

Я работаю в небольшом провинциальном городе. Отвечая на вопрос редакции, сразу подумала об учительском корпусе, о тех кадрах, которым пришлось трудиться в эпоху постоянных реформ, изменений, модернизаций в постсоветском образовании.

1. Мне кажется, что самое большое достижение этого периода – массовое обучение всех педагогов России интернет-технологиям в региональных центрах интернет-образования в 2000-х годах. Мы сразу окунулись в мир новых технологий и возможностей обучения. Сначала прошли компьютеризацию, потом информатизацию, теперь переживаем цифровизацию учебно-воспитательного процесса. И неплохо с этим справляемся, несмотря на возраст.

Пандемия ускорила процесс овладения дистанционными технологиями, поставила нас на порог организации смешанного обучения в школе. Работать с мелом и тряпкой после выхода из самоизоляции стало несовременно. Жизнь настойчиво толкает нас к овладению виртуальными досками, интернет-сервисами, интернет-инструментами, которые учитель должен знать и легко подбирать под любые задачи обучения и воспитания.

2. Самый большой провал эпохи постсоветского образования – неуклонное, массовое старение кадров в российских школах:  мало талантливых, умных, энергичных, ярких, методически грамотных молодых учителей.

В это трудно поверить, но однажды ко мне обратилась молодая учительница с просьбой найти в тексте романа Л.Н. Толстого «Война и мир» главу, в которой описана судьба Элен Безуховой. Ученица спросила её, что стало с Элен дальше. Учительница не только не знала ответа, но и не могла найти его в книге.

Школа не является тем местом, куда с радостью устремляются выпускники вузов. Современный учитель, особенно математики и русского языка, перегружен должностными обязанностями: 1,5-2 учительских нагрузки, много задач (разработка нормативной документации, которая постоянно меняется, классное руководство, проектная и исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, консультации по подготовке к экзаменам, повышение квалификации, олимпиады, познавательные игры, конкурсы, соревнования и подготовка к ним, планёрки и совещания и т.п.), мало поддержки от руководителей разных уровней, от методических служб, от родителей, от общественности.

Более 30 лет я отработала в школе, но не видела ни одного исследования, которое бы провело хронометраж рабочего дня учителя. Почему? Подозреваю, что устрашились бы результатов. Даже тайм-менеджмент не способен сделать учителя спокойным, всё успевающим, имеющим ресурсы для творческой работы.

3. Что ждёт школу в будущем? Думаю, большая конкуренция со стороны дистанционного обучения: создаются интернет-площадки, разрабатываются онлайн-курсы, растут, как на дрожжах, онлайн-школы, образование теперь можно получить не только в школе. А это вызов!

 

Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист (теория решения изобретательских задач): «Нельзя требовать от педагога внедрения новых подходов, контролируя каждый его мелкий шаг»

1. Для меня постсоветское образование началось не в 91-м. Оно началось в конце 80-х с группы «Педагогика сотрудничества», состоявшей из выдающихся педагогов (Шалвы Амонашвили, Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Софьи Лысенковой и др.) и журналистов – Симона Соловейчика и Владимира Матвеева. В «Учительской газете» выходили манифесты о новом образовании, педагоги выступали в студии «Останкино»… Мне кажется, это повернуло сознание многих людей. И когда в 91-м школе дали больше свободы, стали бурно расти теории развивающего обучения и новые образовательные технологии. Все это было разработано раньше, уже существовала новая идеология образования и теории, позволявшие двигать практику.

Самое большое достижение состояло в том, что всему этому просто позволили расти. И эта возможность расти продолжалась, по моим ощущениям, в течение примерно лет семи. Потом стали жестче включаться регуляторы. У меня тогда был экспериментальный класс, и степень свободы я чувствовала собственной кожей.

2. Разработка нового образовательного стандарта, на который мы очень надеялись, могла стать, но не стала, на мой взгляд, позитивным событием. Самый большой провал постсоветской системы образования заключается как раз в методах внедрения нового стандарта, в безграмотной попытке жестко управлять инновационной системой.

Нельзя требовать от педагога внедрения новых подходов, контролируя каждый его мелкий шаг. Это так не работает. Человек не может решать проблемы (а проблемы неизбежно возникают при внедрении нового) – и постоянно думать о том, как его будут проверять и как удовлетворить проверяющих. Попытка внедрить новый стандарт очень старыми методами провалилась. И мы имеем закономерный откат в худшую версию прошлого.

3. Что впереди? По опыту человечества за закатами следуют рассветы. Я думаю, образовательные институты (детские сады, школы, колледжи, вузы) лет через 30 перестанут существовать в сегодняшнем виде. Роль педагога изменится, но не исчезнет. Возникнет образовательная среда, которая будет пропитывать всю жизнь общества, и люди будут в ней вариться в течение всей жизни. Педагоги будут проектировать, развивать эту среду и управлять ею.

Эта среда будет довольно технологичной, инструменты, позволяющие грамотно работать с информацией и решать проблемы, будут там востребованы в большей степени, чем в сегодняшней школе. И мы с коллегами занимаемся разработкой этих инструментов и пытаемся передавать их в руки заинтересованных людей – учителей, родителей, педагогов дополнительного образования. Когда делаешь что-то, что кажется тебе полезным для будущего, легче смотреть по сторонам.