— Если ты не любишь детей, иди, пожалуйста, в шахту, — советует он, — когда у педагога злое лицо, мотивации для занятий нет. Если американский тренер хотя бы раз за занятие не улыбнется, у него будут проблемы.
О системе воспитания школьников во Франции рассказывала Клод Жубер. Когда там физкультура стала экзаменационным предметом, отношение к ней изменилось в первую очередь у родителей. С сентября этого года более чем 100 французских лицеев отведут послеобеденное время занятиям культурой и спортом. Причем у учеников есть выбор. Девочки предпочитают танцы, гимнастику и конный спорт, мальчики – игровые виды спорта. Спортивная составляющая в бюджете Франции, по словам госпожи Жубер, очень значительная.
Позже, в разгар Конгресса, мы поговорили с учителем физкультуры из Краснодара Инной Каракулиной:
— Быть здоровым у нас не модно. Чем больше справок об освобождении, чем больше болезней, тем легче поступить в вуз. В России нет материально-технической базы для занятий спортом, не хватает кадров. Для иностранцев непонятно отсутствие в школах душевых, а у нас это норма…
— Что делать? Хочу и на футбол попасть, и на баскетбол. — вздыхала учитель из Московской области, стоя у расписания. — Пойду на баскетбол, его преподаватель из Канады ведет, а футбол – русский. Когда еще с канадцем встретимся?
Занятие на степах – одно из самых трудных, но подтянутая финка Лилья Карвонен привлекла на занятие многих. Даже те учителя, которые просто сидели на скамьях в зале, двигались в такт музыки, между делом что-то записывая. Немало нового на Конгрессе, всего не запомнить.
На занятии зумбой Леены Хелин из Финляндии спортивный зал Карельской государственной педагогической академии был полон. Зумба – аэробная программа с элементами разных танцевальных направлений. Снова новшество: тренировку вела девушка… с экрана. Леена комментировала видео-урок, проверяла правильность выполнения упражнений. Учителя были настолько активны, что даже парни с факультета физического воспитания в ожидании плановой тренировки по баскетболу тоже присоединились к танцевальной программе.
Заметив, что старой системе такой человек был не нужен, рассказал о новой программе оздоровительной физической подготовки в школе, которая должна воспитать сознательного выпускника. По словам лектора, основное отличие новой программы в том, что она объясняет ученику не только что нужно делать, но и зачем.
На первом этапе происходит закрепление привычки к регулярным физическим упражнениям, на последнем пятом ученик не только способен сам оценить свою физическую активность, но и умеет решать проблемы, находит новые источники информации. Во главу угла ставится получение школьником удовольствия от занятий.
{hsimage|Юные маугли||||}Уже изданы новые стандарты для начальной школы, для основной школы появятся примерно через год. На основе предложенной программы каждый учитель может писать авторскую. Учитель не имеет права ставить ученику отметки за уровень физической подготовки, не должен акцентировать внимание на тестировании, должен уменьшать частоту участия детей в соревнованиях. Региональные органы управления образованием смогут выставлять нормативы, по которым будут оценивать… учителя.
Обсуждение дошло чуть не до спора. В новой программе начальных классов, например, не описан способ прыжка через гимнастического козла. Анатолий Матвеев пояснил, что сделано это сознательно, чтобы учитель сам решал, как тренировать.
Некоторые учителя старой закалки не совсем согласны с отсутствием возможности оценивать ученика, считают, что новая программа требует идти на поводу у ученика. И все же уверены: в преподавании физкультуры нужно что-то менять.
— Вот вы говорите об уменьшении соревнований, — задавали вопрос Анатолию Матвееву физкультурники, — но у каждого учителя на аттестации смотрят, какие места заняли ученики, где участвовали.
В ответ лектор процитировал Алексея Толстого:
— Солнце еще не взошло, а в Стране Дураков уже кипела работа…
Кстати, по мнению Анатолия Матвеева, даже говорить нельзя о выносе урока физкультуры за рамки расписания и таких уроков должно быть больше, чем три. Тем школам, которые имеют возможность проводить дополнительный урок физкультуры, по словам Анатолия Петровича, государство должно его оплачивать. В Москве нашли такой выход: третий урок проводится в начальной школе только в первой и четвертой четвертях, когда есть возможность выйти на улицу.
Восемь ребятишек 4-6 лет выполняли гимнастическую программу в экстремально быстром темпе: бегали, отжимались, ходили на руках,подтягивали ноги на шведской стенке, кувыркались и снова по кругу. Вдруг резко падали на пол, чтобы отдохнуть 10 секунд, и снова в бой.
— Отжимаемся! Быстро! На стенку! Быстрее! — поторапливал детей тренер и профессиональный спортсмен Александр Петров.
После выступления дети выстроились в шеренгу и отрапортовали, как маленькие солдатики. Получив команду "вольно" расселись на скамье и весело защебетали.
— Неужели вы совсем не устали? – спросила я у малышей.
И выяснила, что ни капли, что занимаются давно, и такие тренировки на выживание им очень нравятся.
Учителя буквально напали на тренера, сообщившего, что по его программе успешно занимаются около четырех тысяч ребятишек в Московской области.
— Они неправильно делают стойки, они ломают себе позвоночник, — пыталась донести до Александра Петрова тренер по гимнастике из Петрозаводска Ольга Веснина.
— Во первых, в школе не восемь, а тридцать человек, и больше половины из них с ограничениями по здоровью. В класс на урок приходят и больные и здоровые. К тому же, я сама гимнастка и понимаю, что так делать стойки нельзя, у детей деформируется позвоночник. У большинства повышенное внутричерепное давление, им стойки вообще противопоказаны.
— Качественно провести занятие в группе более 14 человек нельзя, — уверен Александр Петров, — а если кто говорит, что можно, то это словоблудие. Поэтому я в общеобразовательную школу вряд ли пойду.
Хотя программа «Маугли» прошла экспертизу на кафедре спортивной медицины Московской областной Академии физической культуры и спорта, по словам Александра Петрова, она не прошла лицензирование на российском уровне.
Декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов с уважением относится к "Маугли":
— Высказывание об этой программе были неоднозначные. Но, во-первых, это программа идет не в школах, а в детских садах. Но, знаете, Петров правильно говорит: если бы были травмы, эту методику давно бы запретили. Дети в результате его занятий показывают феноменальный уровень. Есть стереотипы, есть традиционные методики. Специалисты отмечают, что у Александра своеобразная техника, не соответствующая этим стереотипам.Поэтому возникают вопросы. Но то, что он несет позитив, что ребята с удовольствием занимаются, — самое главное. А новаторов всегда принимают трудно.
{hsimage|Учителя танцуют зумбу||||}Продолжая бурное обсуждение программы, учителя отправились на следующий мастер-класс, а юные маугли еще долго не уставали:
— Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, — задорно раздавалось из раздевалки.
На улице около Петрозаводского государственного университета, в котором проходил урок, они примерялись к бетонным перилам, пытаясь сделать стойку. Александр Петров уже обратился в оргкомитет „Сочи-2014“ с предложением подготовить воспитанников для выступления на открытии Олимпиады.
{hsimage|Учителя танцуют зумбу||||}- Такие встречи очень нужны, здесь заряжаешься энергией, хочешь работать дальше. Ведь у всех нас одни и те же проблемы, а подход разный.
Как у большинства учителей, у Татьяны Ивановны порой опускались руки, появлялась усталость от школы, а общение с коллегами из других регионами как свежий ветер. Пришла пора объединяться.
Уже существуют Ассоциация учителей физической культуры и здорового образа жизни Финляндии, Европейская ассоциация учителей физической культуры. Их представители – активные участники конгресса. Председателем российской Ассоциации избран декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов.