Школа и вуз

Фрисби на завтрак, зумба на обед

Как проводят летние каникулы учителя физкультуры
 
  {hsimage|На занятии в парах||||} Даже не верится, что Международный конгресс учителей физической культуры проводится в Петрозаводске, а не  в одной из двух столиц.
 
 В начале июля этого года прошел уже второй по счету, первый состоялся в июне 2008. И хотя перечень организаторов велик, куратором Конгресса без сомнения можно считать Карельскую государственную педагогическую академию. Именно на ее территории проходила большая часть сотни мастер-классов и десятка лекций для учителей физической культуры из 37 регионов России и 13 стран мира. 
  
"Если ты не любишь детей, иди, пожалуйста, в шахту"
 
Для многих петрозаводчан стало открытием, что в Петрозаводске много лет работает гигантский завод по производству спортивных тренажеров. Работает на всю Европу, и даже имеет фан-клуб в Финляндии. Стенд компании открывал выставку "Движение – жизнь 2010", которая проводилась в рамках конгресса. На выставке был представлен спортивный инвентарь, одежда, сотни специализированных книг, газеты, посвященные спорту – все, что нужно для здорового образа жизни. Здесь же, в Национальном театре Карелия состоялось пленарное заседание конгресса. 
 
{hsimage|Хип-хоп с Ричи Нойхаузом||||}40 процентов россиян к 2020 году будут систематически заниматься спортом, — пообещал Алексей Малков, начальник отдела пропаганды здорового образа жизни и физической культуры Минспорта России. Алексей Львович заменял Виталия Мутко, выступление которого было заявлено в программе. Оратор среди прочего сообщил о предстоящем конкурсе на лучшую организацию пропаганды здорового образа жизни среди субъектов РФ. Наградой за лучший проект станет его софинансирование. Также будет объявлен конкурс фотографий "Займись спортом" и открыта площадка для обмена опытом регионов на сайте http://www.rf-sport.info/
   
  Выступавшие много говорили о необходимости поднимать статус учителя физкультуры, относиться к детям как к личности. Президент Баскетбольной академии братьев Гомельских Евгений Гомельский привел примеры обращения с детьми некоторых тренеров: "До каких пор ты, размазня, будешь…", "Тупица, не могла сыграть лучше?".

— Если ты не любишь детей, иди, пожалуйста, в шахту, — советует он, — когда у педагога злое лицо, мотивации для занятий нет. Если американский тренер хотя бы раз за занятие не улыбнется, у него будут проблемы.

О системе воспитания школьников во Франции рассказывала Клод Жубер. Когда там физкультура стала экзаменационным предметом, отношение к ней изменилось в первую очередь у родителей. С сентября этого года более чем 100 французских лицеев отведут послеобеденное время занятиям культурой и спортом. Причем у учеников есть выбор. Девочки предпочитают танцы, гимнастику и конный спорт, мальчики – игровые виды спорта. Спортивная составляющая в бюджете Франции, по словам госпожи Жубер, очень значительная.

Позже, в разгар Конгресса, мы поговорили с учителем физкультуры из Краснодара Инной Каракулиной:

— Быть здоровым у нас не модно. Чем больше справок об освобождении, чем больше болезней, тем легче поступить в вуз. В России нет материально-технической базы для занятий спортом, не хватает кадров. Для иностранцев непонятно отсутствие в школах душевых, а у нас это норма… 

За партой в фитнес-клубе
   {hsimage|Александр Петров||||}Программа II Международного конгресса учителей физкультуры напоминала расписание в фитнес-клубе. Потому несмотря на солидное название конгресс, участники в течение четырех дней были что называется "без галстуков", в кроссовках и спортивных костюмах.    
 
  С 9 и до 18 тренировка шла за тренировкой: латино-фит, тачбол, фастскуп, степ-аэробика, аква-аэробика, игры с мячом, танцевальный фитнес, зумба, флорбол, упражнения с длинной скакалкой… Десятки мастер-классов и лекции пересекались во времени. Выбирать было нелегко:

— Что делать? Хочу и на футбол попасть, и на баскетбол. — вздыхала учитель из Московской области, стоя у расписания. — Пойду на баскетбол, его преподаватель из Канады ведет, а футбол – русский. Когда еще с канадцем встретимся?

 
Множество уникальных встреч с иностранными и российскими преподавателями подарил Конгресс. Его география впечатляет: канадцы Джеф Зоунир и Пол Форбс, итальянка Вивиана Зито, норвежец Нилс Хауг, швейцарец Рини Нойхауз, Лиена Озолина из Латвии…. Самая большая делегация прибыла из соседней Финляндии. 

  Занятие на степах – одно из самых трудных, но подтянутая финка Лилья Карвонен привлекла на занятие многих. Даже те учителя, которые просто сидели на скамьях в зале, двигались в такт музыки, между делом что-то записывая. Немало нового на Конгрессе, всего не запомнить.

На занятии зумбой Леены Хелин из Финляндии спортивный зал Карельской государственной педагогической академии был полон. Зумба – аэробная программа с элементами разных танцевальных направлений. Снова новшество: тренировку вела девушка… с экрана. Леена комментировала видео-урок, проверяла правильность выполнения упражнений. Учителя были настолько активны, что даже парни с факультета физического воспитания в ожидании плановой тренировки по баскетболу тоже присоединились к танцевальной программе.

 
{hsimage|Демонстрация программы "Маугли"||||} А какие все-таки красавицы наши учительницы! В спортивном одеянии с изюминкой, с макияжем и прической. Как девчонки-старшеклассницы, пришедшие на урок физкультуры. И мастер-классы многие из них выбирали девичьи: аэробику, танцы, йогу. Учителя-мужчины, как и их ученики-мальчишки, предпочитали игровые виды спорта: флорбол, футбол, баскетбол… На мастер-класс известного тренера и президента мужского баскетбольного клуба «Динамо» Евгения Гомельского пришли, пожалуй все. На занятиях физкультурники веселились подобно своим ученикам, растеряв куда-то всю учительскую серьезность. Ведь у них тоже каникулы.   
Здоровый, мыслящий, творящий
Лекциям большинство учителей предпочитали мастер-классы, записывая в тетрадочки новые методики и упражнения:
— Да-да, очень стоящий Конгресс, — делился с кем-то по телефону учитель физкультуры 46 петрозаводской школы, — Посетил сегодня три занятия, практически все записал: разработки, методики.
На лекциях присутствовали в основном уставшие от фитнес-марафона. Но на встречу с доктором педагогических наук Анатолием Матвеевым, посвященную концепции содержания образования, пришли многие. Ведь лектор возглавляет группу разработчиков государственных стандартов. Вначале Анатолий Петрович подвел учителей к гегелевскому определению образования: процесс формирования человека мыслящего, человека творящего. 

Заметив, что старой системе такой человек был не нужен, рассказал о новой программе оздоровительной физической подготовки в школе, которая должна воспитать сознательного выпускника. По словам лектора, основное отличие новой программы в том, что она объясняет ученику не только что нужно делать, но и зачем. 

На первом этапе происходит закрепление привычки к регулярным физическим упражнениям, на последнем пятом ученик не только способен сам оценить свою физическую активность, но и умеет решать проблемы, находит новые источники информации. Во главу угла ставится получение школьником удовольствия от занятий. 

{hsimage|Юные маугли||||}Уже изданы новые стандарты для начальной школы, для основной школы появятся примерно через год. На основе предложенной программы каждый учитель может писать авторскую. Учитель не имеет права ставить ученику отметки за уровень физической подготовки, не должен акцентировать внимание на тестировании, должен уменьшать частоту участия детей в соревнованиях. Региональные органы управления образованием смогут выставлять нормативы, по которым будут оценивать… учителя.

Обсуждение дошло чуть не до спора. В новой программе начальных классов, например, не описан способ прыжка через гимнастического козла. Анатолий Матвеев пояснил, что сделано это сознательно, чтобы учитель сам решал, как тренировать.

Некоторые учителя старой закалки не совсем согласны с отсутствием возможности оценивать ученика, считают, что новая программа требует идти на поводу у ученика. И все же уверены: в преподавании физкультуры нужно что-то менять.

— Вот вы говорите об уменьшении соревнований, — задавали вопрос Анатолию Матвееву физкультурники, — но у каждого учителя на аттестации смотрят, какие места заняли ученики, где участвовали. 

В ответ лектор процитировал Алексея Толстого:

— Солнце еще не взошло, а в Стране Дураков уже кипела работа…

Кстати, по мнению Анатолия Матвеева, даже говорить нельзя о выносе урока физкультуры за рамки расписания и таких уроков должно быть больше, чем три. Тем школам, которые имеют возможность проводить дополнительный урок физкультуры, по словам Анатолия Петровича, государство должно его оплачивать. В Москве нашли такой выход: третий урок проводится в начальной школе только в первой и четвертой четвертях, когда есть возможность выйти на улицу.

Маугли из Ногинска
 
  — Для школы это неприемлемо, — были единодушны учителя после окончания выступления ногинских малышей, занимающихся по программе "Маугли".

Восемь ребятишек 4-6 лет выполняли гимнастическую программу в экстремально быстром темпе: бегали, отжимались, ходили на руках,подтягивали ноги на шведской стенке, кувыркались и снова по кругу. Вдруг резко падали на пол, чтобы отдохнуть 10 секунд, и снова в бой.  

— Отжимаемся! Быстро! На стенку! Быстрее! — поторапливал детей тренер и профессиональный спортсмен Александр Петров. 

  После выступления дети выстроились в шеренгу и отрапортовали, как маленькие солдатики. Получив команду "вольно" расселись на скамье и весело защебетали. 

— Неужели вы совсем не устали? – спросила я у малышей. 

И выяснила, что ни капли, что занимаются давно, и такие тренировки на выживание им очень нравятся. 

  Учителя буквально напали на тренера, сообщившего, что по его программе успешно занимаются около четырех тысяч ребятишек в Московской области.

— Они неправильно делают стойки, они ломают себе позвоночник, — пыталась донести до Александра Петрова тренер по гимнастике из Петрозаводска Ольга Веснина.

 
{hsimage|Леена Хелин||||}Учитель петрозаводского лицея № 13 Татьяна Барбашина считает недопустимым резкие переходы от движения к покою, которые продемонстрировали малыши.
У учителя физкультуры из Краснодара Инны Каракулиной к программе «Маугли» тоже немало претензий:

—  Во первых, в школе не восемь, а тридцать человек, и больше половины из них с ограничениями по здоровью. В класс на урок приходят и больные и здоровые. К тому же, я сама гимнастка и понимаю, что так делать стойки нельзя, у детей деформируется позвоночник. У большинства повышенное внутричерепное давление, им стойки вообще противопоказаны.

— Качественно провести занятие в группе более 14 человек нельзя, — уверен Александр Петров, — а если кто говорит, что можно, то это словоблудие. Поэтому я в общеобразовательную школу вряд ли пойду.

Хотя программа «Маугли» прошла экспертизу на кафедре спортивной медицины Московской областной Академии физической культуры и спорта, по словам Александра Петрова, она не прошла лицензирование на российском уровне. 

Декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов с уважением относится к "Маугли":

— Высказывание об этой программе были неоднозначные. Но, во-первых, это программа идет не в школах, а в детских садах. Но, знаете, Петров правильно говорит: если бы были травмы, эту методику давно бы запретили. Дети в результате его занятий показывают феноменальный уровень. Есть стереотипы, есть традиционные методики. Специалисты отмечают, что у Александра своеобразная техника, не соответствующая этим стереотипам.Поэтому возникают вопросы. Но то, что он несет позитив, что ребята с удовольствием занимаются, — самое главное. А новаторов всегда принимают трудно.

  {hsimage|Учителя танцуют зумбу||||}Продолжая бурное обсуждение программы, учителя отправились на следующий мастер-класс, а юные маугли еще долго не уставали:

— Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, — задорно раздавалось из раздевалки.

    На улице около Петрозаводского государственного университета, в котором проходил урок, они примерялись к бетонным перилам, пытаясь сделать стойку. Александр Петров уже обратился в оргкомитет „Сочи-2014“ с предложением подготовить воспитанников для выступления на открытии Олимпиады.    

 
Объединились
 
 Татьяна Чихунова, учитель физкультуры из Томска, приехала на Конгресс за свой счет. В 2008 году поездку оплатили, в этом – денег не нашлось, но попасть на международную встречу очень хотелось.

{hsimage|Учителя танцуют зумбу||||}- Такие встречи очень нужны, здесь заряжаешься энергией, хочешь работать дальше. Ведь у всех нас одни и те же проблемы, а подход разный.

Как у большинства учителей, у Татьяны Ивановны порой опускались руки, появлялась усталость от школы, а общение с коллегами из других регионами как свежий ветер. Пришла пора объединяться.

 
4 июля, в последний день встречи, была создана общественная организация «Ассоциация учителей физической культуры России». Собственно, о ней говорили в течение всех дней Конгресса, и никто не сомневался, что Ассоциация появится.

  Уже существуют Ассоциация учителей физической культуры и здорового образа жизни Финляндии, Европейская ассоциация учителей физической культуры. Их представители – активные участники конгресса. Председателем российской Ассоциации избран декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов.  

 
В правление из 13 человек вошли Евгений Гомельский, главный редактор журнала «Физическая культура в школе» Евгений Жукунов и Ольга Леонтьева, главный редактор газеты «Спорт в школе». В каждом регионе России будет представительство Ассоциации.
 
С предложением ввести в каждой школе должность заместителя директора по вопросам формирования здорового образа жизни Ассоциация в ближайшее время обратится к Министерству образования РФ.  
 
На сайте Конгресса http://phys.kspu.karelia.ru/ опубликована резолюция участников II Международного конгресса учителей физической культуры. Среди ее пунктов такие: продолжить работу по введению обязательного третьего урока физической культуры в учебную программу образовательных учреждений, совершенствовать систему внеклассной спортивной работы, организацию физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе, усилить работу по подготовке специалистов и развитию материально-технической базы для занятий адаптивной физкультурой, способствовать участию Ассоциации учителей физической культуры России в процессе формирования институтов гражданского общества в РФ.