Сегодня станет известен победитель конкурса «Учитель года» Петрозаводска. Церемония закрытия конкурса начнется в 16 часов во Дворце творчества детей и юношества.
Лицей уже рассказывал о главном испытании конкурса — открытых уроках в школах города. По результатам этого тура определились финалисты номинаций «Дебют», «Воспитать человека» и «Учитель года». Они провели в Центре развития образования мастер-классы и уже на следующий день отправились в лицей № 40 — на беседы с детьми, посвященные Году культуры.
В последнем испытании, дискуссии за круглым столом, участвовали начальник управления образования города Елена Герасимова, ее заместитель Любовь Иконникова и главный специалист управления образования Ирина Тюрлик.
Старание важнее?
Первыми слово получили финалисты-дебютанты, со стажем работы в школе менее года. Они рассказали, как директор может помочь молодому специалисту. Во всех выступлениях финалистов-дебютантов прозвучала мысль о наставниках в профессии, который новому человеку в коллективе просто необходим.
Анастасия Западова, учитель истории из школы № 27, уверена: молодому специалисту важно понимать, что он важен для школы и любую его инициативу готовы поддержать и заметить.
Елена Герасимова уточнила:
— А как же быть с образовательным результатом?
Анастасия Михайловна парировала: на этапе становления для молодого педагога важна именно поддержка, а не оценивание его деятельности. По ее мнению, самое важное — желание работать, действовать, расти в коллективе единомышленников. И даже если результатов пока нет, самое важное — старание, уверена молодая учительница.
Участие в конкурсе — тоже поддержка
Антон Родионов, учитель географии из гимназии № 37, также подчеркнул, что работу молодого специалиста важно поддерживать и поощрять. У него уточнили:
— Поддержка — это всегда материальное стимулирование?
—Лично для меня участие в конкурсе — это тоже поддержка. Я знаю, сколько усилий приложил коллектив и администрация школы для того, чтобы я здесь был, — ответил Антон Александрович.
Учитель — это локатор?
Учитель начальных классов Виктория Кузнецова из школы № 14 завершала выступление дебютантов. Ей задали вопрос: почему молодые учителя иногда уходят из школы, даже не начав работать по-настоящему? Она отметила, что, конечно же, работа учителя — вопрос не шести рабочих часов:
—Это выбор стиля жизни и постоянной работы над собой.
Наталья Волкова, заместитель директора по научно-методической работе и инновационной деятельности ЦРО, ведущая круглого стола, сказала:
— Педагог — это своего рода локатор, который умеет улавливать и привносить в свою профессию тонкие оттенки жизни. Конечно, жить в школе 24 часа нельзя и даже вредно. Проблема профессионального выгорания существует и в нашей профессии.
Когда внутреннее и внешнее совпадает
Участникам номинации «Учитель года» было предложено задание «Если бы я стал директором школы». Елена Дарвина, учитель английского языка из гимназии №30, рассказала о своем видении школы и директорской роли в ней:
— Имидж — это совпадение внутреннего и внешнего наполнения школы. Внешне моя школа должна быть уютной и домашней, ребенку и взрослому в ней комфортно. Важной для меня является идея безбарьерного пространства, чтобы в школе на самом деле существовало инклюзивное образование. Намного важнее для меня, чтобы у людей было сформировано безбарьерное сознание.
По мнению Елены Николаевны, коллектив — это совместная работа учителей-единомышленников, стрессоустойчивых и креативных, которые хотят учиться и развиваться. Для творческого единения она предлагает создать в школе театр, а еще лучше — волонтерское объединение для учителей, родителей и самих школьников, которое, оказывая помощь другим, помогало бы каждому справляться со своими проблемами.
Цирк с директором на коне
Максим Иванов, учитель истории и обществознания из Державинского лицея, участвует в конкурсе уже в четвертый раз. Его выступления на круглом столе и мастер-классе были одними из самых интересных.
Максим Викторович заметил, что хорошо было бы, если бы имидж школы могли разрабатывать профессионалы, которых имел бы возможность нанять директор. В зале многие понимающе заулыбались. Поэтому основным принципом формирования имиджа является, по его мнению, кадровый, ведь педагогов на работу все-таки принимает директор — тот человек, который мог и даже должен объединить педагогический коллектив и школу.
В пример Максим Викторович привел Ямбурга, у которого на коньках катаются все, а уж если школа отправляется в цирк, то без выезда директора на коне дело не обходится!
Сарафанное радио, по мнению педагога, важная составляющая имиджа. Если родители слышат от своего ребенка, что в школе ему хорошо, они об этом обязательно расскажут ближайшему окружению, и, доверяя этому позитивному опыту, многие взрослые приведут в школу своих детей.
Елена Герасимова поинтересовалась у Максима Иванова, что он делает лучше всех учителей города.
— Может быть, это не очень скромно, но я лучше, чем все педагоги города Петрозаводска, разбираюсь в современном кинематографе, — ответил Максим Викторович. — Кинематограф — это моя жизнь.
На вопрос, оплачивается ли это увлечение, сказал скромно: «Немножко». Напомним, учитель истории и обществознания Максим Иванов ведет киноклуб в Державинском лицее, а все его авторские и методические разработки почти всегда связаны с самым молодым видом искусства — кинематографом. Учитель убежден: кино оказывает огромное воздействие на человека, однако в школьной практике этот мощнейший ресурс используется недостаточно. Учителя, побывав на мастер-классе коллеги, убедились, что, используя фрагмент фильма, можно организовать интересную дискуссию, направлять которую педагог сможет с помощью вопросов и дополнений.
Успешный учитель — успешный ученик!
Ольга Бородулина, учитель физкультуры гимназии № 37, отметила, что для нее очень важна атмосфера в школе. Уют и комфорт и не только в классе:
— Обязательно бы рядом со школой поставила скамеечки и стойки для велосипедов. Такие есть в европейских школах и соседней Финляндии. Нам нужно перенять этот опыт, тем более что наши дети просто мечтают об этом! Из ощущения уюта и комфорта появится и чувство защищенности, которое так важно для детей и учителей. Если говорить о ситуация успешности, то создавать ее нужно не только для учеников, но и для учителей.
У Ольги Геннадиевны уточнили тут же: что такое ситуация успешности для педагога?
— Возможность постоянно учиться, обмениваться опытом, путешествовать, участвовать в тренингах и конкурсах, — мгновенно отреагировала учительница.
Кстати, о такой возможности как о своеобразном рецепте от профессионального выгорания говорят все участники конкурса.
Школа не по карману
В номинации «Воспитать человека» одним из самых интересных стало выступление Елены Чеботарёвой, учителя истории и обществознания школы № 27.
Елена Вячеславовна расскавала о своей концепции тьюторской школы. Из интересных предложений по организации — создание разновозрастной детской организации, которая занималась бы не только самоуправлением, но и воспитанием, создавала бы для учителя условия для принятия им роли тьютора, а также разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка. Но, как заметила Елена Вячеславовна, тьюторская школа — дорогая. Она не по карману городскому бюджету.
От слов к реальным делам?
В выступлениях учителей все-таки было много вполне реализуемых предложений, которые, хочется надеяться, еще раз услышали чиновники от образования. Начальник городского отдела образования Елена Герасимова у одного из выступавших спросила: какое общегородское событие он бы подарил Петрозаводску в честь 70-летия освобождения Карелии?
Егор Иванов, педагог-организатор школы № 36, начал было говорить о школьном концерте, а Елена Николаевна напомнила, что весна — время субботников, когда у всех школьников есть возможность навести в родном городе порядок:
— Мы очень часто слышим от уважаемых в городе людей, что хорошо бы вернуть Петрозаводску его ухоженный вид. Кстати, я уже напоминала директорам школ о том, что хорошо бы помочь в этом.
Завершился финальный день конкурса. Трем финалистам «Учителя года» пришлось ехать на репетицию во Дворец творчества детей и юношества. Уставшие, они репетировали свой выход на сцену, повторяя его вновь и вновь по просьбе режиссера. На минуту показалось даже, что они еще не осознали, что достойно прошли это испытание втроем. Победителем стал каждый из них.
Фото автора