Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Спектакль начинается с гримёрной

Виктория КудрявцеваПродолжая проект «В мастерской художника», Ирина Ларионова побывала у Виктории Кудрявцевой в Национальном театре

 

Это для зрителя спектакль  начинается с вешалки, а для артиста  – с гримерной. Накануне премьеры  детского спектакля любопытство заставило меня заглянуть в святая святых. Пошла по коридору, в котором направо и налево на дверях значилось «Гримерная». В одной из комнат дверь была распахнута настежь, внутри толпились актеры. Так я оказалась в самой главной гримерной, в которой уже 14 лет  царит Виктория Кудрявцева.

 

…Виктория ловко рисовала носы зайцу и мышатам, накручивала на резинки хвосты белочкам. Кругом царил творческий  беспорядок: на полках лежали парики, коробки с гримом, кисточки отражались в зеркалах, как и  артисты, которых обычно видишь издалека, а тут они, простые и милые ребята, рядом.  Понравилась легкая творческая атмосфера, и после спектакля я вернулась в гримерную, чтобы побеседовать с Викторией.

 

Вика  успешно работала парикмахером в  денежном месте, когда знакомые позвали ее в театр. «А вы готовы отдать жизнь театру?» – огорошил ее вопросом на собеседовании экс-директор Национального театра  Арвид Зеланд. Виктория засомневалась. Она всегда хорошо относилась к театру, в детстве со старшим братом шила кукол, участвовала во всех  его играх-представлениях – Борис стал режиссером  и  артистом театра кукол. Однако отдать жизнь театру в тот момент была не готова.

 

Спустя два года снова пришла в театр и осталась уже навсегда. Научилась плести парики, бороды, усы. Виктория человек творческий, это  и решило ее судьбу.

–  Не страшно было? Ведь это другой мир: актеры, режиссеры…

– Я пришла на место, где много-много лет работала гример-профессионал – Екатерина Михайловна Посудневская, – рассказывает Виктория. – Сначала было непросто, особенно первый год. Но после того, как в 2001 году известный питерский режиссер Андрей Андреев поставил у нас спектакль «Опасные связи», я перестала чего-либо бояться.

 

У каждого режиссера свой подход к созданию спектакля. Для Андреева важно всё, включая прически героев спектакля. Как-то он принес Виктории журнал с прическами Карла Лагерфельда, и она  постаралась сделать для  дам оригинальные, чуть не по полметра, прически. К тому же они должны были соответствовать образу, не выпадать из общего стиля спектакля.

Теперь Виктория профессионал, практически сама подбирает и решает, какой может быть прическа и грим. Как правило, режиссеры ей доверяют, а  актеры любят, хотя она строгий гример. У Виктории принято так: сел на стул – должен молчать. Ближе чем на полметра к хозяйке гримерной приближаться нельзя: ее кисти ничто не должно мешать.  А как тут молчать, когда всегда что-то обсуждается, о чем-нибудь спорят, перед спектаклем повторяют текст.

 

Стены в гримерной окрашены в интенсивный терракотовый цвет – дело рук Виктории.

– Люблю всё яркое и позитивное, не люблю блеклых цветов! – объясняет она.

 

Принято украшать гримерные фотопортретами актеров в разных образах, с различными прическами и гримом. Виктории фотографии не нужны: она помнит досконально лицо каждого актера:  «У меня всё в голове!».

 

Зритель не видит приготовлений к спектаклю, не знает о ежедневной кропотливой работе декораторов, бутафоров, художников и композиторов, чтобы спектакль получился.

 

– Театр – это команда! – уверена Виктория. – У нас она замечательная! Костюмер с огромным стажем Валентина Сидорова и начальник цеха по реквизиту Ольга Берестенникова. Самое главное, мы все не можем жить без театра. И про себя теперь могу сказать то же самое. Мы делаем искусство! Что может быть интереснее?

 

Надпись на стекле,  чтобы не забыть носы разрисовать!
Надпись на стекле, чтобы не забыть носы разрисовать!

К спектаклю "Приключения в лесу Ёлки-на-горке" готовится Олеся Леонтьева, после рук гримера - белочка
К спектаклю «Приключения в лесу Ёлки-на-горке» готовится Олеся Леонтьева, после рук гримера — Белочка
А этой Белочке - Анне Кондраковой Виктория делает прическу
А этой Белочке   — Тамаре Вороновой — Виктория делает прическу

Ольга Портретова могла бы гримироваться у себя, но вместе со всеми  веселее
Ольга Портретова могла бы гримироваться у себя, но вместе со всеми веселее

А это Андрей Горшков, на снимке запечатлен момент его превращения в Зайку-Пекаря
А это Андрей Горшков, на снимке запечатлен момент его превращения в Зайку-Пекаря

Фото автора