Продолжая проект «В мастерской художника», Ирина Ларионова побывала у Виктории Кудрявцевой в Национальном театре.
Это для зрителя спектакль начинается с вешалки, а для артиста – с гримерной. Накануне премьеры детского спектакля любопытство заставило меня заглянуть в святая святых. Пошла по коридору, в котором направо и налево на дверях значилось «Гримерная». В одной из комнат дверь была распахнута настежь, внутри толпились актеры. Так я оказалась в самой главной гримерной, в которой уже 14 лет царит Виктория Кудрявцева.
…Виктория ловко рисовала носы зайцу и мышатам, накручивала на резинки хвосты белочкам. Кругом царил творческий беспорядок: на полках лежали парики, коробки с гримом, кисточки отражались в зеркалах, как и артисты, которых обычно видишь издалека, а тут они, простые и милые ребята, рядом. Понравилась легкая творческая атмосфера, и после спектакля я вернулась в гримерную, чтобы побеседовать с Викторией.
Вика успешно работала парикмахером в денежном месте, когда знакомые позвали ее в театр. «А вы готовы отдать жизнь театру?» – огорошил ее вопросом на собеседовании экс-директор Национального театра Арвид Зеланд. Виктория засомневалась. Она всегда хорошо относилась к театру, в детстве со старшим братом шила кукол, участвовала во всех его играх-представлениях – Борис стал режиссером и артистом театра кукол. Однако отдать жизнь театру в тот момент была не готова.
Спустя два года снова пришла в театр и осталась уже навсегда. Научилась плести парики, бороды, усы. Виктория человек творческий, это и решило ее судьбу.
– Не страшно было? Ведь это другой мир: актеры, режиссеры…
– Я пришла на место, где много-много лет работала гример-профессионал – Екатерина Михайловна Посудневская, – рассказывает Виктория. – Сначала было непросто, особенно первый год. Но после того, как в 2001 году известный питерский режиссер Андрей Андреев поставил у нас спектакль «Опасные связи», я перестала чего-либо бояться.
У каждого режиссера свой подход к созданию спектакля. Для Андреева важно всё, включая прически героев спектакля. Как-то он принес Виктории журнал с прическами Карла Лагерфельда, и она постаралась сделать для дам оригинальные, чуть не по полметра, прически. К тому же они должны были соответствовать образу, не выпадать из общего стиля спектакля.
Теперь Виктория профессионал, практически сама подбирает и решает, какой может быть прическа и грим. Как правило, режиссеры ей доверяют, а актеры любят, хотя она строгий гример. У Виктории принято так: сел на стул – должен молчать. Ближе чем на полметра к хозяйке гримерной приближаться нельзя: ее кисти ничто не должно мешать. А как тут молчать, когда всегда что-то обсуждается, о чем-нибудь спорят, перед спектаклем повторяют текст.
Стены в гримерной окрашены в интенсивный терракотовый цвет – дело рук Виктории.
– Люблю всё яркое и позитивное, не люблю блеклых цветов! – объясняет она.
Принято украшать гримерные фотопортретами актеров в разных образах, с различными прическами и гримом. Виктории фотографии не нужны: она помнит досконально лицо каждого актера: «У меня всё в голове!».
Зритель не видит приготовлений к спектаклю, не знает о ежедневной кропотливой работе декораторов, бутафоров, художников и композиторов, чтобы спектакль получился.
– Театр – это команда! – уверена Виктория. – У нас она замечательная! Костюмер с огромным стажем Валентина Сидорова и начальник цеха по реквизиту Ольга Берестенникова. Самое главное, мы все не можем жить без театра. И про себя теперь могу сказать то же самое. Мы делаем искусство! Что может быть интереснее?
Фото автора