О роли творческой среды в развитии одаренности каждого ребенка говорили на общероссийской научно-практической конференции руководителей учреждений искусств в Петрозаводске.
Организатором ее выступила Петрозаводская детская школа искусств им. М. А. Балакирева при поддержке Национальной Ассоциации учреждений искусств (Москва), Министерства культуры Республики Карелия, Управления Администрации Петрозаводского городского округа.
В конференции приняли участие более 80 руководителей и преподавателей учреждений дополнительного образования детей и молодежи из десяти регионов России. География участников обширна — Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Смоленск, Гусь-Хрустальный, Тверь, Казань, Екатеринбург, Ахтубинск и Петрозаводск.
— Каждый ребенок одарен в какой-либо области! Педагог должен помочь ему раскрыться. Нам важно обсудить, что такое одаренный ребенок, какая должна быть творческая среда вокруг него. И в этой связи необходимо понять, какие психические процессы будут развиваться в ребенке, как оценивать без оценок? Технический процесс хорошо, новые методы, формы, подходы, программы мы услышали, но это не все. Мы по жизни уже опаздываем! А ребенок должен научиться сам себя оценивать! — считает Владимир Анисимов, и.о.директора Национальной Ассоциации учреждений искусств.
На конференции руководители и преподаватели дополнительного образования делились опытом и обсуждали актуальные проблемы и вопросы в области образования в культуре. Современные дети требуют новых подходов, инноваций в образовании и педагогического поиска или достаточно работать по старинке? Возможно, в апробированных методиках и зарыто «алмазное зерно» педагогики?
Что сейчас остро необходимо: сохранять свою уникальную культуру, традиции, российскую методику преподавания классического музыкального и художественного образования или, объединяясь, делясь опытом, общаясь, создавать новое во всех сферах искусства? Что более востребовано в условиях глобализации и технического прогресса? Нужно ли объединяться и взаимодействовать с городским пространством, населением, общественными организациями, бизнесом, властью, международными партнерами? Эти и другие актуальнейшие вопросы поднимались в течение двух дней конференции на пленарном заседании, во время работы секций, на тренингах и круглых столах.
В Екатеринбурге разрабатывается программа «Талантливые дети — талантливый город». В Карелии с успехом проходит международный проект «Музыка. Обучение с увлечением. Российско-Финляндский проект». В Тольятти реализуется интереснейший и эффективный проект «ART_SOSTОЯНИЕ. Общественное движение как форма организации творческой среды школы и городских сообществ”. П.М. Гущенков из московской Балакиревской ДШИ вместо теоретического доклада показал практический результат обучения — видеофильм о подводном мире на классическую музыку, созданную одной из его учениц. Педагоги петрозаводской ДШИ провели мастер-классы по артжурналистике, игре на кантеле, карельским танцам, изготовлению сувениров из бересты, плетению узоров, рисованию орнаментов.
Участники побывали на всемирно известном острове Кижи. Музей-заповедник встретил солнечной и теплой погодой, покорил красотой Преображенской церкви и других объектов деревянного зодчества. Эта поездка стала заключительным аккордом конференции-крещендо, как ее назвали участники.
— Конференция в Петрозаводске — это диалог регионов о проблемах и достижениях современного художественного образования, — говорит Ольга Нуждина, директор ДШИ из Тольятти. — Что такое одаренность? Что мы понимаем под творческой средой? Какова роль школы в определении национальной культурной политики? На эти и многие другие вопросы, как это ни парадоксально, нет ответов. Проблемный диалог специалистов из разных регионов страны позволяет выработать единый подход к формам и методам развития художественного образования, добиться понимания, что такое творческая среда.
Следующая XIV Общероссийская научно-практическая конференция руководителей учреждений искусств состоится летом 2015 года в Вологде.
Фото ДШИ имени Балакирева, Петрозаводск