{hsimage|Спуск на воду коча «Святитель Николай» ||||} На набережной Петрозаводска 29 мая состоялась освященная веками церемония спуска на воду кораблей. Онежское озеро приняло в своё лоно два парусника — «Святитель Николай» и «Апостол Андрей». Был дан старт проекту «Арктика – территория открытий». 2 июня суда отправятся из Петрозаводска в первую из целой серии научно-исследовательских парусно-моторных экспедиций под общим названием «Поморское кольцо».
Это событие напомнило мне один эпизод из прошлого. Это было в 1947 или 1948 году. На «Маринке», как тогда величали по старинке проспект Карла Маркса, яблоку негде упасть, всё забито ликующим народом. В ту пору ни автомобилей, ни дач и в помине не было, поэтому весь Петрозаводск высыпал встречать дважды Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР от Карело-Финской ССР знаменитого полярника Ивана Дмитриевича Папанина. День был жаркий, народу не протолкнуться и у всех в руках живые цветы. И вдруг крики: «Идёт! Идёт!». По проспекту спокойно вышагивал невысокий человек плотного телосложения в полотняном белом костюме, фуражку белую он держал в руках, было жарко.
Крики ликования неслись над городом, все кидали ему цветы. Кинул и я свой букет (не знаю, где моя тетка его достала), нас, детей, даже милиционеры подпускали ближе. За Папаниным двигался «членовоз» той поры, «эмка». Папанин улыбался и приветственно поднимал руки. Россия встречала героя-полярника.
Не думал я тогда, что через 60 с лишним лет буду встречать покорителя Арктики и Антарктиды, Героя Советского Союза, Героя России Артура Николаевича Чилингарова. Это прямой наследник Папанина, он же один из руководителей Русского географического общества. Героя-полярника, других участников проекта и гостей, неравнодушных к морю, встречал сам основатель флота Российского Петр Первый на набережной Петрозаводска. Перед церемонией спуска на воду двух парусников «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» был проведен обряд освящения кораблей.
{hsimage|Виктор Дмитриев ||||} На таких кочах наши мореходы ходили на Грумант и выходили к Ледовитому океану по сибирским рекам Лене, Иртышу, Оби и другим. Исполняется 365 лет с тех пор, как собиратель ясака (дани) казачий атаман Семен Дежнев обогнул большой Чукотский мыс и вышел в Берингово море. Мыс впоследстствии стал называться Мысом Дежнева. Это открытие пролива в полярных широтах можно сравнить с подвигом Колумба, открывшего Америку.
Правительство Чукотки при поддержке своего молодого губернатора Романа Копина разработало и посвятило этой дате проект «Арктика – территория открытий». В нём задействовано много ведомств и республик, в том числе и Русское географическое общество, поддержало его и правительство Карелии.
Ведь Карелия тоже морем живёт, вырастила целые династии знаменитых мореходов. Кто не помнит из старшего поколения трагедию «Челюскина», раздавленного льдами в 1936 году? Командовал кораблём капитан Воронин, житель Сумпосада Беломорского района. Нашли судно у Чукотки только в 2006 году. «Челюскин» затонул, потому что его конструкция (набор) не был рассчитан для работы в ледовых условиях. Капитан Воронин, приехавший принимать судно в Данию, категорически отказывался подписывать акт приемки. Но «душевная» беседа с «моряками» из НКВД заставила опытного капитана подписать акт.
На Карелию легла большая часть проекта: создать сами корабли да еще для работы в полярном бассейне. Эта честь и соответственно огромная ответственность легла на плечи президента клуба «Полярный Одиссей» Виктора Леонидовича Дмитриева, вошедшего в историю как неутомимый моряк, инженер, учёный, развивающий нашу флотскую культуру. Ведь чтобы воссоздать эти старинные суда, нужно всё рассчитывать заново, тем более что на них для страховки поставлены голландские 16-сильные двигатели. А вдруг им русская солярка не понравится, сильно водой разбавлена? Но флотского и инженерного опыта Виктору Леонидовичу не занимать, и вот два красавца коча готовы к спуску.
{hsimage|Ансамбль с Чукотки на празднике в Петрозаводске||||} На сцене губернатор Карелии Андрей Нелидов, губернатор Чукотки Роман Копин, Артур Чилингаров, мэр Петрозаводска Николай Левин, депутат Госдумы Валентина Пивненко, представители общественности. Много хороших слов сказано в адрес авторов проекта правительства Чукотского региона и его губернатора, не забыли поблагодарить руководство Карелии и конкретно Морской исторический Центр, на верфях которого были построены эти суда, его руководство и работников. Потом сцену заняли артисты. Прозвучали казачьи песни. Для нас особый интерес представили танцы и пляски гостей из Чукотки.
А у пирса самый торжественный момент: кран поднимает «Святителя Николая» и плавно опускает в воды Онего. Вот уже в воде винт, ахтерштевень и вот всё судно уже качается на ласковой Онежской волне. Гремит орудийный салют со старшего «Николая Святителя» и бригантины «Полярный Одиссей», они принимают младшего брата в свою семью. Такую же церемонию крещения водами Онего проходит и «Апостол Андрей». Опять гремят орудийные раскаты с ветеранов парусного флота и флот российский пополнился ещё одним кораблём. Я надеюсь, что эти корабли послужат российской науке.
Но в таком состоянии они ещё не могут выйти в поход. Тут требуются и устранение мелких неисправностей, балансировка, швартовые и ходовые испытания и ещё много кое-чего наберется.
{hsimage|Юрий Наумов ||||} Вот что мне поведал мой хороший друг Юрий Михайлович Наумов, вице–президент клуба «Полярный Одиссей». В свое время он возглавлял поход в Америку на коче «Помор», сейчас он идет заместителем руководителя экспедиции по маршруту «Поморское кольцо», а руководит первой экспедицией на этих двух кочах Тимофей Рогожин. Суда поведут вологодские капитаны Виталий Нагаев и Виктор Колесов. Стартуют они 2 июня. Маршрут Петрозаводск-Великий Устюг — Архангельск — Соловки — Петрозаводск. Этот маршрут у них займёт около месяца и 3 июля они должны отшвартоваться у причала «Полярного Одиссея!»
Семь футов под килём, ребята!
Василий Лукьянов
Фото автора