Последнее, пятое по счёту, заседание Градостроительного совета Петрозаводска по проекту возведения компанией «Группа Баренц» жилого здания рядом с Левашовским бульваром состоялось вчера.
Многолетняя история этой затеи может лечь в основу драмы про несбывшиеся мечты застройщика о 41-метровом небоскрёбе, а может стать пособием по градозащитным действиям жителей города, которые давно и чётко знают: в этом квартале согласно градостроительным регламентам не может появиться здание, превышающее 12-метровую высоту.
За плечами у обеих сторон неоднократные суды, победа в которых всегда была за градозащитниками, и повторные публичные слушания. В одном случае они были грубейшим образом нарушены администрацией экс-мэра Петрозаводска Николая Левина, так что их решение пришлось опровергать в судебном порядке. В другом слушания были выиграны жителями города, несмотря на массивную подготовку застройщиком совсем другого их исхода.
На первом заседании Градостроительного совета, состоявшемся 4 сентября, архитектор Алексей Скрипицын представил проект здания, превышающий не только нормы градостроительных регламентов в данной зоне (12 метров), но даже параметры градостроительного плана участка (17 метров). В тот момент главный архитектор Евгений Фролов не считал это преступлением и достаточно вольно обращался с законами и цифрами. Однако, члены Совета были в большинстве своём единодушны: з а к о н нарушать нельзя. Фантазия и профессиональные навыки архитекторов позволяют построить красивое и удобное на законных основаниях в любом месте, главное, чтобы параметры строительства изначально были чётко определены.
На следующие три заседания градостроительного совета автор проекта представлял всё новые и новые варианты, пытаясь учесть многочисленные замечания и предложения коллег. Но как он не старался физически и визуально расчленить длинное, напичканное квартирами и офисами здание из шести надземных и одного подземного этажа, у большинства присутствующих сохранялось впечатление очень длинного, перегруженного деталями и, несмотря на это, монотонного однообразного здания, перенаселённой хрущобы с низкими, в 2 м 50 см, потолками.
Невозможность создать приятное глазу и пригодное для жизни в изначально неверно установленных заказчиком рамках вынудила Евгения Фролова на прошлом заседании предложить Алексею Скрипицыну подготовить для обсуждения вариант здания пониженной этажности, что ко вчерашнему дню и было сделано.
Как сообщил автор проекта, заказчик пошёл на это. Теперь высота строений в основном составляет 13-15 метров, и только по улице Малой Слободской, где будет заезд во двор и на подземную парковку, здания достигнут отметки в 17 метров. По улице Кирова они будут 4-х этажными, и, использовав особенности понижающегося к озеру рельефа, станут 5-этажными на ул. Куйбышева. Убран подземный этаж. Число квартир снизилось незначительно (их 286) за счёт того, что теперь они будут расположены и на первом этаже, который первоначально планировался почти исключительно под офисы. Сохранится разнообразная на разных плоскостях отделка зданий – керамогранитом, фиброцементными плитами, под кирпич. Высота потолков вырастет до 2м 70 см.
Рассмотрев особенности нового варианта, члены Совета перешли к его обсуждению. Сразу надо сказать, сбылись сказанные на прошлом заседании пророческие слова архитектора Ирины Лялько: «Вычеркните шестой этаж, и всё встанет на место!»
По мнению присутствующих, здания стали «более собранными, более цельными, более едиными, но достаточно интересными, воспринимаемыми по-разному с разных точек зрения», и даже «более человеческими, с нормальной высотой этажа». Отмечалось, что «фасад сложился, есть внутренняя масса, на которую нанизаны более лёгкие объёмы, и у каждой части есть свой рисунок, нет разнобоя, и всё логично».
Было отмечено, что после снижения этажности проекта новые дома не будут ущемлять соседние здания. А ещё порадовало, что «автор вылез из-под земли», потому что подземного этажа не будет.
Многих смущает верхний чёрный этаж. Он неплохо смотрится со стороны двора, где опускается до уровня земли. А вот снаружи по-прежнему «тянется на одной отметке, тяжёл, кажется затаившимся, угрожающим, и поэтому выглядит самым главным в проекте», снижая визуальную ценность и лёгкость ближе к нам расположенных конструкций. Кроме того, при взгляде со стороны фасада «этот неведомый то ли друг, то ли враг не даёт понять, что тут 4 дома, а не один». А потому «этот чёрный Пентагон» рекомендовали разорвать или задвинуть. Прозвучала рекомендация добавить в палитру отделки пастельных тонов, уменьшив чёрные, но было дано пояснение, что цветопередача искажена, и чёрный цвет на схемах на самом деле соответствует цвету клинкерного (обожжённого) кирпича.
Все выступавшие поздравляли автора и отметили, что сегодняшний результат гигантской работы Алексея Скрипицына хороший, «общее ощущение от проекта положительное, автор нащупал то, что нужно и над какими деталями будет работать дальше». Члены Совета в некоторой степени даже чувствовали себя соавторами проекта, потому что Алексей Станиславович «правильно понял пожелания». И, по-моему, немного завидовали его «работоспособности, терпению и умению выслушать и принять советы коллег». А он, в свою очередь, напомнил, что представлена лишь концепция, которая ещё будет прорабатываться им в деталях и обязательно дополнится сегодняшними рекомендациями.
Результатом обсуждения стала положительная оценка Градостроительным советом Петрозаводска сегодняшнего варианта проекта, а, значит, ещё один важный этап завершён.
На моих глазах на протяжении пяти заседаний произошло снижение этажности проекта и увеличение высоты потолков квартир. Перенасыщенное людьми, окнами и деталями длиннющее здание разделилось на четыре части и расправило свои плечи, смахнув и пестроту, и лишние этажи.
Удовлетворены ли развитием событий градозащитники?
Вячеслав Петрович Орфинский отметил, что эта огромная работа продемонстрировала: строительство приблизилось к законным рамкам, значит, есть надежда ввести его в них окончательно.
Я бы издала историю застройки квартала, соседствующего с историческим Левашовским бульваром, ещё и в назидание другим застройщикам.
Пожалуйста, соблюдайте градостроительные регламенты, ибо это закон. Пожалуйста, не нарушайте законы архитектуры, как бы вам ни мечталось о дополнительной прибыли, ведь без них не получится красиво. Пожалуйста, если вы хотите застраивать участок в центре города, учитывайте историю места, она выверена столетиями. Эти советы сохранят вам деньги, нервы и время, а иначе сколько же всего этого вы потратите, чтобы, как в данном случае, прийти почти к началу, к нулевой отметке, с которой и следовало начинать.
Комментарий архитектора Ирины Гришиной:
Главным аргументом в пользу высокой и плотной застройки квартала на всех заседаниях совета было то, что «градостроительная ситуация» со времени разработки и утверждения проекта зон охраны в этой части исторического центра города якобы сильно изменилась и то, что диктуется установленным регламентом в 12 метров, сегодня не актуально по архитектурным соображениям.
Однако окружающая спорный квартал застройка не нарушает предписаний проекта зон охраны памятников истории и культуры Петрозаводска и утверждающего его правительственного распоряжения: здания Верховного суда, Пенсионного фонда и офис группы «Сана», несмотря на архитектурные ухищрения, все же в целом соблюдают высоту в 4 этажа, как того требует проект зон охраны. Высотная гостиница издавна планировалась на месте, где сейчас стоит «Онего-палас». Поэтому говорить о нарушении «градостроительной ситуации» — это лукавство.
Можно напомнить тем, кто забыл, что со времени утверждения проекта зон охраны концепция застройки этой части городского центра рассматривает обсуждаемый квартал как буферную зону с разреженной застройкой не более трех этажей для перехода от домов по нечетной стороне улицы Еремеева к пойме реки Неглинка, где расположились кварталы исторической застройки с 22 памятниками XIX – начала XX века.
Получается, что поколения архитекторов думали и берегли городской ландшафт. А теперь это вдруг стало несовременно. Современно или нет – об этом можно спорить, а вот то, что незаконно, бесспорно.
Судом установлено, что высотный регламент в квартале равен 12 метрам. Как стало ясно из частных разговоров, застройщик тоже знает об этом высотном ограничении. Но всё же большинство членов общественного градсовета, не обращая внимания на наши разъяснения, на протяжении нескольких заседаний продолжали обсуждать архитектурные достоинства и недостатки проекта, разрабатываемого в рамках незаконных регламентов. Это безответственно по отношению и к застройщику, и к будущим дольщикам, так как упования на некие процедуры легализации проекта в будущем в данном случае не имеют под собой правовых оснований. Тревожит, что занимались этим архитектурным «подстрекательством» к нарушению закона не просто частные лица в некоем клубе по интересам. Кроме архитекторов в состав Градсовета входят и представители республиканской исполнительной власти, которые по своей должности должны печься о соблюдении законности в строительстве и сохранении культурного наследия. И возглавляет совет тоже не свободный художник, а главный архитектор города, уполномоченный на это Администрацией Петрозаводска.
Фото автора