«Мне интереснее сложные задачи. В портрете хочется ухватить характер человека, а не только сходство с оригиналом». Накануне весеннего праздника я побывала в мастерской у художника Жанны Свиридниковой.
Оказывается, в здании бывшей трикотажной фабрики не совсем пусто. Здесь снимают мастерские рок-группы, шляпники, художники… Здание впечатляет, по сей день на стенах можно прочитать лозунги советской эпохи. Мы идем через огромный коридор-цех, открываем одну из дверей и попадаем в небольшую и очень уютную комнату-мастерскую. Здесь, где Жанна проводит большую часть своего дня, царит творческая и очень приятная атмосфера.
Когда вспоминаешь романтический портрет ее восемнадцатилетней дочери, представленный на республиканской выставке Творческого союза художников Карелии, трудно поверить, что Жанна взяла кисти в руки всего несколько лет назад. Да, она любила рисовать, всегда пыталась что-то создать своими руками, но ей и в голову не приходило, что когда-нибудь ее картины будут экспонироваться в музее. Она расписывала доски и матрешек на карельском комбинате сувениров, работала в магазине, воспитывала двух очаровательных девочек, закручивала на зиму банки с лечо и огурцами. Пыталась своими поделками заработать на жизнь, но в магазине, куда она пыталась их сдать, ей намекнули: чтобы творить, нужно образование. Жанна поступила в Карельский колледж культуры и искусств, заочно окончила декоративно-прикладное отделение.
– Там меня заметил художник Борис Кириллович Кукшиев, мой первый преподаватель. Я занималась у него в мастерской. А потом около четырех лет ходила в студию к Павлу Полякову. Так что Кукшиев и Поляков – это моя школа, а Аркадий Иванович Морозов, с которым познакомилась недавно, – мой университет. Сейчас занимаюсь в графической мастерской. Пишу в реалистической манере, но хочу научиться работать и в более обобщенной манере. Хожу на лекции к Артему Александровичу Стародубцеву. Моя жизнь так была устроена, что я все молодые годы посвятила семье. Мне еще многому надо учиться.
Оглядываюсь. Даже по интерьеру видно, что Жанна художник начинающий. Здесь не так много картин, как у маститых мастеров. На мольберте полотно, которое художница делает на заказ. Но стать настоящим художником нельзя, считает Жанна, если во главу угла поставить заказы. Это гибельный путь. Вообще, удивляют смелость, простота и скромность этой женщины. А еще потрясающее желание учиться, постигать и узнавать всё, что связано с изобразительным искусством. Новая дорога, по признанию Жанны, все больше увлекает, планы обширны.
Жанна по-прежнему с любовью занимается декоративно-прикладным творчеством. Помню на одной из выставок ее лоскутное панно, посвященное Петрозаводску. Сейчас она работает над макетом, готовит новую композицию для текстильной выставки. А в планах попробовать себя в акварели и даже в ледяной скульптуре. Первый опыт участия в Гиперборее у Жанны был в этом году, но для воплощения идеи помешала теплая погода.
– Что вы чувствовали, когда вашу картину впервые выставили в Музее изобразительных искусств Карелии?
– Меня не сразу взяли на «Онежскую палитру». Первым в музей попал портрет коллеги Егора Кукушкина, который я писала с натуры. Мне интереснее всего создавать портреты, нравятся сложные задачи. В портрете хочется ухватить характер человека, а не только сходство с оригиналом. В написании пейзажа, конечно, тоже есть свои сложности, там иной подход требуется. В прошлом году я ездила на пленэр на остров Кижи. Это было незабываемо. Природа остро дала почувствовать приход вдохновения, и все же портрет я люблю больше. Ставлю новые для себя новые задачи: хочется научиться вписывать человека в среду, передавать атмосферу его присутствия. Сейчас работаю над образом шуерецкого помора.
– Что вы любите читать? – задаю Жанне свой любимый вопрос.
– Мне приходится штудировать профессиональную литературу, – признается она. – Книги по цветоведению, композиции, истории искусства. Интуиция в любом деле, конечно, важна, но нужна и школа, знание законов, по которым строится изображение. Это как в русском языке: не знаешь правил, допустишь ошибку, будешь выглядеть безграмотным. Мои представления и пристрастия в области искусства сейчас меняются так быстро… Если бы меня спросили о любимом мною художнике год назад, я бы ответила, ни минуты не думая: Валентин Серов. Я его обожаю. Удивительно, но те вещи, которые год назад я не понимала, стали мне вдруг интересны.
Поменять свой жизненный путь, выбрать новую дорогу, когда уже дети практически выросли, – это, знаете ли, не так просто. Жанна смело вступила на новую дорогу. Стала членом Творческого союза. Принимала участие в региональной выставке в Сыктывкаре.
– Не страшно ли было окунуться в новую жизнь, где нужно еще доказать, что ты что-то можешь?
– Нет. Критика позволяет расти. Когда меня критикуют, я думаю, что мне надо больше работать над собой. Хуже, если ничего не говорят, просто молчат, когда в ответ на то, что ты делаешь, – тишина. Чем дальше я иду по дороге творчества, тем больше она меня поглощает и захватывает. И мне даже самой интересно, к чему я приду.
Фото Ирины Ларионовой