Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Жанна Свиридникова: «Портрет я люблю больше всего»

Жанна Свиридникова«Мне интереснее сложные задачи.  В портрете хочется ухватить характер человека, а не только  сходство с оригиналом». Накануне весеннего праздника  я побывала в мастерской у художника Жанны  Свиридниковой.

 

Оказывается, в здании бывшей трикотажной фабрики  не совсем пусто. Здесь снимают мастерские рок-группы, шляпники, художники… Здание впечатляет, по сей день на стенах можно  прочитать лозунги советской эпохи. Мы идем через огромный  коридор-цех, открываем одну из дверей  и попадаем в небольшую и очень уютную комнату-мастерскую. Здесь, где Жанна проводит большую часть своего дня,  царит творческая  и очень приятная атмосфера.

Жанна Свиридникова. Иллюзия
Жанна Свиридникова. Иллюзия

Когда вспоминаешь романтический портрет ее восемнадцатилетней дочери, представленный на республиканской выставке Творческого союза художников Карелии, трудно поверить, что Жанна взяла кисти в руки всего несколько лет назад. Да, она любила рисовать, всегда пыталась что-то создать своими руками, но ей и в голову не приходило, что когда-нибудь ее картины будут экспонироваться в музее. Она  расписывала доски и матрешек на карельском комбинате сувениров, работала в магазине, воспитывала двух очаровательных девочек, закручивала на зиму банки с лечо и огурцами. Пыталась своими поделками заработать на жизнь, но в магазине, куда она пыталась  их сдать, ей намекнули: чтобы творить, нужно образование. Жанна поступила в Карельский колледж культуры и искусств, заочно окончила декоративно-прикладное отделение.

– Там меня заметил художник Борис Кириллович Кукшиев, мой  первый преподаватель. Я занималась у него в мастерской. А потом около четырех  лет ходила в студию к Павлу Полякову.  Так что Кукшиев и Поляков – это моя школа, а Аркадий Иванович Морозов, с которым  познакомилась недавно, – мой университет. Сейчас занимаюсь в графической мастерской. Пишу в реалистической манере, но хочу научиться работать и в более обобщенной манере. Хожу на лекции к Артему Александровичу Стародубцеву. Моя жизнь так была устроена, что я все молодые годы посвятила семье. Мне еще многому надо учиться.

Оглядываюсь. Даже по интерьеру видно, что Жанна художник начинающий. Здесь не так много картин, как у маститых мастеров. На мольберте полотно, которое художница делает на заказ. Но стать настоящим художником нельзя, считает Жанна, если во главу угла поставить заказы. Это гибельный путь. Вообще, удивляют смелость, простота и скромность  этой женщины. А еще потрясающее желание учиться, постигать и узнавать всё, что связано с изобразительным искусством. Новая дорога, по признанию Жанны, все больше  увлекает, планы обширны.

Жанна по-прежнему с любовью занимается  декоративно-прикладным творчеством. Помню на одной из выставок ее лоскутное панно, посвященное Петрозаводску. Сейчас она работает над макетом,  готовит новую композицию для текстильной выставки. А в планах попробовать себя в акварели и даже в ледяной скульптуре. Первый опыт участия в Гиперборее  у Жанны был в этом году, но для воплощения идеи  помешала теплая погода.

– Что вы чувствовали, когда вашу картину впервые выставили в Музее изобразительных искусств Карелии?

– Меня не сразу  взяли на «Онежскую палитру». Первым в музей попал портрет коллеги Егора Кукушкина, который я писала с натуры. Мне интереснее всего создавать портреты, нравятся сложные задачи.  В портрете хочется ухватить характер человека, а не только  сходство с оригиналом. В  написании пейзажа, конечно, тоже есть свои сложности, там иной подход требуется. В прошлом году я ездила на пленэр на остров Кижи. Это было  незабываемо. Природа остро дала почувствовать  приход вдохновения, и все же портрет я люблю больше. Ставлю новые для себя новые задачи: хочется научиться вписывать  человека в среду, передавать атмосферу его присутствия. Сейчас работаю над образом шуерецкого помора.

– Что вы любите читать? – задаю Жанне свой любимый вопрос.

– Мне приходится штудировать профессиональную литературу, – признается она. – Книги по цветоведению, композиции, истории искусства.  Интуиция в любом деле, конечно, важна, но нужна и школа,   знание законов, по которым строится изображение. Это  как в русском языке: не знаешь правил, допустишь ошибку, будешь выглядеть безграмотным.  Мои представления  и пристрастия в области искусства сейчас меняются  так быстро… Если бы  меня спросили о любимом мною художнике год назад, я бы ответила, ни минуты не думая: Валентин Серов. Я его обожаю.  Удивительно, но  те вещи, которые  год назад я не понимала, стали мне вдруг интересны.

Поменять свой жизненный путь, выбрать новую дорогу, когда уже дети практически выросли, – это, знаете ли, не так просто.  Жанна смело вступила на новую дорогу. Стала членом Творческого союза. Принимала участие в региональной выставке в Сыктывкаре.

– Не страшно ли было окунуться в новую жизнь, где нужно еще доказать, что ты что-то можешь?

– Нет. Критика позволяет расти. Когда меня критикуют,  я думаю, что мне надо больше работать над собой.  Хуже, если ничего не говорят, просто молчат, когда в ответ на то, что ты делаешь, – тишина. Чем дальше я иду по дороге творчества, тем больше она меня поглощает и захватывает. И мне даже самой интересно, к чему я приду.

 

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Жанна Свиридникова

Фото автора

 

 

 

  • Надежда

    Кажется, всё лучшее уже позади. А оказывается-то, счастье может быть каждый день и в любом возрасте. Новый путь, новый взгляд, новый уровень. Ура!

  • Ольга П.

    Портрет девушки -прекрасный. Светится изнутри. Удачи Жанне!