В одной из поездок в Поморье, вспоминает Сергей Сергеев, Лидия Белоголова чуть ли не сразу после чаепития уговорила местную бабушку отдать свой необычной пирамидальной формы самовар в музей.
В Музее изобразительных искусств РК готовится новая экспозиция народного и декоративно-прикладного искусства.
Интересно наблюдать, как формируется новая экспозиция. Это целое действо. Кругом некоторый беспорядок: всюду старинные прялки, коробки, манекены с костюмами. Музейные работники работают в перчатках. Реставратор Мария Смирнова в белом халатике и со специальным чемоданчиком. Ценные указания дает директор музея Наталья Вавилова.
– При обновлении экспозиции мы ставили перед собой несколько задач, – поясняет куратор экспозиции, главный хранитель музея Сергей Ларионов. – Одна из них – поддержание необходимых режимов хранения. Предметы в новых условиях будут себя чувствовать намного лучше благодаря отсутствию пылевых потоков и новому освещению. В нее войдут дополнительные предметы, а самое главное в том, что формирование экспозиции строится на основе регионального принципа, то есть предметный ряд будет представлять разные районы республики.
Сотрудники музея предполагали открыть экспозицию уже в конце этой недели, но дело идет медленнее, чем планировалось, и потому решено передвинуть открытие на начало апреля, когда должна состояться презентация нового каталога.
Почему возникла идея обновления экспозиции? Сергей Ларионов, отвечая на этот вопрос, ответил:
– Сейчас время глобализации в политике, экономике и культуре, а потому и особый интерес к корням и истокам, которые содержатся в хранилище исторической памяти в фондах музея. Таким образом мы поддерживаем связь времен.
Связь времен и преемственность поколений важна во всех сферах жизни, а в музее без этого невозможно. Работая над новой экспозицией и каталогом, сотрудники не раз вспоминали добрым словом Лидию Николаевну Белоголову, которой в марте этого года исполнился бы 81 год. В Музее изобразительных искусств она проработала 21 год. Именно искусствовед Белоголова стояла у истоков создания коллекции народного и декоративно-прикладного искусства. Родом она была из Пудожского края. Окончила педагогический институт, работала учителем русского языка и литературы. В 1968 году поступила учиться в Институт имени Репина и сразу же подала заявление о приеме на работу в музей – хотела работать только по специальности.
Специалист по древнерусской иконе Владимир Платонов держит в руках каталог, на обложке которого изображен ангел:
– Лидия Николаевна Белоголова внешне походила на вот этого северного письма ангела, но только внешне, характер у нее был неуживчивый и довольно резкий. При этом она была настоящим музейным работником, отличалась дотошностью и тщательностью в работе. Ее возвращение из экспедиций всегда становилось событием. Она привозила из экспедиций иконы, вышивки, прялки. Ее отчеты по поездкам всегда были образцом музейного отношения к делу. Они были исчерпывающие, я многому у нее научился…
Сергей Сергеев, возглавляющий теперь отдел народного и декоративно-прикладного искусства, вспоминает, как в одной из поездок в Поморье Лидия Николаевна уговорила местную бабушку отдать свой необычной пирамидальной формы самовар в музей, чуть ли не сразу после чаепития.
– Строптивая она была по характеру, – смеется он. – Но умела найти подход к людям, разговаривала с жителями деревень доверительно, и люди шли ей навстречу.
Сергеев тревожно поглядывает на витрину для новой экспозиции. Мы разговариваем, а вокруг лежат роскошные прялки, самотканые юбки, костюмы, медная посуда. Большую часть из этих экспонатов привезла из экспедиций сама Лидия Николаевна.
– Собирательское дело было ее стихией, — рассказывает Сергей Сергеев. – Ведь закупалось это всё в сложнейших условиях. Денег наличных у нас не было. Мы оформляли документы, а деньги люди получали уже потом. Белоголова первая предприняла попытку каталогизации, которую мы наконец довели до ума и будем презентовать в начале апреля.
Людмила Соколова работала бок о бок с Лидией Белоголовой. Она тоже с теплотой вспоминает эту неуемную в работе женщину, которая готова была и в холод, и дождь ехать по деревням в поисках красоты, созданной руками народа, несмотря на то что у нее было только одно легкое, о здоровье в такие периоды жизни она просто забывала.
– Помню, мы ездили с ней в Ленинградскую область, откуда привезли предметы вепсского быта, в Гимреку, в Заонежье, – вспоминает Людмила Павловна. – В своем деле Лидия Николаевна была человеком азартным. Любила поспорить, всегда горой стояла за мастеров-прикладников, отстаивала их право участвовать в республиканских выставках. Умела расположить людей к себе. Позже, когда ездила в экспедиции уже без нее, ее опыт мне очень пригодился.
Уже в апреле мы сможем увидеть обновленную.экспозицию.
– Мы меняем старую на новую по ряду причин, в том числе технических, – рассказывает заместитель директора музея Ирина Куспак. – Например, костюмы – хрупкие экспонаты, ткани быстро выгорают на солнце. К тому же мы пытаемся модернизировать нашу экспозицию. Будут использоваться новые компьютерные игры, которые помогут освоить экспозицию зрителям и в первую очередь детям. Материал будет расположен более современно и доступно. Там же можно будет познакомиться с электронным каталогом по народному искусству. «Мультиполотенце» продолжим показывать, но немного в другом формате. Будут использоваться так называемые драйверы, контейнеры своего рода, для показа большего количества экспонатов.
Фото автора