Использование методики анализа характера героя при изучении повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»
Аннотация
В результате прочтения этой статьи Вы получите полезный материал для изучения повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда», узнаете способы анализа поступоков и характеров героя через исследования их ценностных ориентиров, и, вероятно, сможете провести аналогичные уроки в своем классе.
«Тимур и его команда», настольная книга советских пионеров, была написана в 1940 году, тогда же родился и сценарий к будущему фильму с одноименным названием. Под влиянием повести и фильма возникло так называемое тимуровское движение. Миллионы мальчишек и девчонок мечтали быть похожими на своего обаятельного кумира. Этому образу исполнилось уже более 65 лет. В годы Великой Отечественной войны тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше двух миллионов тимуровцев.
В энциклопедиях тимуровское движение определяется как массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, а также как действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
Однако со временем элемент игры как основная составляющая был утерян. И тимуровское движение, став по большей части добровольно-принудительным, превратилось, по сути, в соревнование — чей отряд больше старушек переведет через дорогу.
В настоящее время осуществляются попытки возродить тимуровское движение, правда, под другим названием — детско-ветеранское, поскольку для того чтобы оставить прежнее (более привычное для людей зрелого поколения) название этого вида патриотической общественно полезной деятельности надо быть по крайней мере уверенным, что подрастающее поколение в массе своей знакомо с произведением А. П. Гайдара. А повесть «Тимур и его команда» сегодня не входит в обязательную школьную программу.
Если рассмотреть возникновение тимуровского движения с точки зрения ТРИЗ, то можно выявить следующее противоречие: ребятам хочется самостоятельности, независимости от взрослых, романтики, тайны (ибо ничто так не связывает людей, как обладание общей тайной). Это плюсы. Но обычно всё это ассоциируется с совершением плохих (с моральной точки зрения) или противозаконных поступков (иначе какой смысл что-то скрывать?). А плохие поступки в свою очередь наносят ущерб другим людям — это минус. Разные люди решают противоречие по-разному. Одни избегают минусов, жертвуя плюсами (и вся романтика и самостоятельность остается для них несбыточной мечтой). Другие (Квакин и его команда) добиваются плюса, игнорируя минусы (или вовсе их не замечая). Тимур же разрешает данное противоречие по-ТРИЗовски — обращает минусы в плюсы (мы будем совершать хорошие поступки, но делать это тайно).
Таким образом, в повести явно просматриваются два подхода к решению одной и той же проблемы. С учетом вышеизложенного нами были определены следующие задачи урока:
• научиться составлять психологический портрет героев, используя лестницу ценностей;
• научиться находить плюсы и минусы в различных подходах героев повести к одной и той же ситуации;
• научиться судить о поступках героев по сделанному ими выбору;
• совместно разобраться, что так привлекало детей нескольких поколений в тимуровском движении.
Книга «Тимур и его команда» была прочитана полностью. На дом было дано задание еще раз внимательно перечитать отрывок, помещенный в учебнике Бунеева.
Первый этап — проверка домашнего задания и актуализация знаний о героях повести
Для проверки выполнения домашнего задания использовалась игра «Да — Нет». Учитель загадал героя (в данном случае Гейку). Дети должны были угадать, какой герой загадан, задавая вопросы, на которые учитель отвечает «да» или «нет». Просто перечислять имена героев запрещалось.
— Герой из команды Квакина?
— Нет.
— У этого героя на безрукавке вышита красная звезда?
— Нет.
— У этого героя имя и фамилия начинается с буквы «С»?
— Нет.
— Этого героя квакинцы запирали в часовне? (Вопрос, признаться, поставил учителя в тупик, поскольку она сама не помнила, кого именно запирали в часовне. А ученики никаких мелочей не упустили. К счастью, учителю вовремя удалось восстановить в памяти сюжет).
— Да.
— Этот герой жил на даче с дедушкой, который был доктором?
— Нет.
— У него старший брат служил на флоте?
— Да.
— Это Гейка?
— Правильно.
Игра занимает не более двух минут.
Второй этап — погружение в историческое время, которое описано в повести
Двум ученикам заранее было поручено подготовить короткие сообщения о книгах, которыми увлекались дети того времени, фильмах, которые выходили в то время на экраны, и об истории создания самой повести «Тимур и его команда».
Из первого сообщения ребята узнали, что в то время дети зачитывались приключенческими романами Жюля Верна и Роберта Луиса Стивенсона. Каждый мальчишка мечтал оказаться на месте 15-летнего капитана, пережить массу приключений в поисках капитана Гранта или отправиться на поиски сокровищ капитана Флинта. В 30-е годы XX века создавалось много талантливых кинофильмов самых различных жанров. Фильмы оказывали влияние на воспитание подрастающего поколения. Дети хотели быть похожими на героев любимых кинолент. Бороться с врагами вместе с героями гражданской войны («Чапаев»), совершать опасные, полные приключений походы и бороться со стихией в условиях Заполярья («Семеро смелых»).
Из второго сообщения ученики узнали, что первоначально повесть Гайдара называлась «Дункан и его команда» — по фамилии её главного героя, в свою очередь наречённого так по названию яхты из повести Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Ещё не успев закончить повесть, Гайдар получил предложение написать на этот же сюжет сценарий одноимённого фильма. В процессе работы над ним автор даёт герою другое имя — Тимур — и соответственно изменяет заглавие. Сделав киносценарий, писатель возвращается к повести и завершает её 27 августа 1940 года. А уже с 5 сентября по 8 октября она печатается в «Пионерской правде». Популярность повести была необыкновенной, газету брали нарасхват. Ребята много говорили о Тимуре, строили предположения — о чём будет рассказано в следующем номере. «Правда» писала в те дни: «Миллионы мальчишек начинают подражать Тимуру, миллионы девочек — Жене… В Тимура играют так, как… недавно играли в чапаевцев и папанинцев».
Третий этап — анализ произведения
Далее переходим непосредственно к разбору произведения. В повести противопоставляются две команды, две точки зрения на жизнь. Перед детьми ставится вопрос: «О чём мечтали, чего хотели ребята того времени?». Ученики отвечают: о дальних странах, о путешествиях, о сокровищах (учитель подсказывает, что всё это может быть высказано одним словом — романтика) и доказывают это, приводя отрывки из повести (штурвал, обстановка в сарае). Дети вспоминают также о героизме, желании быть полезным людям, о тайне.
В результате работы на доске записываем 5 пунктов:
• романтика;
• героизм;
• тайна;
• помощь людям;
• самостоятельность.
Ребята из команды Тимура и из команды Квакина — дети одной эпохи,
и мечтают они об одном и том же. Но давайте посмотрим, какие пункты для кого из них являются наиболее важными. Для того чтобы построить «Лестницу ценностей», предлагаем детям ответить на вопрос: «Чем пренебрегли наши герои, а что, по их мнению, является важным?».
Предыдущая запись дополняется цифрами, обозначающими приоритеты героев. Рассматриваем для начала команду Тимура. Большинство учеников считает, что на первое место стоит поставить помощь людям. Свою точку зрения они доказывают примерами из книги. На второе место ставим тайну, на третье романтику и т.д. Аналогично рассматриваем команду Квакина.
Выясняется, что для него на первом месте стоит самостоятельность, а «помощь людям» в лестнице ценностей вообще отсутствует. Запись на доске приобретает следующий вид:
ТИМУР | 3 | романтика | 3 | КВАКИН |
4 | героизм | 2 | ||
2 | тайна | 4 | ||
1 | помощь людям | — | ||
5 | самостоятельность | 1 |
Далее ученикам, разделенным на две команды, было предложено обсудить: «Кому живётся легче: тимуровцам или квакинцам?». Одна команда отвечала от имени «тимуровцев», вторая от имени «квакинцев». Ответы были интересными, неоднозначными, вызывающими желание поспорить. Было, например, и такое мнение: тимуровцам плохо, т.к. приходится трудиться, трудиться и трудиться. А Квакин нарвал яблок и счастлив. В конце урока детям был поставлен такой вопрос: «Что в настоящее время они могли бы сделать самостоятельно, без указания взрослых и с пользой для людей?». Здесь ответы, к сожалению, не отличались оригинальностью и сводились в основном к одному и тому же: навести порядок во дворе, в квартире, на улице.
Выводы
В основном цели урока были достигнуты. Дети смогли составить психологический портрет героев, проанализировать их поступки и найти в них плюсы и минусы. И главное, что хотелось бы донести до сознания детей: тайное (тайком от взрослых) совершение хороших поступков приносит не меньшее (а даже большее, учитывая отсутствие минусов) удовольствие, чем совершение плохих. Надеюсь, что и эта цель была достигнута.
Об авторе
Блеес Светлана Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №112 г. Трехгорный Челябинской области.