Теплоту и уют этого дома чувствуешь с первых минут, когда предлагают сменить обувь на берестяные тапочки.
Если бы президент Медведев знал, что в последний четверг каждого месяца мы встречаемся с нашими друзьями и авторами, он бы перенес свой визит в Петрозаводск на другой день. Но этого не случилось, и потому мы не дождались нескольких человек, которые застряли в пробках — дороги в городе вечером из-за высокого гостя были перекрыты.
Дмитрий Москин писал о музее берестяных скульптур в «Художественной галерее», еще в печатном «Лицее». Однако немногие из нас бывали прежде в гостеприимном доме Светланы и Анатолия Родионовых, продолжателей дела легендарного мастера Василия Костылева. В прошлом году Светланы Васильевны не стало.
Теплоту и уют этого дома чувствуешь с первых минут, когда предлагают сменить обувь на берестяные тапочки. Анатолий Алексеевич показывает коллекцию. В нескольких комнатах на полках живописно расположились скульптуры, с каждой берестяной фигурой и композицией связана своя история. Есть в музее уголок «Калевалы», а вот храмы и дома Кижского ожерелья. На полочке примостились фигурки спортсменов — память об олимпиаде в Москве.
Анатолий Алексеевич показывает нам большие берестяные коробы, как сейчас бы сказали, многофункциональные, в них можно было даже квасить капусту. В этих комнатах за беседой с радушным хозяином можно провести целый день.
За чашкой чая беседа продолжается. Жизнь у Анатолия Алексеевича, как у всех людей его поколения, полна испытаний. Военное детство у бабушки в деревне на Владимирщине, работа с семи лет («коров пас»), служба в Петрозаводске, где на танцах в Песках познакомился 19 мая 1957 года со своей Светланой. С той поры каждый год в этот день они ездили в Пески. Вуз окончил заочно («Заочное образование не хуже очного, все от человека зависит, я пока учился, ни о чем, кроме радиотехники, думать не мог»), много лет работал в железнодорожном техникуме.
Прошлым летом Анатолий Алексеевич посетил родные места и поразился, что деревень вокруг Москвы не осталось — одни коттеджи. Много печального в жизни, но Анатолий Алексеевич духом не падает и всегда рад показать свой музей добрым людям.
Фото Ирины Ларионовой