Для сведения. При оценке качества подготовки школьников нормой считается 67%. В Карелии качество подготовки выпускников начальной школы (1 – 4 классы) по всем тестируемым предметам (математика, русский язык, литературное чтение, английский язык) выше нормы – 75 – 88%. Выпускники основной школы (5 — 9 классы) практически по всем предметам, кроме математики, показывают уровень ниже установленного: русский язык 18%, история 20%, физика 28%, биология 43%. Выпускники средней школы (10 – 11 классы) имеют знания ниже установленного уровня по географии – 36%, биологии – 44%, химии – 45%, физики – 51%, английскому языку – 61%.
Из 384 образовательных учреждений, которые прошли аккредитацию в этом году, всего 18 не имели замечаний. Типичные нарушения – не определен список учебников из федерального перечня, нарушены правила оказания платных услуг. К причинам нарушений Александр Морозов отнес низкую правовую культуру граждан, в том числе руководителей образовательных учреждений, и низкую мотивацию учредителей повышать правовую культуру директоров.
По словам ректора ИПК Людмилы Ковру, после аккредитации количество заявок на повышение квалификации возрастает. 28 молодых руководителей прошли 40-часовую стажировку у опытных коллег.
{hsimage|На декабрьской коллегии в Министерстве образования Карелии ||||} Александр Морозов уже во время обсуждения на коллегии привел вопиющий факт: управление образования Петрозаводска представило на звание заслуженного работника образования РК руководителя школы, где во время аккредитации было выявлено более 30 нарушений!
— У руководителей не всегда есть средства выполнить предписания, к примеру, пожарных, — заметил ректор КГПА Сергей Гриппа.
— С 1 января 2011 годы мы выдаем предписания и учредителю, если он не выполняет свои функции, — ответил А. Морозов. Как известно, учредителями школ являются муниципальные управления образования.
Александр Морозов привел факты, когда нарушения вызваны отнюдь не недостатком средств. Признаюсь, я не верила своим ушам. Оказываются, школы исключают из программы предметы, которые относятся к федеральному компоненту и которые трогать нельзя: музыку, мировую художественную культуру, технологию, географию, обществознание! Лишь в 4 районах из 18-ти образовательные программы реализуются полностью – в Костомукшском, Пряжинском, Калевальском и Сортавальском.
— Не думаю, что 20 часов по математике в неделю, как в Университетском лицее, это правильно, — заметил А. Морозов.
Члены коллегии предложили по итогам надзора провести своего рода разбор полетов с участием глав муниципалитетов при широком участии СМИ. Министр образования Карелии Ирина Кувшинова это предложение поддержала.
Фото Ирины Ларионовой и автора