В рамках празднования 55-летия Музей изобразительных искусств Карелии нынешней осенью организовал серию выставок из своих фондов. Одна из них – «Препростое художество» (Крестьянская икона Обонежья — XVI – XIX век. Русский литографический лубок – XIX век). В названии экспозиции использованы слова из Жития преподобного Антония Сийского, основателя северного монастыря и икононописца: «…Но препросто иконописательство его бысть».
В фондах нашего музея около 2,5 тысяч икон северного письма, часть из них (увы, малая) представлена в постоянной экспозиции. Не случайно последние годы в Петрозаводск регулярно приезжают студенты Московской духовной академии, будущие иконописцы, чтобы изучать и копировать произведения старых мастеров, имена которых или малоизвестны или совсем не известны — икона как произведение искусства анонимна. Как рассказал хранитель коллекции древнерусского искусства Музея изобразительных искусств РК Владимир Георгиевич Платонов, самая старая древняя икона в собрании музея относится к XV веку, который называют золотым веком русской иконописи.
Если русскому искусству более тысячи лет, то столько же и русской иконе. За это время утвердились незыблемые каноны при их написании, отступление от них считалось ересью. Тем не менее талантливые мастера умели преодолевать эти барьеры и создавали подлинные произведения искусства. Известный реставратор, знаток древнерусской живописи Савелий Ямщиков писал про иконы Русского Севера: «… Сила северного искусства в том, что оно тесно было связано с величественной жизнью человека, украшало суровой красотой его многотрудные будни и праздничный досуг».
Чем отличается выставка от постоянной экспозиции? «Препростое художество» – это так называемые крестьянские иконы. В выставку, развернутую в эти дни в залах музея, включено всего 45 икон. И все они представляют собой особую страницу в истории северной иконописи – часть икон выставляются впервые.
Как известно, большинство часовен и храмов на Русском Севере – приходские, строились на средства, собранные деревенским обществом, причем жители села или деревни не только собирали деньги и отслеживали их расходование, но высказывали мастерам свои пожелания – каким бы они хотели видеть свой храм. Также на общественные средства приобретались и иконы. Это стоило немалых денег, если заказывать икону в крупных иконописных центрах. Спрос, как теперь говорят, породил предложения. И этот спрос стали удовлетворять свои деревенские иконники. Естественно, они уступали в мастерстве иконописцам, работавшим при крупных монастырях или художественных центрах. Но не были лишены и достоинства, считает Владимир Георгиевич Платонов: неординарность композиционных решений, простодушная, но изобретательная трактовка иконописных сюжетов и образов, близость к эстетике народного декоративного творчества. А проще говоря, были близки людям, жившим в тысячах деревушек и сел, затерянных в просторах Севера .
Подлинный расцвет искусства «северных писем» приходится на XVII – XVIII века. После потрясений и упадка «смутного» времени на Севере, в том числе в Обонежье, возрождается экономика, начинается ремонт старых, строительство новых церквей и часовен, а для их оформления в большом количестве требовались иконы. В связи с этим возникают многочисленные иконописные мастерские. Иконы писали не только представители церковного причта (священники, дьячки), монахи мелких монастырей, но и крестьяне – как пашенные, так и безземельные «бобыли», вынужденные заниматься различными ремеслами. При многих церквях существовали «кельи», в которых жили пожилые крестьяне («старцы»), питавшиеся подаянием. Они также могли заниматься иконописанием. Подобные мастера иногда учились у профессиональных изографов, но в основном работали, используя иконописные подлинники (руководства), старые и новые иконы, которые можно было увидеть в близлежащих храмах, комментирует выставку Владимир. Платонов.
Пожалуй, именно эти иконы больше всего пострадали в ХХ веке в годы воинствующего атеизма. Если работы крупных мастеров отбирали при закрытии храмов для музеев, то крестьянские иконы просто выбрасывали. В свое время был популярен очерк известного тогда русского писателя Владимира Солоухина «Черные доски», в котором он рассказывает о своем участии в экспедициях по центральной России и Русскому Северу по спасению старинных икон: если при закрытии храмов их не сожгли, то использовали в крестьянских домах — при ремонте крыльца или в качестве подставки под кастрюли, или при засолке капусты… Часть икон из коллекции нашего музея была привезена именно из таких экспедиций, отреставрирована. Но потеряли мы, скорее всего, гораздо больше.
Однако и то, что спасли и сохранили, дает представление об уникальной странице в истории русского иконописного искусства. Экспозицию прекрасно иллюстрируют большие фотопанно часовен и небольших деревянных храмов, в таких или подобных им и висели эти старинные иконы. Многие их них музей до сих пор не выставлял или включал в экспозиции весьма редко. Шесть икон именно к этой выставке подготовили реставраторы музея А. Байер и М. Смирнова, они показаны впервые.
В одном из залов выставки представлены впервые экспонаты из коллекции русского религиозного лубка нашего музея. Это цветная литография (хромолитография). Именно такими «картинками» крестьяне украшали свои избы, а приобрести их можно было на ярмарках. Особенно популярны были изображения древних городов христианского мира, знаменитых православных монастырей, чтимых святынь. Такие произведения имели познавательное значение. Коллекция лубка была передана нашему музею в 1962 году Государственным Эрмитажем и экспонируется впервые.
Считается, что язык старинных икон, даже такого «препростого искусства», как крестьянская или народная икона, чрезвычайно сложен для современного человека, привыкшего уже к другим выразительным средствам. С этим трудно не согласиться, убедилась на собственном опыте. Но он стоит того, чтобы хотя бы попытаться это сделать. И в этом смысле выставка, которая открыта до 28 октября в Музее изобразительных искусств, дает прекрасную возможность. Хотя бы попытаться заглянуть в мир, который никогда не вернется. Сейчас возрождаются старинные храмы, возводятся новые, работают иконописные мастерские, но в них работают иконописцы уже XXI века.
Три иконы с изображением Св. Николая, любимого и популярного святого в крестьянской среде. Несколько лет назад музей выиграл грант «Северстали» на проект «33 Николы от Холмогор до Колы». В каждой иконе, представленной в нынешней экспозиции, соблюдены древние каноны, но насколько индивидуальна каждая работа.
Фото автора