Главное, Культура

Какое же непростое это «препростое художество»!

«Препростое художество» в Музее изобразительных искусств

 

В рамках празднования 55-летия Музей изобразительных искусств Карелии нынешней осенью организовал серию выставок из своих фондов. Одна из них  – «Препростое художество» (Крестьянская икона Обонежья — XVI – XIX век. Русский литографический лубок – XIX век). В названии экспозиции использованы слова из Жития преподобного Антония Сийского, основателя северного монастыря и икононописца: «…Но препросто иконописательство его бысть».

В фондах нашего музея около 2,5 тысяч икон северного письма, часть из них (увы, малая) представлена в постоянной экспозиции. Не случайно последние годы в Петрозаводск регулярно приезжают студенты Московской  духовной академии, будущие иконописцы, чтобы изучать и копировать произведения старых мастеров, имена которых или малоизвестны или совсем не известны — икона как произведение искусства анонимна. Как рассказал хранитель коллекции древнерусского искусства Музея изобразительных искусств РК Владимир Георгиевич Платонов, самая  старая древняя икона в собрании музея относится к XV веку, который называют золотым веком русской иконописи.

Хранитель коллекции древнерусской живописи музея В.Г. Платонов дает интервью журналисту Светлане Цыганковой
Хранитель коллекции древнерусской живописи музея В.Г. Платонов дает интервью журналисту Светлане Цыганковой

Если русскому искусству более тысячи лет, то столько же и русской иконе. За это время утвердились незыблемые каноны при их написании, отступление от них считалось ересью. Тем не менее талантливые мастера умели преодолевать эти барьеры и создавали подлинные произведения искусства. Известный реставратор, знаток древнерусской живописи Савелий Ямщиков писал про иконы Русского Севера: «… Сила северного искусства в том, что оно тесно было связано с величественной жизнью человека, украшало суровой красотой его многотрудные будни и  праздничный досуг».

Чем отличается выставка от постоянной экспозиции? «Препростое художество» – это так называемые крестьянские иконы. В выставку, развернутую в эти дни в залах музея, включено всего 45 икон. И все они представляют собой особую страницу в истории северной иконописи – часть икон выставляются впервые.

Как известно, большинство часовен и храмов на Русском Севере – приходские, строились на средства, собранные деревенским обществом, причем жители села или деревни не только собирали деньги и отслеживали их расходование, но высказывали мастерам свои пожелания – каким бы они хотели видеть свой храм. Также на общественные средства приобретались и иконы.  Это стоило немалых денег, если заказывать икону в крупных иконописных центрах. Спрос, как теперь говорят, породил предложения. И этот спрос стали удовлетворять свои деревенские иконники. Естественно, они уступали в мастерстве иконописцам, работавшим при крупных монастырях или художественных центрах. Но не были лишены и достоинства, считает Владимир Георгиевич Платонов: неординарность композиционных решений, простодушная, но изобретательная трактовка иконописных сюжетов и образов, близость к эстетике народного декоративного творчества. А проще говоря, были близки людям, жившим в тысячах деревушек и сел, затерянных в просторах Севера .

Подлинный расцвет искусства «северных писем» приходится на XVII – XVIII века. После потрясений и упадка «смутного» времени на Севере, в том числе в Обонежье, возрождается экономика, начинается ремонт  старых, строительство новых церквей и часовен, а для их оформления в большом количестве требовались  иконы. В связи с этим возникают многочисленные иконописные мастерские. Иконы писали не только представители церковного причта (священники, дьячки), монахи мелких монастырей, но и крестьяне – как пашенные, так и безземельные «бобыли», вынужденные заниматься различными ремеслами. При многих церквях существовали «кельи», в которых жили  пожилые крестьяне («старцы»), питавшиеся подаянием. Они также могли заниматься  иконописанием. Подобные мастера иногда учились у профессиональных изографов, но в основном работали, используя  иконописные  подлинники (руководства), старые и новые иконы, которые  можно было увидеть в близлежащих храмах, комментирует выставку Владимир. Платонов.

Пожалуй, именно эти иконы больше всего пострадали в ХХ веке в годы воинствующего атеизма. Если работы крупных мастеров отбирали при закрытии храмов для музеев, то крестьянские иконы просто выбрасывали. В свое время был популярен очерк известного тогда русского писателя Владимира Солоухина «Черные доски», в котором он рассказывает о своем участии в экспедициях по центральной России и Русскому Северу по спасению старинных икон: если при закрытии храмов их не сожгли, то использовали в крестьянских домах —  при ремонте крыльца или в качестве подставки под кастрюли, или при засолке капусты… Часть икон из коллекции нашего музея была привезена именно из таких экспедиций, отреставрирована. Но потеряли мы, скорее всего, гораздо больше.

Однако и то, что спасли и сохранили, дает представление об уникальной странице  в истории русского иконописного искусства. Экспозицию прекрасно иллюстрируют большие фотопанно  часовен и небольших деревянных храмов, в таких или подобных им и висели эти старинные иконы. Многие их них музей до сих пор не выставлял или включал в экспозиции весьма редко. Шесть икон именно к этой выставке подготовили реставраторы музея А. Байер и М. Смирнова, они показаны впервые.

В одном из залов выставки представлены впервые экспонаты из коллекции русского религиозного лубка нашего музея. Это цветная литография (хромолитография). Именно такими «картинками» крестьяне украшали свои избы, а приобрести их можно было на ярмарках. Особенно популярны были изображения древних городов христианского мира, знаменитых православных монастырей, чтимых  святынь. Такие произведения имели познавательное значение. Коллекция лубка была передана нашему музею в 1962 году Государственным Эрмитажем и экспонируется впервые.

Считается, что язык старинных икон, даже такого «препростого искусства», как крестьянская или народная икона, чрезвычайно сложен для современного человека, привыкшего уже к другим выразительным средствам. С этим трудно не согласиться, убедилась на собственном опыте. Но он стоит того, чтобы хотя бы попытаться это сделать. И в этом смысле выставка, которая открыта до 28 октября в Музее изобразительных искусств, дает прекрасную возможность.  Хотя бы попытаться заглянуть в мир, который никогда не вернется. Сейчас возрождаются старинные храмы, возводятся новые, работают иконописные мастерские, но в них работают иконописцы уже  XXI века.

Три иконы с изображением Св. Николая, любимого и популярного святого в крестьянской среде. Несколько лет назад музей выиграл грант «Северстали» на проект «33 Николы от Холмогор до Колы». В каждой иконе, представленной в нынешней экспозиции, соблюдены древние каноны, но насколько индивидуальна каждая работа. 

Св. Никола из Заонежья. Первая половина XVIII века
Св. Никола из Заонежья. Первая половина XVIII века
Св. Николай из храма в дерю Терманы. XVIII век
Св. Николай из храма в дерю Терманы. XVIII век
Св. Никола из дер. Типиницы. XVI век
Св. Никола из дер. Типиницы. XVI век
Заонежский иконописец Иван Михеевич Абрамов из деревни Космозеро
Заонежский иконописец Иван Михеевич Абрамов из деревни Космозеро
Хромолитография «Вид святого града Иерусалима в древние времена».
Хромолитография «Вид святого града Иерусалима в древние времена».

Фото автора