Персональная фотовыставка Анны Чоботовой открылась накануне 1 сентября в Карельской госфилармонии.
Мне доводилось видеть одну из выставок Анны, где были представлены коммерческие детские фотографии, выполненные в студии. Честно сказать, они не впечатлили, хотя сделаны были довольно качественно. Теперь Анна отошла от коммерческой фотографии, так как считает ее помехой на пути к настоящему творчеству. А стать художником она мечтала с тех самых пор, как себя помнит. Но родители захотели, чтобы девочка получила образование более серьезное на их взгляд, и Аня окончила иняз, но все-таки мечты своей не оставила. Занималась в художественной школе, взяла в руки камеру и начала искать себя в творчестве, пытаясь передать через фотографию свои чувства и мысли.
Выставка «Сны о детстве» совсем другая. Выбор темы и то, как подан материал, говорят, что автор вырос, что за всем этим стоит умный, думающий, глубокий человек. Проект «Сны о детстве» рождался постепенно и непринужденно. Так же постепенно, как росли ее собственные дочь и сын. Глядя на них, она вспоминала себя, свои детские страхи, переживания и пыталась отразить их на пленке. Она изучила процесс съемки на пленку, для нее это принципиально.
Но главное в этой серии фотографий, на мой взгляд, совсем другое. Процесс съемки на пленку, ее проявление и ручная (как теперь говорят) печать – этот процесс требует опыта и мастерства, но это только техника, которой когда-то владел каждый настоящий фотограф. Главное в другом. В том, что Анна по-особому понимает и передает через фотографию наш реальный мир, полный непредсказуемости и ирреальности.
Почему-то рассматривая фотографии Анны, вспомнила фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Захотелось пересмотреть все те удивительные, вошедшие в самое сердце и память сцены детства героя, превосходно снятые оператором Павлом Лебешевым. Лично мне в Аниной серии не хватило ощущения радости, а это чувство так или иначе каждый непременно связывает с детством.
Интересно, что проекты у Анны рождаются совершенно по-разному. В отличие от «Снов», одну из своих лучших серий на стихи Бродского она сняла чуть ли не за 15 минут — такое вдруг нашло вдохновение! На ход ее мыслей влияет всё: хороший фильм, мудрая книга, интересная беседа. Она вполне ощущает себя фотохудожником, хотя, нет (Аня поправляет саму себя), скорее всего она просто проводник своих собственных мыслей и чувств. Фотография для нее способ выражения и узнавания себя, трансформации себя в стремлении к совершенству.
Фото автора