Нужны ли детям свои журналы?
В конце минувшего года увидела свет книга «Детские журналы России (1917-2000)». Ее автор — Лариса Николаевна Колесова, преподаватель ПетрГУ, кандидат филологических наук, ведущий специалист в области детской литературы и журналистики не только Карелии, но и России.
Как и вышедшую год назад ее книгу, которая охватывала период с 1785-го по 1917 год, эту тоже трудно назвать учебником. Для меня она явилась скорее тем бестселлером, который уже давно ждали литературоведы. Какое же количество литературы, журналов и нужных документов надо было переработать, чтобы написать этот учебник — огромный труд!
«История детской журналистики пишется очень медленно»
Промежуток времени, охватываемый этим сборником, достаточно большой — более 80 лет. Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, хозяйственная разруха первых послереволюционных лет, голод. Удивительно, но в это время в Петрограде выходили детские журналы «Красные зори» и «Северное сияние». Появились журналы для детей в Ярославле и Костроме, Орле, Пензе… – всего около двух десятков. По сути, произошел величайший раскол в обществе – до культурной ли революции? – но страна, несмотря на свою израненную душу, заботилась о том, чтобы у детей появился свой журнал – друг и помощник.
«Пионер», «Костер», «Дружные ребята», «Барабан»… – эти журналы становились наставниками ребят, вступивших в пионерские отряды. Не считали зазорным печататься, к примеру, в «Пионере», С. Есенин и В. Маяковский, М .Светлов и Э. Багрицкий, С. Маршак и Л. Кассиль, Г. Белых и Л. Пантелеев… И всеми любимые «Тимур и его команда» А. Гайдара вышли в жизнь со страниц этого журнала.
Сборник структурирован по годам, в которые выходили пионерские и научно-популярные журналы, – с 20-х по 90-е годы, а также и по возрастному принципу. В отдельную главу выделены малышовые журналы – очень популярные в те годы «Чиж», «Сверчок», «Искорка» и «Мурзилка», которая существует до сих пор.
Подкупает отношение сотрудников редакций к выпуску научно-популярных журналов. «Юный натуралист», «Юный художник», «Делай все сам», «Знание – сила», «Уральский следопыт» – эти и другие журналы ставили перед собой задачу просветительства и вовлечение подрастающего поколения в освоение науки, что являлось чрезвычайно важным делом в малограмотной и технически отсталой стране. Они показывали действительность не как «беспорядочную кучу вещей, не склад фактов, а мир в его единстве, мир как целое».
В этих журналах работали одни из лучших писателей того времени – Б. Житков, В. Бианки, К. Паустовский, Л. Гумилевский, Н. Чуковский, А. Беляев и другие. К примеру, редакция «Юного натуралиста» привлекала к сотрудничеству видных ученых- академиков А.Н. Баха и Б.М. Завидовского, профессоров В.Р. Вильямса и С.Т. Бастамова, известных писателей М. Пришвина и М. Соколова-Микитова.
Новинки науки и техники появлялись на страницах журнала «Новый Робинзон». И даже в журнале «Ёж» был научный отдел, а известный сказочник Е. Шварц оказался популяризатором географической науки и также знакомил детей с происходящими в мире событиями. В редакционный совет «Юного художника» вошли известные художники и искусствоведы, педагоги П. Крылов и Ник. Соколов (Кукрыниксы), Л.Г. Полонская, П.М. Сысоев. Эти журналы, несмотря на то что были предназначены для детей, на высоком уровне отражали историю развития искусства, науки и техники в нашей стране.
Один из сложнейших этапов развития детской журналистики выпал на годы Великой Отечественной войны. Совершенное потрясение вызывает тот факт, что в блокадном Ленинграде выходил журнал «Костер»! Условия, в которых приходилась работать его сотрудникам, были очень тяжелыми. Многие писатели и журналисты ушли на фронт военными корреспондентами. Тираж «Костра» был 7 тысяч экземпляров – и это считалось небольшим количеством! Не хватало бумаги, а потому 2-3 раза в месяц его стали читали по радио. И это в блокадном городе! Работала обратная связь: сохранились письма читателей к ответсекретарю Н.В. Теребинской. Многие материалы создавались на основе этих писем.
В самое трудное время страна не забывала о своих детях. «Костер», «Пионер» и Дружные ребята» за годы войны опубликовали сотни детских рассказов лучших советских писателей, где главными героями их повествований становились ребята: «Маленький солдат» А. Платонова, «Танюшка» Л. Успенского, «Валька с торпедной «девятки» А. Первенцева и много других.
«История детской журналистики пишется очень медленно. Чем дальше от нас время создания первых пионерских журналов – «Юные товарищи», «Барабан», «Пионер», «Еж» и другие, – тем меньше свидетелей тех лет и документов», – пишет автор.
«Перечитывая старые письма…»
Эта книга не переставала меня удивлять на протяжении всех 300 страниц. Чтение тщательно подобранной Л.Н. Колесовой хрестоматии принесло такое удовольствие, что многие кусочки из рассказов о работе журналистов, выпускающих детские журналы, перечитывала вновь!
Переписка Ларисы Николаевны с редакторами детских изданий в 60-х годах – тот эксклюзив, который вы не найдете ни в каком другом издании. Сегодня, уже зная из исторических учебников о событиях того времени, эти письма читаются по-новому: переписка с В.В. Торопыгиным (детский поэт, редактор «Костра», 1961-1973 г.г.), Н.В. Ильиной (редактор «Пионера», 1941 — 1971 г.г.), Г.П. Яблонской (редактор «Костра» 1943-1946 г.г.), доктором наук, автором повестей для детей Б.Я. Бухштабом.
Особый интерес вызовет большая и подробная переписка с Н.В. Теребинской, которая отдала служению детской литературе и журналистике почти 40 лет. Ее воспоминания об известных ныне детских писателях и редакторах детских изданий, журналистах имеют огромную ценность для понимания того времени и людей, которые несмотря ни на что делали свое дело.
В воспоминаниях С.Я. Маршака «Дом, увенчанный глобусом» можно почерпнуть немало интересного о его редакторстве в журнале «Новый Робинзон», который сотрудничал с Б. Житковым, Н. Тихоновым, К. Чуковским, Н. Асеевым, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом… – дух захватывает от известных теперь имен. «Лесная газета» В. Бианки тоже начиналась именно здесь.
А воспоминания Б. Ивантера и А. Гарф о детском писателе и журналисте Б. Житкове читаются как увлекательные рассказы о необыкновенном человеке, так преданном детской журналистике, что если бы и не стал он известным детским писателем, то все равно его имя украсило бы первые строчки списка людей, служивших детям. Он мог в равной степени талантливо писать книги и рассказы для детских журналов о технике и природе, разных профессиях и войне. Везде, где работал, он объединял интересных и увлеченных людей, создавал команду и тогда детское издание начинало работать так, что становилось популярным буквально через три номера, как это было, например, с «Юным натуралистом».
Житков очень строго подходил к малейшим ошибкам: однажды в журнале назвали птицу уткой-подхвосткой, а в следующем номере дали поправку, что ее название утка-шилохвостка. Как же возмущался Борис Степанович Житков, считая, что они обманули ребенка! А вдруг он купил один-единственный журнал, и для него эта утка так и осталась подхвосткой?! «Писать небрежно, неточно – это значит лгать, — говорил он. – Нет хуже лжи, чем ложь, напечатанная в детской книжке. Нет греха тяжелей, чем обмануть ребенка…». Житков говорил: «Мы должны заразить читателя изумлением перед непрерывным актом творчества, происходящим в природе».
Неблагодарное дело – пытаться пересказать то, чем так впечатлила работа Л.Н. Колесовой. Лучше все это прочитать самим. Одно несомненно: выход этого и предыдущего сборников – настоящее событие в жизни российского литературоведения.
Нужна ли журналистика детям?
В своей книге, обращаясь к истории, Л.Н. Колесова вспоминает о дискуссии, которая развернулась в те годы: нужна ли журналистика детям? Прошло почти сто лет, но этот вопрос актуален и в наше время.
Сегодня детская журналистика, как и детская литература, испытывают кризис. Откуда дети получают основную информацию? Конечно, из компьютера и телевизора, а газеты и книги занимают в их жизни все меньше места. И есть опасность, что уйдут вовсе.
Проблема здесь, думаю, не в детях, а в нас: это мы, взрослые, не сумели воспитать в них культуру чтения, не было у нас желания воспитывать читателя с раннего детства. Раньше, когда Россию называли самой читающей страной – и это было так! – практически каждая семья выписывала для детей «Пионерскую правду» и журналы согласно увлечениям своих детей.
Сегодня мы почему-то забыли, что принятие ценностей начинается с самого раннего детства. И пусть говорят, что в годы советской власти детские СМИ были идеологизированы, но наряду с этим детям прививались вечные ценности, которые формировали их мировоззрение, эстетические запросы, расширяли кругозор. Чего не скажешь про многие современные детские журналы и газеты (не хочется называть их, чтобы не рекламировать), в которых идет откровенное и небывалое давление коммерческо-развлекательного характера. В основном они примитивного уровня, лишены воспитательной ценности, не требуют размышлений и каких-либо усилий со стороны ума.
В Дании на журналистском семинаре нам рассказывали, что одним из основных школьных предметов здесь является медиаобразование. Детей с начальных классов учат читать газету: критически относиться к написанному, понимать, что такое факт, а что мнения. Одним словом, они растят себе читателя!
Книга Л.Н. Колесовой – это ответ на реалии сегодняшнего дня. И чем скорее информация, любовно собранная ею на протяжении стольких лет, дойдет до людей, от которых зависит, будет ли детская журналистика в нашей стране развиваться сегодня, тем быстрее появится решение. А вот будет ли оно в пользу детей? Автору этих строк приходилось неоднократно сталкиваться именно с негативным отношением к детской прессе.
Вместо послесловия
Думаю, что Л.Н. Колесова проделала эту колоссальную работу, не подозревая, что ее сборник может стать учебником не только для студентов, но и сотрудников детских редакций, журналистов, ведущих детские странички во взрослых газетах.
Как же, оказывается, не хватало этого учебника жизни и мне в бытность главным редактором республиканской газеты детей и подростков «Моя газета+»…
– Как ни странно, мы мало слышим сегодня о детских журналах, но дети-то к ним тянутся! А современные тиражи детских изданий очень небольшие, – говорит Лариса Николаевна. – И для того, чтобы эти журналы стали популярными и выходили, сегодня журналистам приходится работать на разных подсобных работах: пишут заявки на гранты, что-то выпускают в своих мини-типографиях – зарабатывают деньги для своих изданий. Их бескорыстная преданность детям, думаю, со временем будет оценена. А созданная в Москве Федерация детских организаций (ФДО) дает возможность надеяться на развитие детских журналов.