Культура

«Мы должны заразить читателя изумлением…»

Лариса Колесова. Фото Марии Голубевой
Лариса Колесова

Нужны ли детям свои журналы?

В конце минувшего года  увидела свет книга «Детские журналы России (1917-2000)». Ее автор — Лариса Николаевна Колесова, преподаватель ПетрГУ,  кандидат филологических наук, ведущий специалист в области детской литературы и журналистики не только Карелии, но и России.

Как и вышедшую год назад ее книгу, которая охватывала период с 1785-го  по 1917 год, эту тоже трудно назвать учебником.  Для меня она явилась скорее тем бестселлером, который уже давно ждали литературоведы.  Какое же количество литературы, журналов и нужных документов надо было переработать, чтобы написать этот учебник  — огромный труд!

 

«История детской журналистики пишется очень медленно»

Л.Н. Колесова. Детские журналы России (1917-2000)Промежуток времени, охватываемый этим сборником, достаточно большой — более 80 лет. Октябрьская революция 1917 года,  гражданская война, хозяйственная разруха первых послереволюционных лет, голод. Удивительно, но в это время в Петрограде  выходили детские журналы «Красные зори» и «Северное сияние». Появились журналы  для детей в Ярославле  и Костроме, Орле, Пензе… – всего около двух десятков. По сути, произошел величайший раскол в обществе – до культурной ли революции? – но страна, несмотря на свою израненную душу, заботилась о том, чтобы у детей появился свой журнал – друг и помощник.

«Пионер», «Костер», «Дружные ребята»,  «Барабан»… – эти журналы становились наставниками ребят, вступивших в пионерские отряды. Не считали зазорным печататься, к примеру, в «Пионере», С. Есенин и В. Маяковский, М .Светлов и Э. Багрицкий, С. Маршак и Л. Кассиль,  Г. Белых и Л. Пантелеев… И всеми любимые «Тимур и его команда» А. Гайдара вышли в жизнь со страниц этого журнала.

Сборник структурирован по годам, в которые выходили пионерские и научно-популярные журналы, – с 20-х по 90-е годы, а также и по возрастному принципу. В отдельную главу выделены малышовые журналы – очень популярные в те годы «Чиж», «Сверчок», «Искорка» и «Мурзилка», которая существует до сих пор.

Подкупает отношение сотрудников редакций  к выпуску научно-популярных журналов.  «Юный натуралист», «Юный художник», «Делай все сам», «Знание – сила», «Уральский следопыт» – эти и другие журналы ставили перед собой задачу просветительства и вовлечение подрастающего поколения в освоение науки, что являлось чрезвычайно важным делом в малограмотной и технически отсталой стране. Они показывали действительность не как «беспорядочную  кучу вещей, не склад фактов, а мир в его единстве, мир как целое».

В этих журналах работали одни из лучших писателей того времени – Б. Житков, В. Бианки, К. Паустовский, Л. Гумилевский, Н. Чуковский, А. Беляев и другие. К примеру, редакция «Юного натуралиста» привлекала к сотрудничеству видных ученых- академиков А.Н. Баха и Б.М. Завидовского, профессоров В.Р. Вильямса и С.Т. Бастамова,  известных писателей М. Пришвина и М. Соколова-Микитова.

Новинки науки и техники появлялись на страницах журнала «Новый Робинзон». И даже в журнале «Ёж»  был научный отдел, а известный сказочник Е. Шварц  оказался популяризатором географической науки и также знакомил детей с происходящими в мире событиями. В редакционный совет «Юного художника» вошли известные художники и искусствоведы, педагоги П. Крылов и Ник. Соколов (Кукрыниксы), Л.Г. Полонская, П.М. Сысоев. Эти журналы, несмотря на то что были предназначены для детей, на высоком уровне отражали историю развития искусства, науки и техники в нашей стране.

Один из сложнейших этапов развития детской журналистики выпал на годы Великой Отечественной войны. Совершенное потрясение вызывает тот факт,  что  в блокадном Ленинграде выходил журнал «Костер»! Условия, в которых приходилась работать его сотрудникам, были очень тяжелыми. Многие писатели и журналисты ушли на фронт военными корреспондентами. Тираж «Костра» был 7 тысяч экземпляров – и это считалось небольшим количеством! Не хватало бумаги, а потому 2-3 раза в месяц его стали читали по радио. И это в блокадном городе! Работала обратная связь: сохранились письма читателей к ответсекретарю  Н.В. Теребинской. Многие материалы создавались на основе этих писем.

В самое трудное время страна не забывала о своих детях. «Костер»,  «Пионер»  и Дружные ребята» за годы войны опубликовали сотни детских рассказов лучших советских писателей, где главными героями их повествований становились ребята: «Маленький солдат» А. Платонова, «Танюшка» Л. Успенского, «Валька с торпедной «девятки» А. Первенцева и много других.
«История детской журналистики пишется очень медленно. Чем дальше от нас время создания первых пионерских журналов – «Юные товарищи», «Барабан», «Пионер», «Еж» и другие, – тем меньше свидетелей тех лет и документов», – пишет автор.

Детские журналы России. Из иллюстраций к книге Л.Н. Колесовой

Детские журналы России. Из иллюстраций к книге Л.Н. Колесовой
Детские журналы России. Из иллюстраций к книге Л.Н. Колесовой

 

«Перечитывая старые письма…»

Эта книга не переставала меня удивлять на протяжении всех 300 страниц. Чтение тщательно подобранной Л.Н. Колесовой хрестоматии принесло такое удовольствие, что многие кусочки из рассказов о работе журналистов, выпускающих детские журналы, перечитывала вновь!

 

Переписка  Ларисы Николаевны с редакторами детских изданий в 60-х годах – тот эксклюзив, который вы не найдете ни в каком другом издании. Сегодня, уже зная  из исторических учебников о событиях того времени, эти письма читаются по-новому: переписка с В.В. Торопыгиным (детский поэт, редактор  «Костра», 1961-1973 г.г.), Н.В. Ильиной (редактор «Пионера», 1941 — 1971 г.г.), Г.П. Яблонской (редактор «Костра» 1943-1946 г.г.), доктором наук, автором повестей для детей Б.Я. Бухштабом.

Особый интерес вызовет большая и подробная переписка с  Н.В. Теребинской, которая отдала служению детской литературе и журналистике почти 40 лет. Ее воспоминания об известных ныне детских писателях и редакторах детских изданий, журналистах имеют огромную ценность для понимания того времени и людей, которые несмотря ни на что делали свое дело.

В воспоминаниях С.Я. Маршака «Дом, увенчанный глобусом» можно почерпнуть немало интересного о его редакторстве в журнале «Новый Робинзон», который сотрудничал  с  Б. Житковым, Н. Тихоновым, К. Чуковским, Н. Асеевым, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом… –  дух захватывает от известных теперь имен. «Лесная газета» В. Бианки тоже начиналась именно здесь.

А воспоминания  Б. Ивантера и А. Гарф о детском писателе и журналисте Б. Житкове читаются как увлекательные рассказы о необыкновенном человеке, так преданном детской журналистике, что если бы и не стал он известным детским писателем, то все равно его имя украсило бы первые строчки списка людей, служивших детям. Он мог в равной степени талантливо писать книги и рассказы для детских журналов о технике и природе,  разных профессиях и войне. Везде, где работал, он объединял интересных и увлеченных людей, создавал команду и тогда детское издание начинало работать так, что становилось популярным буквально через три номера, как это было, например, с «Юным натуралистом».

Житков очень строго подходил к малейшим ошибкам: однажды в журнале назвали птицу уткой-подхвосткой,  а в следующем номере дали  поправку, что ее название  утка-шилохвостка. Как же возмущался Борис Степанович Житков, считая, что они обманули ребенка! А вдруг он купил один-единственный журнал, и для него эта утка так и осталась подхвосткой?! «Писать небрежно, неточно – это значит лгать, — говорил он. – Нет хуже лжи, чем ложь,  напечатанная в детской книжке. Нет греха тяжелей, чем обмануть ребенка…». Житков говорил: «Мы должны заразить читателя изумлением перед непрерывным актом творчества, происходящим в природе».

Неблагодарное дело – пытаться пересказать то, чем так впечатлила работа Л.Н. Колесовой. Лучше все это прочитать самим. Одно несомненно: выход этого и предыдущего сборников  – настоящее событие в жизни российского литературоведения.

 

Нужна ли  журналистика детям?

В своей книге, обращаясь к истории, Л.Н. Колесова вспоминает о дискуссии, которая развернулась в те годы: нужна ли журналистика детям? Прошло почти сто лет, но этот вопрос актуален и в наше время.
Сегодня детская журналистика, как  и детская литература, испытывают кризис. Откуда дети получают основную информацию? Конечно, из компьютера и телевизора, а газеты и книги занимают в их жизни все меньше  места. И есть опасность, что уйдут вовсе.

Проблема здесь, думаю, не в детях, а в нас: это мы, взрослые, не сумели воспитать в них культуру чтения, не было у нас желания воспитывать читателя с раннего детства. Раньше, когда Россию называли самой читающей страной – и это было так! – практически каждая семья выписывала для детей  «Пионерскую правду» и журналы согласно увлечениям своих детей.

Сегодня мы почему-то забыли, что принятие ценностей начинается с самого раннего детства. И пусть говорят, что в годы советской власти  детские СМИ были идеологизированы, но наряду с этим детям прививались вечные ценности, которые формировали их мировоззрение, эстетические запросы, расширяли кругозор. Чего не скажешь про многие современные детские журналы и газеты (не хочется называть их, чтобы не  рекламировать), в которых идет откровенное и небывалое давление коммерческо-развлекательного характера. В основном они примитивного уровня,  лишены воспитательной ценности, не требуют размышлений и каких-либо усилий со стороны ума.
В Дании на журналистском семинаре нам рассказывали, что одним из основных школьных предметов здесь является медиаобразование.  Детей с начальных классов учат читать газету:  критически относиться к написанному, понимать, что такое факт, а что мнения. Одним словом, они растят себе читателя!

Книга Л.Н. Колесовой – это ответ на реалии сегодняшнего дня. И чем скорее информация, любовно собранная ею на протяжении стольких лет, дойдет до людей, от которых зависит, будет ли детская журналистика в нашей стране развиваться сегодня, тем быстрее появится решение. А вот будет ли оно в пользу детей? Автору этих строк приходилось неоднократно сталкиваться именно с негативным отношением к детской прессе.

 

Вместо послесловия

Думаю, что Л.Н. Колесова  проделала эту колоссальную работу, не подозревая, что ее сборник может стать учебником не только для студентов, но и сотрудников детских редакций, журналистов, ведущих детские странички во взрослых газетах.

Как же, оказывается, не хватало этого учебника жизни и мне  в бытность главным редактором республиканской газеты детей и подростков «Моя газета+»…

– Как ни странно, мы мало слышим сегодня о детских журналах, но дети-то к ним тянутся! А современные тиражи детских изданий очень небольшие, –  говорит Лариса Николаевна. –  И для того, чтобы эти журналы стали популярными и выходили, сегодня журналистам приходится работать на разных подсобных работах: пишут заявки на гранты, что-то выпускают в своих мини-типографиях – зарабатывают деньги для своих изданий. Их бескорыстная преданность детям, думаю, со временем будет оценена. А созданная в Москве Федерация детских организаций (ФДО) дает возможность надеяться на развитие детских журналов.

Фото Марии Голубевой

  • Ксения

    Это был тот период, когда журналы объединяли и развивали семью. Как мы, дети, радовались своим журналам! А старшие в это время читали «Науку и жизнь», потом она переходила в наши руки, и было, что обсудить всем вместе.
    Видела некоторые современные детские издания. Примитивные короткие познавательные сведения и какие-то войны, бойни, монстры, увы.

  • Катя Лобастова

    День, когда приходили по почте «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист», был праздником. Жаль, что целый пласт культурный отмирает, но, мне думается, назад хода нет.

  • Левитская Т.П.

    Спасибо за статью о детской журналистике, ведь это журналы и нашего детства, по этим журналам мы также воспитывали и детей. Я помню, как мы ездили в Москву и побывали в издательстве «Пионерской правды». Осталось в памяти…Эту статью надо читать каждому учителю и педагогу дополнительного образования и всем семьям!

  • Наталья Мешкова

    Книгу Ларисы Николаевны прочитала запоем, как уже редко что читаю. Она гораздо шире своего названия. Советую познакомиться с ней всем коллегам, кто не считает, что журналистика с него началась, кто хочет совершенствоваться в профессии, учиться и узнавать, как работали наши великие предшественники. Один пример — о Борисе Житкове: «Он каждую самую мелкую заметку строил так, чтобы возбудить в читателе работу мысли». Нет, не могу ограничиться одним примером! Вот еще о нем: «Борис Степанович был непримирим там, где он чувствовал малейшую фальшь, подделку и сюсюканье. Он ненавидел слюнтяйство. Его непримиримость в вопросах искусства не имела ничего общего со снобизмом и чистоплюйством. Лакированному картону он предпочитал неотесанные, неоструганные доски, грубый, неотделанный, но добротный и прочный материал».

    Лариса Николаевна, не училась у Вас в студенческие годы — учусь сейчас. Спасибо за книгу!