Об угрозе затопления прибрежных районов по всему земному шару, способности видеть с помощью слуха и пользе синего цвета для водителей.
Ученые о приближении всемирного потопа
Уровень мирового океана поднимается гораздо быстрее, чем ранее прогнозировалось, и жители низменных прибрежных районов по всему земному шару уже скоро могут столкнуться с угрозой затопления, предупреждают немецкие ученые.
Используя последние спутниковые данные, исследователи из Потсдамского института климатических изменений обнаружили, что за минувшие 20 лет уровень океана рос в среднем на 3,2 миллиметра в год — на 60% быстрее, чем предполагали эксперты ООН.
Полученные результаты были представлены на проходящей в Катаре конференции ООН по борьбе с изменением климата.
В докладе климатологов говорится также, что среднемировая температура выросла точно в соответствии с прогнозами ООН — вопреки скептикам, которые считают, что угроза глобального потепления сильно преувеличена.
По информации
www.bbc.co.uk/russian
Слепых пациентов научили видеть с помощью слуха
Слепые пациенты способны обучиться технике, которая позволяет «увидеть» объекты с помощью слуха. К такому выводу пришла международная группа ученых из Израиля и Франции под руководством профессора Еврейского университета в Иерусалиме Амира Амеди (Amir Amedi). Статья исследователей опубликована в журнале Neuron.
В ходе своих исследований Амеди и его коллеги использовали устройство, которое позволяют перекодировать визуальные сигналы в звуковые. Прибор состоит из миниатюрной камеры и наушников, подключенных к компьютеру или смартфону.
Устройство преобразует изображение с камеры в звуки с помощью заданного алгоритма. Благодаря таким аппаратам, пациенты с нарушением работы одного из анализаторов могут воспринимать и правильно интерпретировать поступающую извне информацию с помощью другого органа чувств.
По данным работы, участникам экспериментов, которые страдали врожденной потерей зрения, понадобилось около 70 часов тренировки, чтобы освоить принцип работы с преобразующим устройством. После этого они научились видеть текстуры и объекты, в том числе дома и лица. Кроме того, добровольцы смогли определять положение других людей, различать выражение лица, а также читать отдельные буквы и слова.
Использовав метод функциональной магнитно-резонансной томографии, ученые зарегистрировали возбуждение зрительной коры головного мозга слепых пациентов. Кроме того, группа Амеди выявила возбуждение в отделе мозга, отвечающего за зрительное восприятие букв. Пациентам понадобилось всего два часа тренировок, чтобы эта область коры стала более активной.
Таким образом, исследователи показали, что области мозга, обеспечивающие обработку зрительной информации, могут возобновить свою активность даже после длительной потери зрения. По словам Амеди, использованные в ходе экспериментов конвертирующие устройства могут быть использованы как самостоятельно, так и в комбинации с бионическими протезами глаз.
По материалам medportal.ru
Синий свет поддерживает в водителях бодрость
В 2005 году стало известно, что синий свет возбуждает ганглионарные клетки сетчатки. Эти клетки отправляют сигнал в область мозга, которая поддерживает ясность сознания, бдительность, скорость реакции и т. д. Возбуждённые ганглионарные клетки подавляют синтез мелатонина, одного из основных регуляторов суточного ритма (мелатонин успокаивает мозг, готовит его ко сну). Иными словами, если вечером поставить перед собой лампу с синим светом, можно долго сохранять бодрость и не поддаваться сну.
Однако эти выводы были сделаны после простых когнитивных тестов: например, человека просили нажимать на кнопку в ответ на какой-то стимул и сравнивали скорость реакции до и после созерцания синего света. Учёные из Национального центра научных исследований (Франция) вместе с коллегами из Стокгольмского университета (Швеция) решили проверить, поможет ли синий свет при выполнении более сложных операций — таких, например, как вождение машины.
В исследовании участвовали около пятидесяти мужчин тридцати с небольшим лет. Они должны были проехать по 400 км, причём трижды движение осуществлялось ночью. Ночные поездки случались с интервалом в неделю и длились с часу ночи до начала шестого утра; в течение этого времени водители делали 15-минутный перерыв. В кабине у них была установлена синяя светодиодная лампа. Для сравнения эффективности синего света некоторых шофёров просили выпить кофе — перед поездкой или во время перерыва. Наконец, в качестве плацебо использовался декофеинизированный кофе. Чтобы оценить, насколько человек сохраняет бдительность, психологи считали, как часто водители съезжают на обочину или пересекают центральную линию разметки.
Как пишут авторы работы в веб-журнале PLoS ONE, без допинга водители в среднем 26 раз пытались выехать на встречную полосу или съехать на обочину. С кофе число таких попыток падало до 13. Синий свет давал примерно тот же результат, что и 200 мг кофеина: с синей лампой водители теряли бдительность в среднем 15 раз за ночь. Правда, 17% добровольцев сказали, что синий свет сам по себе доставляет им неудобства. Но в целом такой способ приободриться выглядит удобной альтернативой кофе.
Пока неясно, можно ли использовать синий свет не только в кабине дальнобойщиков, но и в других сферах деятельности. В будущем исследователи собираются это проверить, а заодно узнать, влияет ли синий свет на женщин и пожилых людей. Если результаты подтвердятся, следует, вероятно, ожидать повышенного спроса на синие лампы от самых разных заказчиков, начиная с врачей и заканчивая офисными начальниками.
По материалам http://science.compulenta.ru/723065