Культура

Зрители выбирают «Творческую мастерскую»

Фото автора
На пресс-конференции в

В театре «Творческая мастерская» прошла пресс-конференция, посвященная участию труппы в IV международном театральном фестивале «Подмосковные вечера».

Недавно  мы отмечали успех театра Ad Liberum  на подобном фестивале во Владимире, где единственный в России независимый репертуарный театр получил заслуженное признание и коллег, и зрителей. Осень принесла еще одну театральную новость: балет Музыкального театра «Золушка» в постановке Кирилла Симонова выдвинут на «Золотую маску».

Отбор на «Подмосковные вечера» был очень тщательным, на каждое из 15 фестивальных мест претендовали по три театра, и то, что «Творческая мастерская» оказалась в числе финалистов, уже победа. Фестиваль в подмосковных Мытищах отличается еще одной особенностью – лучших здесь определяет зритель. Путем демократичного голосования после каждого спектакля.

Весной этого года мне довелось присутствовать на встрече актеров театра с депутатами Законодательного Собрания РК и чиновниками правительства. Сколько там было горьких слов, обиды, горечи… На пресс-конференции  сидели те же и совсем другие люди: окрыленные, счастливые. А ведь проблемы, о которых они говорили полгода назад, остались. Более того, на календаре скоро середина декабря, а «Творческая мастерская» еще не открыла сезон, отнюдь не по вине труппы или руководителей театра.

Успех на фестивале, признание зрителей, коллег – огромный творческий стимул. Наш театр привез в Мытищи «Гранатовый браслет» (романс в двух частях Н. Климонтовича по произведениям А.И. Куприна). Критики назвали его «нежным акварельным рассказом о любви», отметив «необычную структуру постановки, точную и достоверную игру актеров, красивые костюмы и царящую на сцене атмосферу стройной купринской прозы». Зрители же проголосовали за спектакль нашего театра неподдельным интересом, аплодисментами и своей симпатией. Всё это и было переведено на победные проценты.

В творческом состязании не играли роли ни громкие имена, ни  прошлые заслуги, ни столичная прописка. В конкурсе участвовали наряду с провинциальными театрами такие мэтры, как Московский академический театр имени Вл. Маяковского со спектаклем по пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица», Московский драматический театр на Малой Бронной, Челябинский академический театр драмы, театры из Ирана, Дании, Сербии, Украины, Эстонии.

«Творческая мастерская» разделила второе место (89 процентов) с театром «Особняк» из Санкт-Петербурга. Критики присудили приз «Симпатии жюри за лучшую мужскую роль второго плана»  заслуженному артисту Карелии Александру Лисицыну – за роль Генерала.

Прогон спектакля «Гранатовый браслет» перед показом на фестивале. Фото Дмитрия Копьева

Поклон после спектакля. Фото Дмитрия Копьева

Безоговорочную же победу зрители отдали своему родному театру «ФЭСТ» – за музыкально-поэтические фантазии Ю. Юрченко и А. Луначарского «Марютка и поручик» по мотивам прозы Б. Лавренева. Зрителям старшего поколения этот сюжет знаком: в советское время огромной популярностью пользовался фильм Георгия Чухрая «Сорок первый», в котором блестяще сыграли Олег Стриженов и Изольда Извицкая.

Победу «ФЭСТУ» обеспечил не местечковой патриотизм, все было по справедливости, считают наши актеры. А еще театр в Мытищах не просто любят, к нему относятся бережно, даже трепетно. И не только зрители, но и власть. А вот это уже большая редкость. Рассказали, что когда в  здании театра «ФЭСТ» произошел пожар, труппа пошла, что называется, с протянутой рукой – к друзьям, спонсорам, меценатам, что привело в… ярость главу городу. Как же можно так подрывать авторитет городской власти! И отремонтировали здание за счет городского бюджета, превратив его в настоящий театральный дворец.

Заинтересовавшись этим рассказом, я решила поискать информацию об этом театре в Интернете. Оказывается, название Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ»  расшифровывается как… «факультет электроники и системотехники», он (факультет) до сих  пор существует в Московском государственном университете леса.  Театр  родился  из студенческой агитбригады, которая так и называлась – «Агитка ФЭСТ». Получив первое образование, будущие актеры поступили в театральный вуз, и в 1988 году был зарегистрирован хозрасчетный театр «ФЭСТ». Необычная родословная, не правда, ли?

А теперь подробнее – о романе театра с властью, романе  очень поучительном. В 1995 году, после того как тогдашний глава Мытищинского района Анатолий Астрахов впервые побывал на спектакле «ФЭСТа», он… заговорил о необходимости выделить здание театру. Очень скоро поступило неожиданное предложение — отдать городской кинотеатр «Родина», практически заброшенный на тот момент, под молодежный клуб, в котором будет работать театр. Полностью заменили в старом здании инженерное оборудование, сделали перепланировку, построили подсобные помещения и прочее. Перестройка и оборудование здания закончились в 2000 году –  «ФЭСТ» получил свой дом. Но и это еще не все. В 2002 году тогдашний губернатор Московской области Борис Громов предложил построить новое здание пристройкускамерной сценой и новыми помещениями.  В 2006 году работы завершились. Согласитесь, сказка да и только.

 

Театр «ФЭСТ». Фото mir-teatra.ru

Итог? Сегодня «ФЭСТ» – крупнейший театр области, ежемесячно на его сценах идут более 20 спектаклей, более 40 тысяч зрителей ежегодно заполняют его залы. Здесь стали проводить международные театральные фестивали. А историки театра считают, что «ФЭСТ» «можно смело заносить в учебники по истории русского провинциального театра, потому что его создали люди, у которых не было ничего, кроме мечты». Вот тут можно не согласиться. Ибо поддержка, понимание особой роли, которую играет театр в жизни города, и не просто понимание, но и желание помочь занять надлежащее ему место, дорогого стоит.

Я понимаю гордость, с которой участники пресс-конференции в «Творческой мастерской» говорили о том, что любой спектакль «ТМ» можно было бы показать на фестивале с таким же успехом. Мне доводилось слышать самые лестные отзывы из уст наших чиновников самого высокого ранга, в том числе и чиновников от культуры, о постановках этого  театра. Вот только если бы их слова трансформировалось в конкретные реальные дела, поддержку театра… 

Сегодня труппу заботят не творческие проблемы, а сугубо материальные. И первая – удастся ли хотя бы 20 декабря открыть новый театральный сезон – ремонтные работы до сих пор продолжаются. Если удастся, то еще до Нового года петрозаводчане увидят тот самый «Гранатовый браслет». Но даже при самом оптимистическом варианте  регулярные спектакли начнутся только в будущем году.