Майские концерты IV Международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии» прошли при полных залах
Молодая капелла
Фестиваль в Карельской государственной филармонии открыла 12 мая Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга с программой русской духовной музыки и русских народных песен. Увы, заболел и не смог приехать художественный руководитель и главный дирижер прославленного коллектива Владислав Чернушенко. Однако его ученик, молодой дирижер богатырской стати Илья Дербилов, смог если и не заменить, то, без сомнения, достойно проявить себя в форс-мажорных обстоятельствах.
В капелле довольно много молодых хористов, имеющих уже и звания, и победы в международных конкурсах. Они еще смущаются, когда их вызывают, но как же они поют! На бис капелла подарила публике русскую народную песню «На горушке, на горе».
Валерий Бобков и его друзья
Надо было видеть, в каком восхищении расходились слушатели с концерта 14 мая «Мир ударных инструментов»! В основном в тот вечер собралась молодежь. А ведь звезда этого концерта Марк Пекарский приехать к нам не смог по болезни. Однако петрозаводские музыканты своими силами смогли устроить настоящий праздник. Автор идеи этого концерта, представившего возможности ударных инструментов, – Валерий Бобков, солист Симфонического оркестра Карельской филармонии.
Программа первого отделения познакомила с музыкой современных композиторов для ударных: «Церемониалом» Пола Крестона, «Токкатой» Андерса Коппела и Концертом для литавр Джона Бека. Особенно впечатлило последнее произведение, напоминавшее местами древние африканские ритмы, шаманские священнодействия.
Второе отделение было отдано «Кармен-сюите» Бизе – Щедрина. Классической шлягер с подъемом исполнили струнная группа и ансамбль ударных инструментов Симфонического оркестра филармонии под управлением Мариуса Стравинского. Очень хорошо звучали струнники, это отметили многие. Видимо, сказывается скрипичное прошлое молодого дирижера.
Соло Доры
На концерт 18 мая прибыли все объявленные звезды. В первом отделении мы услышали премьерное сочинение Хорхе Боссо – Симфонию для скрипки, виолончели и струнных, написанную специально для нашего фестиваля. Солировали сам маэстро и прославленная скрипачка Дора Шварцберг в сопровождении струнной группы Симфонического оркестра под управлением Мариуса Стравинского. Непонятная вначале музыка аргентинца постепенно захватывает. Ее тяжело слушать, кажется, будто автор хочет поведать миру, что выхода нет. Наконец забрезжил свет в конце тоннеля, но музыка заканчивается…
Как всегда, захватил зал пианист Евгений Михайлов, исполнивший с оркестром Концерт № 3 Б. Бартока. Вдумчивый виртуоз, да простят профессионалы столь дилетантское определение, уже не первый раз за последние два года выступает в Петрозаводске и явно полюбился нашей взыскательной публике.
Отдельный разговор о Доре Щварцберг. Во втором отделении она играла Концерт № 1 Дмитрия Шостаковича. Обо всем забываешь, когда великая скрипачка еще только выходит на сцену. А стоит ее смычку коснуться струн… Она из тех, в общем-то, немногих исполнителей, которые любят музыку в себе, а не себя в музыке.
Не дыша слушал зал соло Доры в каденции. Ее Шостакович потрясает, ты открываешь для себя эту великую музыку, написанную в суровом для композитора 1948 году. Студентка консерватории, покидая в этот вечер филармонию, растерянно призналась, что не подозревала, сколько трагизма заключено в Бурлеске, финальной части концерта.
…Отзвучала последняя нота, публика встала, долго аплодировала. Дора Шварцберг, словно перенося благодарность с себя на автора, молча показала публике ноты – как знак благодарности Дмитрию Шостаковичу.
«Ты, Моцарт, Бог…»
Моцарт царил на фестивале 23 мая. На сцене были Симфонический оркестр КГФ, Академический хор Петрозаводской консерватории и дирижер – хорошо знакомый в Карелии Саулюс Сондецкис. В своем слове перед началом концерта он рассказал, что с художественным руководителем фестиваля Виктором Гориным долго искал, как выразился, «компанию» «Реквиему» Моцарта:
– Нужно войти в этот фантастический гениальный мир. Вы услышите в первом отделении небольшую композицию из четырех коротких произведений Моцарта.
«Масонская траурная музыка» прозвучала в Карелии впервые. Концерт для флейты, арфы и оркестра был интересен еще и тем, что одной из солисток выступила наша Наталья Белоколенко, ныне москвичка. Другая наша землячка – Юлия Замятина – приехала из столицы на фестиваль ради исполнения одной арии – Laudate Dominum. Завершал отделение Мотет «Ave verum corpus», написанный одновременно с «Реквиемом».
Что сказать о «Реквиеме»… «Ты, Моцарт, Бог…» Вероятно, у каждого, кто находился в зале, с этим шедевром связаны личные воспоминания. Тяжелый груз ответственности лежит на исполнителях: как донести до слушателей совершенную музыку, не нарушить ее гармонию? О том, что это удалось, можно было судить по реакции зала. Из партера и с балкона неслись возгласы «Браво!», публика встала.
Маэстро Сондецкис долго благодарил музыкантов – каждого персонально, хористов и художественного руководителя хора Евгения Гурьева. Удивительный он человек! Каждый раз от него исходит столько доброты и тепла. Одно имя Саулюс Сондецкис уже вызывает светлое чувство.
Впервые в Карелии «Реквием» прозвучал в редакции Франца Бейера – еще одна премьера фестиваля. Как рассказал на пресс-конференции Саулюс Сондецкис, сегодня ведущие знатоки Моцарта признали эту редакцию главной, наиболее идентичной. Дирижер впервые исполнил «Реквием» в новой редакции.
Триумф Башмета
Концерт 27 мая в дополнительной рекламе не нуждался. Билеты на выступление Камерного оркестра «Солисты Москвы» Юрия Башмета были раскуплены задолго до его начала. Впервые на моей памяти билеты проверяли уже при входе в филармонию, иначе, наверное, зал взяли бы штурмом.
Популярный коллектив впервые приехал в Карелию. Все знают, что у «Солистов Москвы» напряженный гастрольный график. Буквально накануне Юрий Башмет выступал в Испании. Ночью прилетел самолетом в Москву, оттуда в Петербург, откуда его на машине привезли в Петрозаводск. Однако на выступлении это не сказалось, поблажек ни себе, ни музыкантам маэстро не делает. Прозвучали Григ, Брух, Стравинский, Паганини, Моцарт. На бис с блеском была исполнена «Полька» Шнитке – восклицательный знак на прощание.
Маэстро надо не только слышать, но и видеть. Вот летящим шагом он выходит на сцену, грациозно поднимается на дирижерский помост, улыбается музыкантам и легко взмахивает руками… Другая мизансцена. Выходя на поклоны, он замечает, что на пюпитре у красавца-контрабасиста лежит подаренная девушкой красная роза. Подходит к нему, выразительно касается розы и лукаво улыбается молодому коллеге… И все это за несколько секунд. Артист!
То, что творилось в зале в финале этого феерического концерта, мало назвать успехом – это был триумф. Аплодировали неистово, рядом со мной почтенная женщина низким голосом кричала: «Браво!!!» Да разве она одна… И дело совсем не в той невероятной для классического музыканта славе, которая сопутствует Башмету. Музыка после концерта еще долго не оставляет тебя. Как забыть тоскующе-печальный голос альта Юрия Башмета в пьесе Бруха «Кол Нидрей»?
На следующее утро спросила о впечатлении у знакомой, отнюдь не меломанки. Она ответила: «Такой концерт – как источник, к которому припадаешь, чтобы жить».
Графика Тамары и Маргариты Юфа
В рамках фестиваля «Белые ночи Карелии» были представлено две выставки: известного московского художника Михаила Ромадина и двух карельских авторов – Тамары и Маргариты Юфа.
Пять графических листов Маргариты «Роза Доры Шварцберг», посвященные знаменитой скрипачке, были оценены ею по достоинству и приобретены в собственность.
Удивительные работы художниц повешены перед входом в Большой зал филармонии, настраивая на предстоящий концерт. Это отметили и супруги Сондецкис, потрясенные графическими листами Тамары и Маргариты Юфа.
Стоит сказать отдельно о работах Тамары Григорьевны. Образы греческих богинь, созданные для альманахов Юрия Линника, японские мотивы, испанская тема – это шедевры, жемчужины искусства, созвучные с гениальным Бердсли: утонченные и изысканные. Ее рисунки как бриллианты, требующие соответствующей оправы. Жаль, что у спонсоров не нашлось средств огранить эти драгоценные произведения в достойные рамы.
У нашего фестиваля появился узнаваемый стиль: оригинальность программ, обязательные премьеры, не только ориентация на громкие имена, но и стремление показать лучших петрозаводских исполнителей. И, конечно, замечательна сама идея фестиваля: классическая и современная музыка в первоклассном исполнении звучит в магическую пору белых ночей. Это действительно праздник, который теперь с нами.
Наталья Мешкова, Ирина Ларионова
«Лицей» № 6-7 2008
В июне фестиваль продолжился — о завершающих концертах см. публикации на нашем сайте в рубрике Информпресс.