Вячеслав Леонов школьником пел в подъезде под гитару Beatles, студентом занимался самбо в ЛГУ вместе с Путиным, работал на железной дороге. Беседа с солистом Музыкального театра о превратностях судьбы и непростом пути на сцену.
22 января Вячеслав Леонов ,заслуженный артист Карелии, солист Музыкального театра Карелии, отмечает юбилей.
Как становятся актерами? Одни целеустремленно преодолевают ступень за ступенью: музыкальная школа или театральная студия, консерватория или театральный вуз, театр. Другие врываются в профессию, порой неожиданно для себя и для других. Сегодня зрители, часто бывающие в Музыкальном театре Карелии, уже не представляют себе многих спектаклей без Вячеслава Леонова. Обладающий актерским обаянием и изящными манерами, всегда подтянутый, жизнерадостный и жизнелюбивый, Вячеслав Васильевич притягивает к себе внимание даже в небольших эпизодах. А ведь если бы судьба сорок лет назад не перевела железнодорожную стрелку и не направила его по актерскому пути, кем бы и где бы был сейчас Вячеслав Леонов?
– Я с детства всегда пел лучше, чем другие. И в школе по пению у меня пятерка с плюсом была, –без ложной скромности, но с лукавинкой в глазах говорит Вячеслав Васильевич.–Но никогда не придавал этому значения. Зрители, конечно же, были: родители, приятели во дворе и в деревне. Голос стал крепнуть к семнадцати годам. В 60-х, когда кругом звучала музыка «Биттлз», мы с друзьями собирались в подъезде своего ленинградского дома на Кондратьевском и пели песни под гитару. У меня гитара была. Мелодии подбирали с пластинок, заучивали слова и пели по вечерам. Вернее, орали. От соседей попадало, конечно.
К его увлечению скептически относились не только соседи, но и родители. После школы Леонов поступил в ЛГУ на биофак. Учился вечером, а днем работал там же, в университете, библиотекарем. Нужна была мужская сила, чтобы книги разносить и по полкам раскладывать. Чего-чего, а силы молодецкой у него было достаточно – занимался в секции самбо при ЛГУ, кстати, вместе с будущим президентом Путиным. Затем, не доучившись, пошел работать на железную дорогу механиком рефрижераторных секций.
Вот тут-то все и случилось. Во время перегонов механики часто сопровождали рефрижераторы. Как-то раз, под аккомпанемент колес, Леонов запел. И так ему понравилось, как неожиданно сильно и красиво зазвучал его голос, что он продолжал петь, даже когда поезд прибыл на станцию. Две обходчицы путей остановились – заслушались, думали, концерт по радио передают. После этого случая Вячеслав Васильевич впервые решил серьезно заняться вокалом. Сначала отправился в ДК железнодорожников, а затем, благословленный своим педагогом Г.В. Скопа-Родионовой, поступил в училище при Ленинградской консерватории.
– Мне к тому времени уже лет 25 было. Очень жалею, что поздно все произошло, годы упущены – не встретились мне вовремя на пути нужные люди, которые направили бы, подсказали. На отделение музыкальной комедии тоже попал случайно, можно сказать, меня в коридоре перехватили, когда шел заявление подавать. Хотел быть певцом, как Шаляпин. Я Шаляпина обожал. И сейчас, когда слушаю, я его как будто вижу, чувствую до слез.
Вячеслав Леонов до сих пор так и не определился со своим голосом: то ли он драматический тенор, то ли высокий баритон, то ли высокий бас. Педагоги в училище были хорошие, те же, что и в Ленинградской консерватории, но что-то где-то, возможно, упустили. Сетует: при более серьезной подготовке мог бы, наверное, играть и героев, но так на всю жизнь простаком и остался. Годы учебы совершенно изменили Леонова. Наконец-то он обрел свое призвание.
– Учиться было очень интересно, но и очень трудно. Кроме вокала надо было заниматься речью, актерским мастерством, учиться танцевать. А я же борцом был. У меня до сих пор пресс остался (с гордостью демонстрирует – прим. автора). Проявилась спортивная зажатость. Когда просили повернуть голову направо, я ее поворачивал вот так (поворачивается вправо всем корпусом – прим. автора). Приходилось ломать свое тело.
Во время учебы он познакомился с Любовью Ларичевой, с которой связал свою жизнь на долгие годы. Вместе исколесили полстраны: работали в Свердловске, Кемерово, Иркутске. Яркую, перспективную пару молодых солистов переманивали из театра в театр, сулили лучшие роли, высокие зарплаты и новые квартиры. Их творческая судьба складывалась очень успешно, но в итоге привела в Петрозаводск – поближе к родному Питеру.
За три десятка лет Вячеслав Леонов сыграл на сцене Музыкального театра Карелии более 80 ролей! Зрители помнят его веселых, обаятельных и беспечных Стефана из «Цыганского барона», Зупана из «Марицы», Мустафу Бея из «Бала в Савойе», Бесомыку из «Девичьего переполоха», Фалька из «Летучей мыши»… Список ролей можно долго продолжать. В мюзиклах «Сестра Керри», «Пенелопа», «Целуй меня, Кэт!», «Американская комедия», рок-опере «Сирано де Бержерак» Леонов проявил себя как яркий характерный актер.
– Что мы только ни играли! И классические оперетты – все «простаковские» роли мне дороги, все с удовольствием работал, и водевили, и современные спектакли на трудовую тему – шестеренки на сцене носили. А сколько на гастроли ездили! Это же постоянный тренаж. Бывало, спектакль отыграешь – все силы отдашь, потом с Недвижаями заглянешь в Дом актера посидеть, а наутро – репетиция. Постоянно нужно было быть в форме. Слава богу, мы прожили свой век в театре, занимались искусством, и хорошо.
Вот она, ирония судьбы. Вячеслав Васильевич всю жизнь мечтал быть оперным певцом, а тридцать лет пел в оперетте. И сейчас, когда в Музыкальном театре ставят его любимые оперы, ему достаются в них далеко не главные роли: Лилас Пастья в «Кармен», Гийо в «Евгении Онегине», Якусидэ в «Мадам Баттерфляй». Но даже краткое появление Леонова на сцене приковывает внимание и вызывает улыбку зрителей.
– Боюсь я уже браться за что-то серьезное. Все-таки возраст. До 24 лет не подумал бы, что могу стать актером, да еще актером такого жанра – оперетты. Каждый спектакль разным получался. Иногда чувствуешь себя неважно, горло немного прихватило, а ребята говорят: «Ну ты и пел сегодня!». А порой, кажется, выложился полностью, а тебе: «Нет, брат, чего-то не хватило». Мне очень помогала оценка друзей. Сейчас на репетиции или на спектакле порой так и хочется подсказать молодым артистам: это лучше сделать так, а это – так. Я ведь на практике, возможно, больше некоторых профессоров знаю. Никогда в помощи не откажу. Но профессионально преподавать не берусь – не чувствую в себе таких сил.
В этом сезоне из расчета на «старую гвардию» (Нина Болдырева и Вячеслав Леонов) в Музыкальном театре поставили театрализованное представление «Нестаромодная история» по мотивам лучших советских оперетт. Болдырева и Леонов играют в нем пару пожилых супругов, деда Захара и Семеновну, – взбалмошных, ворчливых, неугомонных, но очень трогательных и душевных. Они накаляют действие своими перебранками, вносят динамику яркими эмоциональными номерами, а в финале переворачивают душу лирическим дуэтом из оперетты «Конкурс красоты».
В «Нестаромодной истории» мастерство артистов старой закалки проявилось особенно ярко. 30 января у зрителей есть возможность убедиться в этом и поздравить Вячеслава Леонова с юбилеем.
Вячеслав Леонов и Нина Болдырева в спектакле «Нестаромодная история». Фото Музыкального театра РК